Гуманитарно-антропологическое - раздел Философия, Специфика философского знания Направление В Философии Xx Века:
Основные Т...
направление в философии XX века:
основные течения и идеи.
Первая половина XX века прошла под знаком
поворота западной философии к человеку
. АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
философии оформилось в трех основных
школах: философия жизни, экзистенциализм
и философская антропология.Философия
жизни(Шопенгауэр, Ницше) Шопенгауэр
утверждал, что весь окружающий человека
органический мир пронизан некоей слепой
силой – «волей к жизни».Она есть абсолютное
начало всего бытия. Эта воля не имеет разумной
цели, она иррациональна. Подчеркивая иллюзорность
счастья и неотвратимость страдания, корни которого
уходят в «волю к жизни» с ее бессмысленностью и
вечной неудовлетворенностью, Шопенгауэр называет
существующий мир «наихудшим из возможных».
Ф. Ницше считал, что основным законом мироздания
является неисчерпаемая воля к власти, к влиянию
и господству. Мир - это арена борьбы за власть,
за превосходство над другими. Ф. Ницше
отвергает рациональность в философии,
не приемлет христианскую религию и связанную
с ней традиционную мораль, ибо они якобы
защищают слабых и делают сильных ничтожеством.
Идеальным образцом для Ницше был сверхчеловек,
освободившейся от слабых сторон своей природы.
«Пусть гибнут слабые и уродливые» - первая
заповедь «человеколюбия» Ф.Ницше.
Экзистенциализм (Марсель, Ясперс, Камю, Сартр, Бердяев)
Обычно различают религиозный, и атеистический
экзистенциализм. Центральные вопросы экзистенциализма
— существование человека, смысл его жизни и
судьбы в мире. Человек есть лишь то, что он
сам из себя делает. Он есть ничто иное как его
проект самого себя, и он существует лишь
настолько, насколько сам себя осуществляет.
Экзистенциализм исходит из субъекта,
полагая, что существование предшествует
сущности. А. Камю полагает, что в основе
мира лежит хаос и там бал правит
случайность, посему рациональное
познание не имеет смысла. Человек,
по Ясперсу, осужден жить в обществе
, пребывать в истории. Но он способен
сохранить свое «Я», сопротивляться и даже
переносить кризисы общества, ибо он сохраняет
способность к свободе выбора и ответственности
за сделанный выбор.Философская антропология.
Родоначальниками философской антропологии
следует считать Макса Шелера и Хельмута Плеснера.
Человек является сложной целостной системой,
которая, в свою очередь, является компонентом
более сложных систем — биологической и
социальной. Философская антропология пытается
на основе тех или иных особенностей человека
найти способы постановки и решения всех
философских проблем. В отличие от рационалистических
учений, философская антропология вовлекает в сферу
исследования душевно-духовную жизнь человека
(эмоции, инстинкты, влечения), что зачастую
приводит к иррационализму.
С точки зрения философской антропологии человек
уникален и универсален (он венец природы,
которому нет равных, он обладает уникальными
способностями, ничто ему не чуждо).
Все темы данного раздела:
Основной вопрос философии.
· Философия – особая культура мысли.
Она имеет дело с чисто понятийным определениями,
постигает мир в предельных понятиях.
· Предметом философского мышления
выст
Философии – онтологическая и гносеологическая.
· Онтологическая (бытийная) сторона основног
о вопроса философии заключается в постановке
и решении проблемы: что первично – материя
или сознание?
· Суть гносеол
Онтологическую сторону основного
вопроса философии представляют:
Ø Материализм (так называемая «линия Демокрита») –
направление в философии, сторонники которого
с
Гносеологическая сторона основного вопроса
философии представлена:
Ø эмпиризмом(сенсуализмом). Основателем
эмпиризма является Ф. Бекон. Эмпиристы считали
, что в основе поз
Предмет, структура и функции философии.
Вопрос о предмете философии является дискуссионным,
т.к. на вопросы возникающие в исторически конкретных
условиях жизни, невозможно дать ответы, пригодные для всех
времен
Становление античной диалектики.
Греческая античная философия сформировалась
в VII - VI вв. до нашей эры. Спецификой греческой
философии, особенно в начальный период её развития,
является стремление поня
Диалектики считается Гераклит. "Все течет" – главный
принцип философии Гераклита. Согласно ему,
ничто не остается в покое, но все подобно реке,
пребывающей в вечном движении. Этот принцип и
вошел в историю
Объективный идеализм Платона.
Выдающееся место в истории древнегреческой
философии принадлежит Платону (428–347 до н. э.).
Платон является, по существу, первым древнегреческим
философом, о деятельност
Характерные черты и особенности
философии XVII.Философия XVII века в
Западном мире рассматривается в основном как начало
философии Нового времени, и отступление от
средневекового подход
Рационалистическая философия Рене Декарта
Рене Декарт (1596 - 1650 гг.). Работы Декарта
("Размышления о первой философии", "Рассуждение о методе")
На первом месте, как и у Ф. Бэкона, в его трудах содер
Характерные черты и особенности
философии XVIII века.Первой в эту эпоху
вступает Англия. Для английских просветителей
(Д.Локк, Д.Толанд, М.Тиндаль и др.) был
а характерна борьба с тради
Европейской философии XVII-XVIII веков.
XVIII век в истории мысли не случайно называют
эпохой Просвещения: научное знание, ранее
бывшее достоянием узкого круга ученых, теперь
распространяется вширь, выходя за п
Критическая философия И.Канта
Иммануил Кант (1724 –1804). «Критика чистого разума».
Под критикой Кант понимал исследование границ,
до которых простирается способность разума и
исследование друг
Философская система Гегеля.
Гегель называл свою философскую систему
"абсолютным идеализмом". Абсолютная идея –
начало, источник, первопричина всего окружающего мира.
Исходным пункто
Антропологическая философия Л.Фейербаха.
Ядрoм филoсoфскoй кoнцепции Фейербаха был
челoвек, кoтoрый «и есть Бoг». Религия —
прoдукт челoвеческoй фантазии.
В рабoте «Сущнoсть христианства»
Фейербах дал к
Категория бытия, ее смысл и специфика.
Один из центральных разделов философии, изучающих
проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема
бытия – одна из главных в философии. Становление
философии начина
Проблема материи в истории
философии. Понятие материи.Вопрос о
сущности материи, о ее соотношении с
сознанием является предметом ожесточенной
борьбы на протяжении всей истории фило
Основные атрибуты материи.
Мате́рия — философская категория для
обозначения физической субстанции
вообще, в противоположность сознанию
(духу)Атрибутами материи, всеобщими
Деятельности, направленной на отражение и
преобразование действительности.Впервые
сознание как особая реальность, отличная от
материальных явлений была выявлена Парменидом
. Продолжая эту традици
Диалектика как теоретическая система.
Диалектика это наука о развитии и всеобщей связи,
наука о наиболее общих законах развития природы,
общества и мышления.Диалектика включает в себя
объективную и субъективн
И метафизики как методов познания.
Диалектику и метафизику принято считать
важнейшими из методов, используемых философией
для познания мира. Противоположность
диалектического и метафизического методов
Закон перехода количественных изменений в
Качественные .Накопление незаметных, постепенных
изменений в определенный момент с необходимостью
приводит к существенным, коренным, качественным
изменен
Закон единства и борьбы противоположностей.
Наличие противоречий в системе вызывает движение,
направленное на разрешение этих противоречий.
Согласно данному закону противоречие выступает
движущей силой всякого разв
Сущность познания. Субъект и
объект познания.Человечество всегда
стремилось к приобретению новых знаний.
За тысячелетия развития человек прошел
длительный и тернистый путь от примити
Чувственное и рациональное в познании.
Рассмотрим структуру познавательного
процесса в зависимости от традиционно
выделяемых в классической гносеологии
двух основных уровней познания –
чувственного
Соотношение эмпирического и теоретического
уровней.Как развивающаяся система знания, наука
включает в себя два основных уровня –
эмпирический и теоретический. Эмпирическое
исследование направлено
Методов социального познания.
Анализ - мысленное или реальное разложение
объекта на составляющие его части.
Синтез - объединение познанных в результате
анализа элемен
Проблема критериев истины.
Платон считал, что “тот, кто говорит о вещах
в соответствии с тем, каковы они есть, говорит
истину, тот же, кто говорит о них иначе, — лжет”
. Долгое время классическа
Ясность и отчетливость.
§ Дальнейшее развитие рационализм находит в
концепции когерентности. Например, «2х2 = 4»
истинно не потому, что совпадает с реальностью, а
потому, что на
Философской мысли.
Вопрос «Что такое Человек?» является поистине вечным:
он проходит через всю историю человечества. Проблема
человека в философии – это, прежде всего, вопрос о
том, какое м
Философии.Социальные роли личности
Человек — биосоциальное существо.
Чeлoвeк - пpoдyкт пpиpoды, плoд
биoлoгичecкoй эвoлюции. Человек
не только природное существо. Сама
по себе природа не наделяет
Процесс формирования личности.
Индивидом обычно называют единичного
конкретного человека, рассматриваемого
в качестве биосоциального существа.
Понятие «человек» как правило, употребляют,
желая
Новости и инфо для студентов