Философская система Гегеля.

Гегель называл свою философскую систему

"абсолютным идеализмом". Абсолютная идея –

начало, источник, первопричина всего окружающего мира.

Исходным пунктом философии Гегеля выступает

тождество мышления и бытия.

Мышление по сравнению с чувственными

восприятиями представляет собой высшую

форму познания внешнего мира. Мы не можем

чувственно воспринимать то, чего уже нет (прошлое),

то, чего еще нет (будущее). Чувственные восприятия

связаны с объектами, предметами, непосредственно

воздействующими на наши органы чувств; наука же

обнаруживает, открывает явления, которых мы не

видим, не слышим, не осязаем. В целом философия

Гегеля делится на три части: логику, философию

природы и философию духа. Это триада, где каждая

часть выражает закономерный этап диалектического развития.

Логика составляет важнейшую часть его системы. Логика делится

на три части: учение о бытии, о сущности и о понятии.

Бытие и сущность рассматриваются как ступени, по которым

«взбирается» понятие, прежде чем оно предстанет

во всей своей всеобщности и полноте.

Истина — это процесс. Тем са­мым

Гегель вводит в философию понятие относитель­ной истины.

Гегель считает разум способностью по­стигать и разрешать

противоречия.Противоречие у него становится орудием

истины, аотсутствие противоречий — симп­томом заблуждения.

От логики Гегель переходит кфилософии природы.

Вторым этапом развития Абсолютной идеи – ее

"отчуждение" в лоно природы. Природа интересует

Гегеля не сама по себе, а как необходимый этап

развития абсолютной идеи. Философия духа.

Это третья ступень гегелевской системы,

представляющая собой синтез двух предыдущих.

Философия духа - посвящена рассмотрению «абсолютной идеи»

на заключительном этапе ее развития, когда она, покидая природу,

«возвращается» к самой себе в качестве «абсолютного духа».

Саморазвитие духа идет по трем ступеням: 1)Первая — «субъективный

дух» — индивидуальное человеческое сознание,

подразделяющееся на три вида:

антропологию, феноменологию и психологию.

2)Вторая ступень «объективный дух»

— человеческое общество и три его

главные формы: право, нравственность, государство.

3)Последняя ступень — «абсолютный дух» —

включает искусство, религию, философию.

Дух есть нечто единое и целое, но находящееся

в процессе развития, перехода от низшего к высшему.

Три этапа диалектического развития представляют

собой единство (тезис), множество (антитезис)

и структурированное единство (синтез двух

предыдущих моментов).Общий вывод гегелевской

философии состоит в признании разумности мира:

"Все действительное - разумно, все разумное - действительно".

Неразумное должно быть преодолено разумом.