Понятие философской антропологии.Проблема человека в философии.

Филосо́фская антрополо́гия (от философия и антропология; филосо́фия челове́ка) в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно немецкой) первой половины XX века, исходившее из идей философии жизни Дильтея, феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — психологии, биологии, этологии, социологии, а также религии и др.

....Философская антропология.

Философская антропология - это одна из интереснейших, важнейших и к тому же влиятельнейших форм современного иррационализма. Многовековой опыт становления и развития философии убеждает, что у нее есть центральная тема, вокруг которой объединяются все остальные: многообразные, глубочайшие проблемы человеческого бытия.

Первоначально главная целевая задача антропологии состояла в том, чтобы создать интегральную концепцию человека. От Сократа и до наших дней особый интерес у философов вызывал внутренний (духовный) мир последнего. Кроме того, не выпадали из их поля зрения вопросы осмысления самоценности и значимости конкретного индивида как части чувственной природы. Современная философская антропология представлена самыми разными школами и направлениями, осмысливающими антропо-биологические основания человеческой жизнедеятельности, культуру, нравственность, этику, право и т.д. «Философская антропология ни в коем смысле и ни в какой степени не зависит от антропологии научной, - указывал Н.А. Бердяев, - ибо человек для нее не природный объект, а сверх-природный субъект. Философская антропология целиком покоится на высшем, прорывающемся за грани природного мира самосознания человека» [4].

Из множества представителей философской антропологии хотелось бы особо выделить М. Шелера, А. Гелена, Г. Плессне-ра, Э. Ротхаккера, Г. Херстенберга. В противоположность всем философским и научным (рационалистическим) концепциям человека, где излагались некие устойчивые принципы и структуры человеческой личности, представители современной философской антропологии наотрез отказались искать сущность человека вообще. Для них представлял интерес конкретный живой человек и его существование. При этом они рассматривали индивида как незавершенное существо, не поддающееся строгому научному определению и объяснению. Так, виднейший представитель философской антропологии Макс Шелер (1874— 1928) назвал ее «базисной наукой о сущностном строении человека», его духовном начале и о силах, которые движут им и которые движет он сам. «Задача философской антропологии, -писал Шелер, - точно показать, как из основной структуры человеческого бытия вытекают все специфические монополии, свершения и дела человека: язык, совесть, инструменты, оружие..., государство, руководство, миф, религия, наука...» [5].

Философ противопоставлял логике разума логику чувств. М. Шелер считал, что человеческое познание мира в значительной мере обосновывается опытом любовного отношения к нему; стало быть, без любви нет и познания человеческой жизни. Любовь, утверждал философ, представляет собой акт человеческого восхождения к высшей ценности. Об этом говорят многие факты: хотя бы то, что именно любовь конституирует человека как творческую личность и, кроме того, является условием более углубленного, а потому и более осознанного формирования человеческого начала в индивиде.

Статус человеческого бытия рассматривается М. Шелером в космологической перспективе через соотнесение человека с животными, другими видами и формами органического мира в плане становления и эволюции у них психического начала: чувственного порыва, или инстинкта. Жизнь человека содержит в себе все формы отношений с миром, и в этом смысле он ничем не отличается от животного. Более того, по Шелеру, «естественный человек - это животное. Он был и всегда останется им». Но между первым и вторым есть и существенные различия. Человек обладает «духовным бытием», главной базисной характеристикой которого является открытость миру. Если все животные жестко ограничены средой обитания, то человеческий дух посредством некой энергетики выводит своего обладателя на свободу, преодолевая ограниченность животного бытия. Из этих исходных качеств человеческого духа и формируется такая составляющая сути индивида, как способность его к интуиции, «априорному видению» мира и чувственно-эмоциональному отношению к нему через любовь. Отсюда философ заключает, что человек как личность есть необходимая и единственная форма существования духа.

Концепцию о сущности человеческого индивида, развитую М. Шелером в его философской антропологии, под несколько иным углом зрения осмысливает А. Гелен (1904-1976). Так, он решительно критикует всех тех мыслителей, которые рассматривают низшие ступени человеческого развития как относящиеся к животному образу жизни, а высшие - как подлинно человеческие. Однако в то же время, как и М. Шелер, специфическую сущность человеческого индивида он характеризует лишь в сравнении с животными. А. Гелен, подобно М. Шелеру, рассматривает человека как существо, открытое миру. Это значит, что человек как биологически недоразвитое существо в природе обречен на вымирание. Тело человека не имеет волосяного покрова, и он не имеет защиты от непогоды. Острота его зрения значительно уступает таковой у животных, и его постоянно подстерегают опасности.