XVIII век в истории мысли не случайно называют
эпохой Просвещения: научное знание, ранее
бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь
распространяется вширь, выходя за пределы
университетов, становясь предметом обсуждения.
На знамени просветителей написаны два лозунга – наука
и прогресс. При этом просветители обращаются не просто
к разуму, а к разуму научному, который опирается на
опыт и свободен от религиозных предрассудков.
В Англии философия просвещения нашла свое
выражение в творчестве Дж. Локка, Дж. Толанда, А. Коллинза.
В своих работах Локк разработал принципы естественного
права, предложил тот естественно-правовой идеал,
в котором выразились потребности набирающего
силу буржуазного класса.К неотчуждаемым правам
человека, согласно Локку, принадлежат три основных
права: на жизнь, свободу и собственность. Право на
собственность у Локка тесно связано с высокой оценкой
человеческого труда. Локк как и представители классической
буржуазной политэкономии, убежден в том, что собственность
каждого человека есть результат его труда. Из Англии
идеи Локка были перенесены во Францию, где встретили
восторженный прием, благодаря прежде всего Вольтеру:
человек в философии XVIII века предстает как
изолированный индивид, действующий в соответствии
со своими интересами, но с другой стороны философы,
отменяя прежние, добуржуазные формы
общности предлагают новую - юридическую всеобщность,
перед которой все индивиды равны. Во имя этой новой
всеобщности просветители требуют освобождения от
национальных и сословных границ.