Рационалистическая философия Рене Декарта

Рене Декарт (1596 - 1650 гг.). Работы Декарта

("Размышления о первой философии", "Рассуждение о методе")

На первом месте, как и у Ф. Бэкона, в его трудах содержалась

проблема метода научного познания. Декарт был

родоначальником рационализма. Истины математики

он считал совершенно достоверными, обладающими

признаками всеобщности и необходимости.

В силу этого обстоятельства Декарт отвел исключительную

роль в процессе познания такому методу, как дедукция.

Чувственный опыт не способен дать достоверное знание,

ибо мы часто сталкиваемся с иллюзиями и галлюцинациями,

а мир, воспринимаемый нами с помощью чувств, может

оказаться сном. Не являются достоверными и наши рассуждения

ибо мы не свободны от ошибок; до тех пор, пока у нас

нет достоверных посылок, мы не можем рассчитывать на

достоверность заключений.Декарт не отрицает и познавательной

ценности опыта, но он видит его функцию исключительно в том,

чтобы он приходил на помощь разуму там, где собственных

сил последнего недостаточно для познания. Основными

правилами дедуктивного метода, которые предложил

Декарт, являются следующие:

· Первое: не принимать за истинное ничего такого, что

не очевидно. В познании важно избегать поспешности и

предвзятости, проявлять здоровый скепсис (сомнение).

· Второе: мысленно делить (анализировать) всякий

исследуемый вопрос на максимально простые элементы

и, отталкиваясь от них, идти к осмыслению все более

сложных вопросов.

· Третье: полученные в итоге идеи располагать в

определенной последовательности, постепенно продвигаясь

от простого знания к более сложному, развернутому.

· Четвертое: накапливаемые научные сведения необходимо

приводить в систему, чтобы иметь максимально полное

и всестороннее знание о предметах.Процесс мышления

должен вести к постепенному преодолению всякого рода

сомнений, но одновременно и к новым сомнениям

. Сомнению следует подвергать данные и органов чувств

и математические положения. Вообще, оно является

весьма важным признаком мыслящего духа. "Я мыслю,

следовательно, существую", - подчеркивал Декарт. "

Во всем должно сомневаться", - призывал он. Принцип

рационального сомнения стал краеугольным камнем

всей его философии. Декарт полагает, что все возможные

вещи составляют две самостоятельных и независимых

друг от друга субстанции - духовную и телесную. Эти

субстанции познаются нами в их основных атрибутах;

для тел таким атрибутом является протяжение,

для душ - мышление Наиболее трудная проблема

философии Декарта отношение души и тела у человека

. Если у животных нет души, и они представляют

собой бездушные автоматы, то в случае человека это

очевидным образом не так. Человек способен управлять

своим телом с помощью ума, а ум - испытывать на себе

влияние тела. Декарт, проявлявший большой интерес к

успехам тогдашней медицины, отнесся с особым вниманием

к шишковидной железе, расположенной в центральной

части головного мозга, и связал с ней место, в котором

душевная субстанция взаимодействует с телесной.

Среди идей нашего мышления находится

идея Бога, как Совершенного Существа. А

весь опыт самого человека свидетельствует о

том, что мы, люди, существа ограниченные и несовершенные.

Каким же образом эта идея оказалась присуща нашему уму?

Декарт склоняется к единственно оправданной на его взгляд

мысли, что сама эта идея вложена в нас извне, а ее творец и

есть Бог, создавший нас и вложивший в наш ум понятие

о себе как о Совершеннейшем Существе.