Критическая философия И.Канта

Иммануил Кант (1724 –1804). «Критика чистого разума».

Под критикой Кант понимал исследование границ,

до которых простирается способность разума и

исследование других форм познания, которые

обусловливают возможность достоверной науки..

Основная задача – обосновать возможность

научного знания. Всякое знание начинается с

опыта, но опыт ограничен, поэтому истинные

суждения мы не можем образовать на одной

эмпирической основе. Ведь эмпирическое знание

единично, а значит случайно. Критерием истины

является ее всеобщий и необходимый характер.

Источником всеобщности и необходимости

достоверного знания являются независимые от

опыта и предшествующие опыту априорные

формы сознания (содержание знания

поступает из опыта). Философия Канта

называется «трансцендентальный идеализм»,

потому что ее предметом являются априорные

формы познания, конструирование нашей

познавательной способностью условий опыта.

Предпосылкой философии Канта является

деление мира на мир явлений (феноменов),

познаваемый с помощью априорных форм и

непознаваемый мир «вещи в себе» (ноуменов).

Наше сознание само строит предмет не в том

смысле, что порождает его, в том, что оно

сообщает ему ту форму, под которой он только

и может познаваться – форму всеобщего

и необходимого знания. Познание осуществляется

в присущих сознанию всех людей априорных формах

и ограничено ими, то есть представляют собой

только познание явлений. Поэтому вещи, как они

существуют сами по себе, непознаваемы.

Трансцендентное лежит за пределами познания

и не зависит от познающего субъекта. Научное

знание не всемогуще: есть область, где разум

не сможет дать нам точного ответа. «Вещь в себе»

оказывается чем-то сверхчувственным