преобразование действительности.Впервые
сознание как особая реальность, отличная от
материальных явлений была выявлена Парменидом
. Продолжая эту традицию, софисты, Сократ, Платон
утверждали противоположность духовного и материального.
Так, например, Платон создал грандиозную систему
“мира идей”.В средневековой философии сознательная
человеческая деятельность рассматривается как “отблеск”
всемогущего божественного разума, что являлось
убедительным доказательством сотворенности
человека.Наибольшее влияние на разработку проблем
сознания в Новое время оказал Декарт, который главное
внимание акцентировал на высшей форме сознательной
деятельности – самосознании. Сознание философ
рассматривал как созерцание субъектом своего внутреннего
мира как непосредственную субстанцию, противостоящую
внешнему пространственному миру.
Французские материалисты XVIII века (Ламетри, Кабанис)
обосновывали положение о том, что сознание является
особой функцией мозга, благодаря которой он способен
приобретать знания о природе и себе самом. В XIX веке
возникают различные теории, ограничивающие сознательную
деятельность, настаивающие на врожденном бессилии разума,
проповедующие иррационалистические подходы к оценке
человеческой духовной деятельности (Шопенгауэр, Ницше
, фрейдизм, бихевиоризм и другие).
К.Маркс и Ф.Энгельс сформулировали идею вторичности
сознания, его обусловленностью внешними факторами
и прежде всего экономическими.Помимо основных
подходов к самой проблеме сознания в философии
существуют различные точки зрения на вопрос о
происхождении сознания. Можно выделить три
основополагающие из их числа:
· сознание имеет космическое (либо божественное)
происхождение; Согласно космической (божественной)
точке зрения сознание существует само по себе,
независимо от его материальных носителей –
живых организмов, человека.
· сознание присуще всем живым организмам;
· сознание – свойство исключительно человеческое.