Карл Густав Юнг

- критиковал Фрейда за абсолютизацию либидо.

"надо рассматривать не индивидуальное, а коллективное бессознательное".

 

у католиков - от отца и сына

у православных - от отца

 

у католиков

телесное вознесение девы марии у католиков

непорочные зачатие марии анной

непогрешимость папы

лат

 

у правосл

церковнослав, греч

 

24 апреля

Философия экзистенциализма

экзистенция - существование

 

главная проблема - свободы.

 

1) необходимость - причинно-следственные связи

свобода - отсутствие необходимости, произвол человека

 

2) свобода как осознанная необходимость

первым связь между свободой и необходимостью увидел спиноза

для спинозы свобода - созерцать необходимость и не вмешиваться

эту позицию потом изменили марксисты: человек не просто должен познавать мир, а использовать своё знание, чтобы быть более свободными

 

 

из проблемы свободы вытекает проблема соотношения сущности (эссенции) и существования (экзистенции)

 

1) (классический подход)

сущность - качественное своеобразие вещи (человек)

существование - многообразные проявления этой сущности (женщина)

классики: сущность определяет существование

 

2) (экзистенциалисты)

Бердяев: человек рождается без к-л сущности, единственное, что ему дано - свобода выбора.

свобода рассматривается в единстве не с необходимостью, а с ответственностью

не обстоятельства, а сам человек ответственен за свой выбор

выбирая, человек формирует сам себя

 

 

человек страдает от одиночества.

всё его познавательная и другая деятельность - ради человека.

человек сам для себя

 

Бердяев - Хайдеггер - Камю - Сартр

 

согласно Э, свобода состоит в том, чтобы человек не выступал как вещь, которая формируется под влиянием естественной или социальной необходимости, а "выбирал" самого себя, формировал каждым своим действием, своим поступком.

 

тем самым свободный человек несёт ответственность за всё совершённое им, а не оправдывает себя обстоятельствами.

 

по бердяеву, чувство вины за всё совершающееся вокруг него - это чувство свободного человека. человек - не винтик в машине, а свободная личность, которая несёт ответственность за всё, что происходит вокруг.

 

Феноменология

Эдмунд Гуссерль

 

существуют феномены чистого сознания, от которых зависит познание окружающего мира.

 

Ф подразумевает беспредпосылочное описание опыта. Любой предмет воспринимается исходя из какой-то точки зрения.

 

Гуссерль: "Назад к самим вещам!".

 

Гуссерль предлагает отказаться от классического понимания.

 

1) мы должны воспринять вещь, как будто бы мы про неё ничего не знаем.

2) когда мы разбираем вещь, мы абстрагируемся, опираемся на её идеальный образ

3) мы отметаем все сопутствующие предметы, условия, обстановку, наши собственные установки итд

 

Задача Ф - познание полной системы образования сознания.

 

метод феноменологии состоит из непосредственного созерцания и феноменологической редукции

она происходит в три этапа:

1) отвлечение от естественной установки (наш опыт, т.з. итд). (всё внимание переносится на акт познания)

2) восприятие предмета как идеальной сущности

3) как сознание воспринимает эту идеальную сущность

 

критерий очевидности - аподиктические суждения, то есть немыслимость небытия вещи

мир мы не можем познавать, потому что его несуществование немыслимо.

 

эпохе - воздержание от предварительных суждений о реальном мире.

 

чистое сознание - когда мы весь эмпирический опыт убираем за скобки

 

Герменевтика

- толкование текстов.

(от имени Гермеса - передатчика бож. воли смертным)

 

теория интерпретации литературных текстов.

 

герменевтический круг:

перед нами текст. мы пытаемся понять его смысл, исходя из частных суждений. смысл частных суждений мы понимаем из всего текста. (=круг) чем больше понимаем части, тем больше целое. чем больше целое, тем больше части.

 

реальность рассматривается через призму культуры.

 

Фридрих Шлейермахер - процесс понимания никогда не завершается, это спираль. постоянное возвращение от целого к части и наоборот постоянно углубляет понимание части и расширяет понимание целого

 

Вильгельм Дильтей - воспринимаются так не только тексты, но и весь мир. Пытаясь понять некое явление, мы должны встать на точку зрения автора, вжиться в его роль.

 

Хайдеггер - мы постигаем всеобщее, имея дело только с отдельным. Мир можно познать только по частям.

 

Гадамер - наша задача - правильно войти в герменевтический круг. Это можно сделать благодаря интуиции, которая ведёт нас.

 

Интерпретация бесконечна. Круг целостен, никогда не порвётся.