Один из центральных разделов философии, изучающих
проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема
бытия – одна из главных в философии. Становление
философии начиналось именно с изучения проблемы бытия.
Бытие есть всеохватывающая реальность, предельно общее
понятие о сущем.каждый из философов прошлого трактовал
ее в соответствии с исходными принципами своего учения.
Отсюда заметная разноголосица истолкований смысла и
содержания этой философской категории. Парменид
одним из первых в европейской мысли ввел и стал
употреблять философское понятие бытия в его общем,
абстрактном значении. Он изображал его в виде некоего
самого большого шарообразного «футляра»,
вмещающего все, что существует в мире.В древнегреческих
представлениях аналогом Бытия является то или иное
первоначало, в частности, такими первоначалами были
огонь, земля, вода и воздух, апейрон Анаксимандра.
К эквивалентам Бытия можно отнести и кантовскую
"вещь в себе", и Материю материалистов, и гегелевские
"Абсолютную идею" и "Абсолютный Дух",
слитые воедино друг с другом и с природой.
Таким образом, «Бытие» есть «наиболее общее»
понятие. Именно только в нем можно получить
и найти все. Когда мы говорим "Все", то это то
же самое, что говорить "Бытие". Бытие не определяется.
Категорией, противоположной бытию, является небытие.
Небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.
Основные формы бытия:
· бытие вещей (тел), процессов (природное бытие);
· бытие человека;
· бытие духовного (идеального);
· бытие социального.
Специфика категорий бытия
состоит в том, что с ее помощью можно анализировать
процессы, относящиеся к отдельным вещам, предметным
сферам и миру в целом.
Бытие – не ощущаемое, а категориально-мыслимое бытие.
Такое определение дал немецкий мыслитель Гуссерль.