Становление философии как науки.

 

Причины становления философии как науки:

 

1. Экономические:

а) скачок в развитии производительных сил;

б) появление товарно-денежных отношений;

в) отделение умственного труда от физического.

 

2. Политические:

а) ослабление родо-племенных структур;

б) возникновение первых государств.

 

3. Социальные:

а) возникновение классово-сословной иерархии;

б) рост научных знаний.

 

Изучая первые философские трактаты, можно составить представление о совокупности вопросов, которые волновали первых мыслителей: как возник мир и из чего он состоит, что лежит в первооснове мира, развивается или покоится мир, место человека в системе мира и его основные качества, соотношение души и тела человека, проблема жизни, смерти и бессмертия человека; проблема судьбы и круговорота жизни.

 

Философия древнего Китая.

 

Древнекитайская философия представлена такими направлениями, как конфуцианство, даосизм, и др.

 

Конфуцианство - одно из ведущих идейных течений Китая. Основатель - Конфуций, центральное место в его учении занимает человек. Если формы бытия выстроить в иерархическую лестницу, где земля - основание, а небо - верхушка, то человек (по Конфуцию) находится посередине. Вниз его ведут самолюбие, страсти, а вверх - стремление к высшей гармонии.

 

В структуре учения Конфуция выделяется три нравственных принципа:

- человеколюбие

- почитание ритуала почтения к прошлому

- возвышенный человек - средоточие всех совершенств в человеке

 

"Если человек любит других, он не убежит в горы."
"Беспокойся о том, что ты не знаешь людей."

"Каждый человек должен ко всем относиться одинаково, судить самого себя, заимствовать у людей только хорошее"

 

Даосизм - учение о Дао (путь вещей). Основатель Лао-Цзынь призывал следовать природе, жить естественной жизнью. Он считал, что все вещи рождаются и изменяются благодаря собственному пути и соотношению двух начал - Инь и Янь (мужского и женского начала).

 

Философия древней Индии.

 

В истории древнеиндийской философии выделяют периоды:

- ведийский

- брахмано-буддийский

 

Со времён раннего Средневековья сложилась традиция делить все философские школы древней Индии на ортодоксальные школы (признавали авторитет вед) и неортодоксальые школы. Ортодоксальная - например, йога, неортодоксальная - буддизм.

 

Античная философия.

 

В античной филосойии сформировался и господствовал космоцентризм как тип философского мировоззрения: окружающий человека мир - огромное, таинственное и упордоченное целое (космос), а сам человек - это микрокосмос, малая вселенная.

 

Раннегреческие философы природы.

 

Спецификой греческой философии в начальный период её развития является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Раннгреческие философы природы ищут некое первоначало, из которого всё произошло.

 

Анаксимен полагал, что первоначалом всего является воздух, представляя его как бесконечное и видя в нём лёгкость изменяемости и превращаемости вещей.

Гераклит эфесский считал, что образом вечного движения является огонь, у него космос - это вечно полыхающий живой огонь, тождественный божеству. Он разделял идею бессмертия души, считая смерть рождением души для новой жизни.

 

Философия Сократа.

 

Имя Сократа стало нарицательным и служит для выражения идей мудрости. Прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров: диалог стал его основным методом исследования. Он поставил в центр своего философствования человека, его сущность, внутреннее противоречие его души. В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродеятель происходит из знания - человек, знающий, что такое добро, не станет поступать плохо.

 

Философия Платона.

 

Платон - объективный идеалист. У него космос прекрасен, полон божественного смысла, это царство идей, вечных и нетленных. По Платону мир по природе двойственен: видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей.

Идея - центральная категория в философии Платона. Мир идей - это истинное бытие, а вещи - тени идей, их слабые копиию. Трактуя идею души, Платон говорит, что душа человека до его рождения находится в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, вспоминает о мире идей. В рассмотрении проблемы общества и государства Платон также опирался на теорию идей и идеала. Идеальное государство - это сообщество ремесленников-земледельцев, воинов и философов-правителей.

 

Философия Средневековья и Нового Времени.

 

Философия эпохи Средневековья.

 

В средневековой философии в общественном сознании доминировал теоцентризм как тип философского мировоззрения: мир - это творение Бога, как сверхъестественной и всемогущей животворной силы.

 

Таким образом, средневековая философия в западной Европе - это христианская философия. Её основными представителями являются Августин Блаженный и Фома Аквинский. Первый заложил мощный фундамент религиозно-философской мысли Средневековья. Его мировоззрение глубоко теоцентрично. Проблема бога и его отношения к Миру выступает как центральное. Мир, природа и человек, будучи результатом творения Бога, зависим от своего творца как сверхъестественного и внематериального абсолюта. Августин истолковывает Бога как личность, сотворившую всё сущее есть благо. Бог есть источник бытия и блага, наивысшая красота.

 

<...> {спасибо виндообнове, блджад}

 

Западноевропейская философия XVII века.

 

В философии Эпохи Возрождения и Нового Времени сформировался антропоцентризм как тип философского мировоззрения: человек - это венец эволюции жизни на земле, творец собственного счастья и судьбы.

 

Общим пафосом Эпохи Возрождения стала идея гумманизма, т.е. отстаивания принципа творческой самостоятельности человека, его достоинства, права на земные радости и счастье.

 

Развитие философии в Новое Время происходит за счёт углубленного изучения природы, соединения математики с естествознанием. Первым и величайшим исследователем природы в Новое Время был английский философ Френсис Бэккон - основоположник методологии, опытного научного исследования (обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины.

Путём, ведущим к знанию, по его мнению, является наблюдение, анализ, эксперимент, сравнение. Учёный должен в своих исследованиях идти от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям (индуктивный метод). Его девиз - "Знание - сила".

 

Рене Декарт поставил на первое место разум, сведя роль опыта к простой практической проерке данных интеллекта (дедуктивный метод). У него вселенная - это огромный механизм. Она изменчива и имеет историю своего развития. Материя находится в непрерывном количественном и качественном изменении, определяемом универсальными законами механики. Тем же законам подчиняется и органический мир. Животные - это сложные машины, человек, в отличие от животных, обладает душой, разумом и речью, что выводит его за пределы действия законов механики.

 

Бенедикт Спиноза исповедовал натуралистическиий пантеизм. Бог отождествляется с природой. Бог Спинозы неотделим от природы и не носит характер личности. Материя, начиная от камня, и заканчивая человеческим мозгом, способно мыслить, хотя и в разной степени. Мышление тем совершеннее, чес шире круг вещей, с которыми человек контактирует.