ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ
(для комплексной контрольной работы)
1. Мировоззрение, его исторические формы. Структура мировоззрения.
2. Философия в системе культуры. Предмет и функции философии.
3. Специфика философских проблем и структура философского знания.
4. Философия Древнего Китая и Древней Индии.
5. Основные этапы развития античной философии. Учение Платона об идеях и идеальном государстве.
6. Теоцентризм средневековой философии. Патристика и схоластика.
7. Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения.
8. Взаимосвязь философии и науки в эпоху Нового времени. Эмпиризм и рационализм.
9. Социально-политические идеи эпохи Просвещения.
10. Немецкая классическая философия.
11. Философия марксизма.
12. Русская религиозная философия.
13. Гуманистические тенденции в развитии социально-философской мысли Беларуси.
14. Философия ХХ века и ее основные направления.
15. Философское понимание бытия. Метафизика и онтология.
16. Материя и ее основные атрибуты (движение, пространство, время). Эволюция представлений о материи в истории философии.
17. Диалектика как учение о развитии. Основные законы диалектики.
18. Смысл и назначение человеческого бытия. Смерть и бессмертие.
19. Сознание, его происхождение и структура.
20. Общественное сознание, его структура и формы.
21. Сознание и бессознательное.
22. Мышление и язык.
23. Проблема познаваемости мира в философии.
24. Чувственное и рациональное в познании, их взаимосвязь.
25. Проблема истины в философии. Практика как критерий истины.
26. Научное познание. Специфика, уровни, формы и методы научного познания.
27. Общество как развивающаяся система. Основные сферы жизни общества.
28. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию развития общества. Специфика законов общественного развития.
29. Роль культуры в жизни общества. Ценностные приоритеты в современном мире.
30. Глобализация современного мира. Сущность глобальных проблем современности.
Философия– форма культуры, которая создает обобщённую картину мира и места человека в нем, изучает возможности человека познавать и преобразовывать действительность, разрабатывает понятийно-категориальную структуру мышления человека и др. Термин «философия» в переводе с греческого языка обозначает любовь к мудрости (phileo – люблю, sophia – мудрость). Слово «философ» впервые употребил Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона.
Первоначально понятие «философия» означало совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. Философские знания древних охватывали как практические наблюдения и выводы, зачатки наук, так и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Ценность мудрости усматривалась в том, что она позволяла выносить практические решения, служила руководством поведения и образа жизни человека.
Возникновение философии означало появление особой духовной установки – поиска единой основы для всех явлений мира, единства мира и человека, гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, их верованиями, идеалами, надеждами.
Философия –это рационально-критическая форма мировоззрения, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нём человека, уяснение различных форм отношения человека к миру и человека к человеку.
Хотяпредметная областьфилософии претерпевала исторические изменения, в ней можно вычленить основные темы и направления поисков:
1) раскрытие сущности мира, принципов его устройства; поиск первоосновы всего существующего. Это вопросы: что представляет собой мир, в котором мы живем, как он возник, каково его прошлое и будущее?
2) осмысление специфики и сущности человеческого бытия в мире, смысла существования человека в мире.
3) проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. В рамках этой темы разрабатываются вопросы познаваемости мира, условий и механизмов познавательной и преобразующей деятельности человека, возможностей и границ разных познавательных способностей человека, соотношения мнения и знания, истины и заблуждения и др.
4) рассмотрение социальных и межличностных отношений, в систему которых включен человек. В ряду этих вопросов важнейшие – общество, его структуры, факторы и динамика развития, специфика законов общественного развития, возможности человека влиять на протекание исторических событий и процессов и др.
Все эти обозначенные проблемы философии присутствуют в той обобщающей формулировке основных тем философии, которую дал Кант: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? А поскольку философия при решении всех проблем ориентирована на человека и высшие нравственные ценности (каким надо быть, чтобы быть человеком?), он свёл три свои вопроса к четвертому: что есть человек?
Функции философии:
Мировоззренческая –философия способствует формированию целостной картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нём, принципов взаимодействия с окружающим миром и другими людьми. Философия как рационально-критическая форма мировоззрения – важнейшая ценностно-регулятивная система, она формирует ценностные установки и ориентации человека, которые воплощаются в его деятельности и поведении.
Познавательная – одна из основополагающих функций философии. Философия имеет целью адекватное достоверное познание действительности.
Методологическая– философия вырабатывает фундаментальные идеи, принципы и правила познавательной деятельности человека, методы познания окружающей действительности. Она разрабатывает понятийно-категориальный аппарат познания, который помогает человеку мыслить точно и концептуально.
Критическая – философия подвергает сомнению наличное знание, исследует его философские основания и предпосылки, способы обоснования и границы. Это расширяет границы познания, увеличивает степень обоснованности и достоверности знания.
Конструктивно-эвристическая –философские основания участвуют в перестройке нормативных структур науки и картины мира, помогают строить новые теории.
Аксиологическая – заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – моральных, этических, идеологических и т.д.
Социальная– философия исследует общество, историю, современное состояние и тенденции его развития, выявляет его структуру, движущие силы, вскрывает противоречия, ищет пути совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функция – культивирование гуманистических ценностей и идеалов, формирование ценностных установок и ориентаций человека, поиск смысла жизни человека.
Прогностическая функция – на основании критического анализа истории развития культуры, общества, познания, науки и их современного состояния философия способна вырабатывать категориальные матрицы, идеи и принципы, которые являются избыточными (опережающими) по отношению к наличной культуре и позволяют прогнозировать тенденции ее развития.
ГУМАНИЗМ И АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Эпоха Возрождения ХV – ХVI вв. – период ранней стадии кризиса феодализма и зарождения буржуазных отношений. Термин Возрождение употребляется для обозначения стремления ведущих деятелей эпохи возродить идеалы и ценности античной культуры. Однако в этом значении термин «Возрождение» следует трактовать весьма условно. Возрождение означало на деле поиск нового, а не реставрацию старого. Пережитое, культурный потенциал и накопленный опыт будет оказывать воздействие, поскольку именно этот капитал является той экономической и культурной средой, в которой приходится действовать людям, ориентированным на его преодоление. Таким капиталом, наследием для мыслителей и деятелей эпохи Возрождения было средневековье. Хотя Возрождение и противопоставляет себя христианству, но оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несёт на себе отпечаток многих её черт. Эпоху Возрождения можно характеризовать как эпоху перехода, потому что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются основы буржуазных общественных отношений, прежде всего в сфере экономики, именно в этот период получают развитие науки, меняются отношения церкви и государства, формируется идеология секуляризма и гуманизма. Важнейшая отличительная черта мировоззрения эпохи Возрождения – ориентация на человека. На передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья в этой жизни, на Земле. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти своё место в жизни.
Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Центральная фигура не Бог, а человек. Бог – начало всех вещей, а человек – центр всего мира. Общество не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей. Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен. Ему всё по плечу, он может всё. Эпоха Возрождения характеризуется новым уровнем самосознания человека: гордость и самоутверждение собственной силы и таланта, жизнерадостность и свободомыслие становятся отличительными чертами передового человека того времени. Поэтому именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладающих ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделяющихся среди людей своей волей, целеустремлённостью, огромной энергией.
Мировоззрение людей эпохи Возрождения носит ярко выраженный гуманистический характер. Человек в этом мировоззрении истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Мыслители эпохи Возрождения, естественно, не могли быть атеистами или материалистами. Они верили в Бога, признавали его творцом мира и человека. Бог, по их мнению, дал человеку свободную волю, и теперь человек должен действовать сам, определять свою судьбу и отвоёвывать своё место в мире.В философии этой эпохи значительно ослаблены мотивы греховной сущности человека, «испорченности его природы». Основная ставка делается на собственные силы человека. Оптимизм, вера в безграничные возможности человека присущи философии этой эпохи. Важным элементом мировоззрения является также культ творческой деятельности. Материально-чувственная деятельность, в том числе и творческая, приобретает своего рода сакральный характер. В ходе её человек не просто удовлетворяет свои земные потребности: он создаёт новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире – самого себя. В мировоззрении эпохи Возрождения происходит реабилитации человеческой плоти. В человеке имеет значение не только его духовная жизнь. Человек – это телесное существо. И тело – это не «оковы души», которые вечно тянут её вниз, обуславливают греховные помыслы и побуждения. Телесная жизнь сама по себе самоценна. С этим связан широко распространённый в эпоху Возрождения культ Красоты. Живопись изображает, прежде всего, человеческое лицо и человеческое тело.
Это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших наук, дающих истинное знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.)
Большинство из них опираются на опыт и разум, а не на интуицию и откровение. Развивается и своеобразный скептицизм (Монтень). Создаются первые утопии, рисующие идеальное государство, – «Утопия» Т. Мора; «Город Солнца» Т. Кампанеллы и др.
Таковы общие характеристики мировоззрения эпохи Возрождения.
НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Немецкая классическая философия – завершающий этап в развитии европейской классической философии. Классический этап (V в до н.э – XIX в.н.э.) при всем многообразии исторических форм и теоретических моделей философствования имеет одну общую фундаментальную черту. Это – полагание разума в качестве приоритетной характеристики человека. Традиции рационализма продолжают и представители немецкой классики: Кант, Гегель, Фейербах.
Кант осуществил переворот в постановке и решении философских проблем. Он делает предметомфилософии специфику познающего субъекта, переосмысливает само понятие субъекта и впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта.
В самом субъекте Кант различает два уровня: 1) эмпирический (опытный) – это индивидуально-психологические особенности человека; 2) трансцендентальный(находящийся по ту сторону опыта) – надиндивидуальное начало в человеке, т.е. всеобщие определения человека как такового, человека как представителя человечества.
Одна из основных проблем его «Критики чистого разума» – как возможно достоверное научное знание. Достоверное знание – это значит объективное знание. Объективность знанияобусловливается, по Канту, структурой познающего субъекта.
Познающему субъекту по природе присущи некоторые доопытные (или априорные) формы подхода к действительности, из самой действительности не выводимые: формы чувственности (пространство и время) и формы рассудка (понятия и категории). Пространство и время, по Канту, – это не формы бытия вещей, существующих независимо от нашего сознания, а напротив, субъективные формы чувственности человека, изначально присущие человеку как представителю человечества.
Пространство и время создают предпосылки для достоверного математического знания. Реализация же этих предпосылок в действительности осуществляется на основе деятельности второй познавательной способности – рассудка.Рассудок – это мышление, оперирующее понятиями и категориями. Он выполняет функцию подведения многообразного чувственного материала, организованного с помощью доопытных форм чувственности, под единство понятий и категорий. Не предметы являются источником знаний о них в виде понятий и категорий, а, напротив, формы рассудка – понятия и категории – конструируют предметы. Поэтому предметы и согласуются с нашими знаниями о них (а не наше знание с предметами – в этом, по Канту, и состоит смысл совершенного им коперниканского переворота в теории познания). Таким образом, мы можем познать, считает Кант, только то, что создали сами. Понятия и категории носят всеобщий и необходимый характер, не зависящий от индивидуального сознания. Поэтому знание, основанное на них, приобретает всеобщий характер.
Теорию познания Канта можно представить следующим образом:
Существуют вещи сами по себе. Они воздействуют на органы чувств человека, возникает хаос ощущений. Этот хаос ощущений упорядочивается априорными формами чувственности – пространством и временем и возникает мир явлений, т.е. мир, каким он существует в сознании субъекта, формируются восприятия, которые носят субъективный индивидуальный характер. Деятельность рассудка на основе форм мышления – понятий и категорий – придаёт этим восприятиям всеобщий и необходимый характер.
Кант считал, что у человека нет средства сопоставить «вещи сами по себе» и явления. Отсюда – вывод об ограниченности познавательных возможностей форм чувственности и форм рассудка. Им доступен только мир опыта. Всё, что находится за пределами опыта – умопостигаемый мир – может быть доступен только разуму. Разум – это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. Он оперирует идеями. Идеи для Канта – это представление о цели, к которой стремится наше познание, о задачах, которые оно ставит перед собой. Идеи разума выполняют регулирующую функцию в познании, побуждая рассудок к деятельности. Побуждаемый разумом, рассудок стремится к абсолютному знанию и выходит за пределы опыта. Но его средства – понятия и категории – действуют только в этих пределах. Поэтому рассудок впадает в иллюзию и запутывается в противоречиях. По мнению Канта, все человеческое знание ограничено лишь феноменами.
В сфере практической этики Кант основным требованием человеческого поведения провозгласил свой знаменитый категорический императив – «Относись к другому только так, как ты хотел бы, чтобы он относился к тебе».
Гегель также сосредоточивает свое внимание на исследовании разума, рассматривая его как субстанцию, первопричину мира. Поэтому философия Гегеля – вершина объективного идеализма. Учение о тождестве субъекта и объекта лежит в основе его философской системы.
В философии Гегеля можно выделить две основные идеи:
– диалектическая идея саморазвития разума как мировой субстанции. Мировой разум, будучи единственной субстанцией, способен к саморазвитию, в котором проходит три основные стадии: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух. Субъективный дух – это индивидуальное сознание человека, подразделяемое, в свою очередь, на сознание, самосознание, разум. Объективный дух – это «отчуждение» мирового разума в конкретных формах реальной истории и государства. Абсолютный дух реализует себя в формах искусства, религии и философии. Таким образом, все существующее имеет единое духовное основание, которым и является Мировой разум.
Развивая учение о саморазвитии Мирового Разума, Гегель большое внимание уделяет диалектике. В частности, формулировка и обоснование трех основных законов диалектики (закон взаимоперехода качественных и количественных изменений, закон противоречия и закон отрицания отрицания) – также заслуга Гегеля.
– идея совпадения субъекта и объекта познания. Благодаря Гегелю был впервые преодолен разрыв между познающим субъектом и познаваемым объектом. У Гегеля они тождественны именно благодаря наличию общего основания – разума, представленного как в индивидуальном мышлении человека, так и «отчужденного» в любом предмете окружающего мира. Идея о взаимосвязи субъекта и объекта познания существует и в диалектическом материализме, но формой их связи считается практика.
Фейербахпри обосновании материалистического мировоззрения отказывается от использования понятия «материя» (в силу отождествления материализма и «вульгарного материализма в то время). Вместо понятия «материя» он использует понятие «природа». Природа существует вечно, не зависит ни от Бога, ни от какой-либо философии. В центре внимания философии Фейербаха – человек как высшее существо природы. Фейербах отвергает подход к человеку как к духовному существу. Он стремится по-новому осмыслить понятие субъекта – это реальный человек в единстве его телесных и духовных качеств. Важнейшей характеристикой субъекта является чувственность – это синтетическая, обобщающая характеристика антропологических свойств «природы человека», его телесности, разума, воли. Фейербах пытается преодолеть натурализм, вводя в понятие субъекта не просто «Я», но и другого человека. Именно в сфере межчеловеческого общения и осуществляетсяреализация человеком своей родовой сущности. Итак, субъект– это целостный человек, человек в единстве телесных, духовных и родовых характеристик. В решении проблем познанияФейербах стоит на позициях сенсуализма: исходный пункт познания – ощущения, источник ощущений – природа, на базе ощущений возникает мышление. Мышление надо отличать от чувственных данных, мыслить – значит связно читать показания органов чувств. Критерий истины тех или иных научных суждений – согласие с ними мнения большинства людей.
В эпоху Возрождения и Реформацииосновная проблематика относится к общественному устройству, взаимоотношениям гражданина и государства, устройству власти. Франциск Скорина утверждает в качестве основополагающей ценности общества и жизни каждого отдельного человека идею общего блага, которому человек призван служить на основе собственного разума и понимания требований христианской нравственности. Большинство авторов считают лучшей формой правления монархию, однако правитель любого уровня, от мелкого феодала до монарха, обязан заботиться о свободе и благополучии подданных (Гусовский, Тяпинский, Будный, Волан). Формируется представление о системе прав человека, признание естественных и политических прав, а также конструируются механизмы и структуры защиты прав граждан, возникает концепция правового государства (Лев Сапега).
Эпоха Просвещения– это время утраты государственного суверенитета, поэтому проблематика социальной философии связана с политическими проблемами жизни Беларуси в составе Российской империи. На первый план выходят проблемы национальной культуры, сохранения и развития национального языка, народного просвещения и образования (Конисский, Довгирд). Создается значительное количество трудов по решению проблемы диссидентов (людей, принадлежащих не к православной церкви, а к другим конфессиям). Подтверждаются и акцентируются унаследованные из эпохи Возрождения идеи веротерпимости, равенства конфессий, свободы вероисповедания. Появляется последовательное атеистическое учение, утверждающее свободу человека в пользовании своим разумом, в том числе для построения демократического общества (Казимир Лыщинский).
Основная проблематика эпохи революционного демократизма– ценности свободы и народовластия, проблема равенства и демократии, а значит – борьба с русским царизмом против крепостного права и за обретение национального суверенитета (филоматы и филареты, Ф.Богушевич, К.Калиновский, Я.Колас, Я.Купала).
В советский период (с 20-х гг. 20 века) социально-философская мысль Беларуси развивается в рамках марксистской философии, обосновывает цели и механизмы социалистического строительства.
Материалистическая диалектика.
Диалектический метод предполагает:
· всестороннее рассмотрение предмета или явления;
· предмет или явление рассматриваются в процессе становления и развития;
· истина всегда конкретна, нет абстрактной истины;
· при определении предмета в качестве критерия истины рассматривается практика.
СМЫСЛ И НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ.
Таким образом, функции языка – экспрессивная (выражение мысли человека), сигнификативная (обозначение), коммуникативная (обеспечение общения между людьми), когнитивная (важнейшее средство познания), кумулятивная, или информационно-трансляционная (обеспечение сохранения, накопления и трансляции знаний).
Цивилизация – это устойчивое культурно-историческое сообщество людей, отличающееся общностью духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, сходством материально-производственного и социально-политического развития, особенностями образа жизни и типа личности, наличием, в большинстве случаев, общих этнических признаков и соответствующих географических рамок.
Сущность цивилизационного подхода: история человечества подразделяется на несколько совершенно самостоятельных образований – локальных цивилизаций, каждая из которых имеет свою собственную самостоятельную историю, отличается неповторимостью исторических явлений, уникальностью культурно-исторических событий.
В настоящее время необходим интеграционный подход к интерпретации мировой истории. Он учитывает поступательно-стадиальный прогрессивный характер развития человеческой истории, ее развитие во времени, хронологию, всю многомерность, сложность, уникальность отдельных культур и цивилизаций, развитие человеческого общества в пространстве. Только в рамках такого подхода исторический процесс может быть рассмотрен во всем многообразии его характеристик, вариативности исторического развития, в направленности на плюралистический диалог культур и обоснование перспектив цивилизационного развития.
Специфика законов общественного развития. От любых других процессов в реальном мире история отличается тем, что она не существует помимо деятельности людей: поскольку решения и действия людей составляют содержание исторического процесса, он зависит от сознания каждого человека, а так как людей очень много, зависимость от сознания отдельного человека очень мала. Таким образом, исторический процесс объективен, хотя и основан на субъективности людей. С этим связаны особенности действия социальных законов по сравнению с законами природы:
1) действие социальных законов непрямое, ничто не заставляет человека поступать «как следует», законы влияют на то, какими будут результаты действий;
2) действие социальных законов – статистическое, то есть не в ста процентах случаев, а лишь в подавляющем большинстве;
3) социальные законы трудно обнаружить, поскольку в истории невозможны повторения;
4) социальные законы не поддаются экспериментальной проверке и их прогностическая функция очень ограничена.
Субъектами истории являются и отдельные личности, и группы людей (в том числе очень большие). Их основными характеристиками являются разумность и свобода, т.е. люди сознательно выбирают цели своих действий и делают то, что считают нужным. Однако, так как субъектов – огромное количество, их цели и сами действия перемешиваются и влияют друг на друга. Хаос в историческом процессе не наступает потому, что субъекты не являются вообще несовместимыми: их цели, интересы, личные особенности в значительной степени зависят от окружающего мира и общества, а этот мир каждый отдельный человек застает уже готовым и общим. Поэтому и в том, какими становятся люди и их интересы, тоже есть общие основания. Особенности конкретных субъектов и каждое конкретное их взаимодействие случайны, но проявления общности зависят от общего реального основания, а значит – в случайных формах закономерно отражаются свойственные этой реальности проблемы и конфликты, т.е. ее сущность. Каждое историческое событие имеет характеристики и случайности (форма), и закономерности (сущность развития).
Глубокие, важные для многих людей проблемы вызывают сближение интересов, огромные массы людей даже без специального намерения оказываются объединенными – это стихийные начала, связанные с проявлениями общего в человеческих интересах. Осознанные интересы порождают цель, и стихийное движение может быть систематизировано и преобразовано в организованное.