Объективный идеализм Платона.

Выдающееся место в истории древнегреческой

философии принадлежит Платону (428–347 до н. э.).

Платон является, по существу, первым древнегреческим

философом, о деятельности которого можно судить по

его собственным произведениям. Мир материальных вещей

непостоянен и изменчив: материальные вещи возникают

и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего

прочного и истинного. Постоянными, вечными и неизменными

являются идеи (эйдосы) материальных предметов. Идея – это

сущность предмета, отделенная от него, «вынутая» из человеческого

сознания и помещенная в некий идеальный мир, где собраны все

идеи всех предметов. Любая материальная вещь является лишь

материальным отображением идеи данной вещи. Например,

лошади рождаются и умирают, но они лишь являются

воплощением идеи лошади, которая вечна и неизменна.

Идея - образец, модель, по которой создаются, «копируются»

предметы. Материальный мир образуется из соединения

«идеи» и «материи», того, что придает «идее» оформленность

и вещественность. Платон считает, что первичен именно мир

идей, мир вещей вторичен. Поэтому его называют создателем

первой в мире идеалистической системы. Антропология.

Философ традиционно выделяет душу и тело в человеке.

Тело смертно - душа бессмертна. Душа - это «эйдос»,

сущность человека. Назначение тела - быть временным

вместилищем души (тюрьма души). Душа состоит из

трех частей - разумной (ведущей), аффективной (страстной)

и вожделеющей. по Платону, знание есть не что иное как

припоминание того, что они созерцали ранее.

Теория познания Платона базируется не на чувственных

знаниях, а на познании. Платон считает, что ни чувства,

ни ощущения в силу своей переменчивости никогда и ни

при каких условиях не могут быть источником истинного

знания. Самое большее, что могут выполнить чувства – это

выступить в качестве внешнего стимулятора,

побуждающего к познанию. Концепцию идеального

государства. В государстве и в душе каждого отдельного

человека имеются одни и те же начала. Трем началам

человеческой души, а именно: разумному, яростному и

вожделеющему в государстве соответствуют три аналогичных

начала – совещательное, защитное и деловое, а последнее в

свою очередь формирует три сословия – философов-

правителей, воинов-защитников и производителей

(ремесленников и земледельцев). Государство, по Платону,

может считаться справедливым лишь в том случае,

если каждое из трех его сословий выполняет в нем

свое дело и не вмешивается в дела других. Государство

Платона построено по жесткому кастовому принципу,

переход из одного сословия в другой невозможен. Это

государство в котором интересы личности подчинены

интересам общества, человек лишен свободы выбора.

(№5)Философская система Аристотеля.Характеризуя

взгляды Аристотеля, следует сказать, что вначале он

находился под сильным влиянием учения Платона,

но постепенно освободился от него, затем

подвергает его критическому анализу и создает

собственное философское учение.Ошибка Платона,

с его точки зрения, состояла в том, что он оторвал

«мир идей» от реального мира. Сущность предмета

в самом предмете, а не вне него. Нет и мира «чистых идей»,

существуют только единичные и конкретно определенные

предметы. Сущность предмета и причина его заключена

в форме, которая неотделима от вещи. Форма – ключевое

понятие Аристотеля. Именно форма делает предмет тем,

чем он является. Бронзовый шар и бронзовая статуя едины

по материи, но различны по форме.Диалектические знания

опирающиеся на чувственное восприятие, исходящее из

опыта и движущееся в области несовместимых

противоположностей, дает только вероятностное знание,

то есть более или менее правдоподобное мнение о предмете

исследования. Истинное знание, согласно Аристотелю,

достигается не с помощью чувственного восприятия

или путем опыта, а благодаря деятельности ума, который

обладает необходимыми способностями для достижения

истины. Поиск истины осуществляется через силлогизмы

(умозаключения) с использованием индукции и дедукции.

Вот один из примеров, показывающих, как с помощью

логического анализа можно познать истину. Из двух

силлогизмов: “все люди смертны” и “Сократ есть человек”

, можно сделать вывод, что “Сократ смертен”.Происхождение

общественной жизни, формирование государства Аристотель

объясняет не божественными, а земными причинами. Согласно

Аристотелю, государство возникает естественным путем

для удовлетворения жизненных потребностей и целью его

существования является достижение блага людей.В зависимости

от числа властвующих (один, немногие, большинство) определяется

форма государства. При этом существуют как правильные,

так и неправильные формы правления. Тремя правильными

формами государства являются монархическое правление,

аристократия и политика. Ошибочными, неправильными являются

тирания, олигархия, демократия.