Гуманитарно-антропологическое

направление в философии XX века:

основные течения и идеи.
Первая половина XX века прошла под знаком

поворота западной философии к человеку

. АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

философии оформилось в трех основных

школах: философия жизни, экзистенциализм

и философская антропология.Философия

жизни(Шопенгауэр, Ницше) Шопенгауэр

утверждал, что весь окружающий человека

органический мир пронизан некоей слепой

силой – «волей к жизни».Она есть абсолютное

начало всего бытия. Эта воля не имеет разумной

цели, она иррациональна. Подчеркивая иллюзорность

счастья и неотвратимость страдания, корни которого

уходят в «волю к жизни» с ее бессмысленностью и

вечной неудовлетворенностью, Шопенгауэр называет

существующий мир «наихудшим из возможных».

Ф. Ницше считал, что основным законом мироздания

является неисчерпаемая воля к власти, к влиянию

и господству. Мир - это арена борьбы за власть,

за превосходство над другими. Ф. Ницше

отвергает рациональность в философии,

не приемлет христианскую религию и связанную

с ней традиционную мораль, ибо они якобы

защищают слабых и делают сильных ничтожеством.

Идеальным образцом для Ницше был сверхчеловек,

освободившейся от слабых сторон своей природы.

«Пусть гибнут слабые и уродливые» - первая

заповедь «человеколюбия» Ф.Ницше.
Экзистенциализм (Марсель, Ясперс, Камю, Сартр, Бердяев)

Обычно различают религиозный, и атеистический

экзистенциализм. Центральные вопросы экзистенциализма

— существование человека, смысл его жизни и

судьбы в мире. Человек есть лишь то, что он

сам из себя делает. Он есть ничто иное как его

проект самого себя, и он существует лишь

настолько, насколько сам себя осуществляет.

Экзистенциализм исходит из субъекта,

полагая, что существование предшествует

сущности. А. Камю полагает, что в основе

мира лежит хаос и там бал правит

случайность, посему рациональное

познание не имеет смысла. Человек,

по Ясперсу, осужден жить в обществе

, пребывать в истории. Но он способен

сохранить свое «Я», сопротивляться и даже

переносить кризисы общества, ибо он сохраняет

способность к свободе выбора и ответственности

за сделанный выбор.Философская антропология.

Родоначальниками философской антропологии

следует считать Макса Шелера и Хельмута Плеснера.

Человек является сложной целостной системой,

которая, в свою очередь, является компонентом

более сложных систем — биологической и

социальной. Философская антропология пытается

на основе тех или иных особенностей человека

найти способы постановки и решения всех

философских проблем. В отличие от рационалистических

учений, философская антропология вовлекает в сферу

исследования душевно-духовную жизнь человека

(эмоции, инстинкты, влечения), что зачастую

приводит к иррационализму.
С точки зрения философской антропологии человек

уникален и универсален (он венец природы,

которому нет равных, он обладает уникальными

способностями, ничто ему не чуждо).