Характерные черты и особенности

философии XVII.Философия XVII века в

Западном мире рассматривается в основном как начало

философии Нового времени, и отступление от

средневекового подхода, в особенности от

схоластического. Период ранней философии начала

XVII века часто называют Эпохой рационализма Развитие

нового – буржуазного общества порождает изменения

не только в экономике и политике - оно меняет и сознание

людей. Важнейшим фактором такого изменения

общественного сознания оказывается наука, и

прежде всего экспериментально-математическое

естествознание, которое как раз в XVII в. переживает

период своего становления: не случайно XVII век обычно

называют эпохой научной революции.В Новое Время в

отличие от античности и Средневековья сформировалось

новое представление о науке. Наукой стали заниматься

ради практической пользы. Появилось стремление познать

природу. Природа стала пониматься как практическое бытие

и поэтому главной наукой стало естествознание. Особенностью

науки Нового Времени является, с одной стороны, опора на

опытно-экспериментальное знание как средство достижения

истины, свободное от авторитетов и догматов и, с другой стороны,

успехи математики. Лидером естествознания среди наук стала

механика. Философия активно участвовала в развитии новой науки.

Творчество Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. В. Лейбница и

других философов XVII в. способствовало развитию естествознания.

Такие мыслители, как Р. Декарт и Г. В. Лейбниц

, были не только философами, но и крупнейшими

учеными своего времени. С развитием научного

естествознания возникла потребность в осмыслении

методов познания и выработке методологии научного

исследования. На путях решения этой проблемы оформились

два основных течения западноевропейской философской

мысли XVII в. — эмпиризм(Френсиса Бэкона: Томас Гоббс,

Джон Локк и Джордж Беркли) и рационализм

(Рене Декарта, Бенедикта Спинозу и Готфрида Лейбница).

Этот период так же стал периодом рождения классики политической

мысли, в частности, трактат Томаса Гоббса «Левиафан», а также

«Два трактата о правлении»Джона Локка. Философия 17 век

а превращается в науку о природе, человеке, его сущности и о Боге,

как перводвигателе всего сущего.

(№7).Философские взгляды Ф.Бэкона.Начало

новой европейской философии связано фигурой

Фрэнсиса Бэкона (1561–1626 гг).Главным сочинением

Бэкона по методологии научного познания был «Новый Органон»

В нем дается изложение «новой логики» как главного пути к

получению новых знаний и построению новой науки

Ф. Бэкон поставил важный вопрос – о методе научного познания

В связи с этим, он выдвинул учение о так называемых «идолах»

(призраки, предрассудки), препятствующих

получению достоверного знания.

В своем учении Ф. Бэкон выделил следующие

разновидности идолов (призраков):

· «призраки рода». Они обусловленысамой

природой человека, спецификой его органов

чувств и разума. Чувства либо искажают предмет,

либо вовсе бессильны дать реальные сведения о нем.

· «призраки пещеры». Бэкон понимал под ними

особенности человеческой психологии, связанные с характером

и другими сторонами личности. Чувства и эмоции, воли и страсти

буквально «окропляют» разум, а иногда даже «пятнают» и «портят» его.

· «призраки площади» («рынка»). Они возникают

в ходе общения людей и обусловлены, прежде всего

, влиянием неправильных слов и ложных понятий на ход познания.

Эти идолы «насилуют» разум, ведут к смятению и бесконечным спорам.

· «идолы театра». Они представляют собой слепую и фанатичную

веру в авторитеты, что нередко имеет место в самой философии.

Все идолы могущественны и упорны. Однако, получение

истинного знания все же возможно, и основным орудием

для этого является правильный метод познания. Учение

о методе стало, по сути дела, основным в творчестве Бэкона.

Философ выделяет конкретные пути, с помощью которых

может проходить познавательная деятельность. Это:

· "Путь паука" – получение знания

из "чистого разума", то есть рационалистическим

путем. Рационалисты оторваны от реальной

действительности, догматичны и, по Бэкону,

"ткут паутину мыслей из своего ума".

· "Путь муравья" – во внимание принимается

исключительно опыт, то есть догматический эмпиризм

(противоположность оторванного от жизни рационализма).

Данный метод несовершенен. "Чистые эмпирики" концентрируют

внимание на практическом опыте. Таким образом, они получают

внешнюю картину знания, видят проблемы "снаружи",

"со стороны", но не могут понять внутреннюю сущность

изучаемых вещей и явлений, увидеть проблему изнутри.

· "Путь пчелы", по Бэкону, – идеальный

способ познания. Используя его, философ-исследователь

берет все достоинства "пути паука" и "пути муравья" и

в то же время освобождается от их недостатков.

Следуя по "пути пчелы", необходимо собрать

всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть

на проблему "снаружи") и, используя возможности

разума, заглянуть "вовнутрь" проблемы, понять ее

сущность. Таким образом, лучшим путем познания,

по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции

(сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с

использованием рационалистических приемов понимания

внутренней сущности вещей и явлений разумом.

Индукция как метод опытного познания ведет в итоге и

к формулировке аксиом, т.е. положений, уже не

нуждающихся в дальнейших доказательствах.

"Нет ничего в разуме, чего не было до этого

в чувствах", – так гласит основной тезис сторонников

эмпиризма как течения в гносеологии. Однако

данные органов чувств, все же нуждаются в

обязательной экспериментальной проверке.

Вот почему индукция и есть метод познания,

соответствующий экспериментальному естествознанию.