рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

МАТЕРИЯ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ АТРИБУТЫ (ДВИЖЕНИЕ. ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ). ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАТЕРИИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.

МАТЕРИЯ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ АТРИБУТЫ (ДВИЖЕНИЕ. ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ). ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАТЕРИИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ. - Контрольная Работа, раздел Философия, ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ Диалектико-Материалистическая Концепция Мироздания Продолжает Традицию ...

Диалектико-материалистическая концепция мироздания продолжает традицию материалистического монизма: признаёт в качестве основы бытия материю.

В домарксовском материализме господствовал субстратный подход к понятию материи: либоматерия отождествлялась с какими-то конкретными «первокирпичиками», из которых построено мироздание (корпускулами, атомами, веществом, энергией и т.д.), либо делалась попытка отыскать некую единообразную материю, которая существует наряду с конкретными вещами. Оба эти подхода были отвергнуты диалектическим материализмом.

Первый подход был отвергнут потому, что он связывал философскую концепцию мироздания, решение основного мировоззренческого вопроса с существующей на данный исторический момент естественнонаучной картиной мира. Философия же не должна быть связана ни с какими конкретными естественнонаучными представлениями о материи. Для нее важно выработать такое понимание материи, которое характеризовало бы её любые формы, независимо от того, познаны они сейчас или будут познаны в будущем. Ф.Энгельс в работе «Диалектика природы» подчёркивал, что материя – это философская абстракция, понятие, посредством которого обозначается многообразие природных явлений и процессов.

Недостаток второго подхода состоит в возможности оторвать материю от её конкретных форм выражения. Критикуя эти представления, Энгельс указал, что философы и естествоиспытатели, ставя перед собой цель отыскать единообразную материю как таковую, поступали точно таким же образом, как если бы вместо груш, вишен, яблок желали видеть плод как таковой. Материя как таковая не существует. Она существует в конкретных бесконечных многообразных видах и формах вещей, процессов, явлений, состояний и т.д. Ни один из них не может быть отождествлён с материей, но всё их многообразие, включая связи и взаимодействия, составляют материальную действительность.

Классическое для диалектического материализма определение материи сформулировал В.И.Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм»: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется и отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Единственное свойство материи, с признанием которого связан философский материализм, – это свойство быть объективной реальностью, т.е. существовать вне и независимо от сознания конкретного человека и человечества в целом. Это определение материи содержит в себе материалистическое решение основного мировоззренческого вопроса о первичности материального или идеального бытия. В нем содержится указание на вторичный, производный характер человеческого познания, а, следовательно, и сознания. Познание определяется здесь как отражение материи: материя «копируется, фотографируется, отображается ощущениями». На основе ощущений формируются восприятия, представления и понятия, которые составляют рациональную сторону сознания. Наряду с рациональной стороной под воздействием окружающего мира формируется эмоционально-волевая компонента сознания. Сознание же в целом трактуется в диалектическом материализме как особое свойство материи, присущее её высшей стадии развития, когда в процессе развития сформировалась человечество. Таким образом, категория материи в диалектическом материализме возведена на уровень субстанции. Всё многообразие бытия здесь рассматривается как производные от материи виды и формы её проявления.

Атрибуты материи: движение, пространство и время.Мир представляет собой движущуюся материю, имеющую бесконечный ряд уровней организации. Любое конкретное явление, процесс, отношение (и духовное, и материальное) подвержено изменениям. Специфика динамики мира воспроизводится с помощью категорий «движение», «развитие», «покой».

Движение есть изменение вообще. Это определение является предельно широким. Имеется в виду любое изменение, начиная от простого механического перемещения и кончая мышлением (Энгельс). По отношению к материи движение есть способ ее существования. Связи и отношения вещей, предметов и процессов реального мира приводят к тому, что мир структурируется, порождая устойчивые формы своего бытия. В рамках этих процессов происходит развитие мира. Развитие – это закономерные необратимые качественные изменения. Следовательно, можно утверждать наличие двух типов движения:

1) изменения, приводящие к преобразованию качества (внутривидовые, внутриструктурные, межвидовые, межструктурные), это – развитие;

2) изменения, происходящие при сохранении качества; это – тот тип изменения, при котором сохраняется относительная устойчивость всякого сущего. Такое состояние можно обозначить как покой.

При характеристике движения важны ответы на три вопроса:

1) каков источник движения;

2) как связаны материя и движение;

3) существует ли многообразие форм движения.

Метафизический материализм, основываясь на механическом понимании мира, утверждал, что

1) первопричина движения – внешняя по отношению к материальному миру (признание первотолчка, нематериального по сути);

2) движение привносится в материю извне; постоянное свойство материи – покой, а движение есть нарушение покоя;

3) любое движение сводимо к перемещению в пространстве (абсолютизация механической формы движения). Иначе говоря, предполагалась возможность существования движения без материи и материи без движения.

Философия и наука новейшего периода обосновали диалектический подход к пониманию движения как способа бытия материи:

1) движение – это внутренне присущие материи изменения; их источник – противоречивость отношений мира; мир есть саморазвивающаяся система;

2) материя и движение существуют в неразрывном единстве; покой есть мера устойчивости в движении; объективная реальность есть движущаяся материя, где устойчивость и изменчивость выступают основными ее характеристиками;

3) движущаяся материя фиксирует свое бытие в относительно устойчивых формах, взаимосвязь которых приводит к многокачественности движения.

Известная классификация форм движения, предложенная Энгельсом (механическая – физическая – химическая – биологическая – социальная), не отменяет возможности иных подходов к проблеме форм движущейся материи. Три основных принципа классификации:

1).Каждая форма движения связана с определённым материальным носителем: механическое – движение тел, физическое – атомов, химическое – молекул, биологическое – белков, социальное – индивидов и социальных общностей.

2).Все формы движения материи связаны друг с другом, но отличаются по степени сложности. Более сложные формы возникают на базе менее сложных, но не являются их простой суммой, а имеют свои особенные свойства, которые придают специфику данным формам движения.

3).При определённых условиях формы движения материи переходят друг в друга.

Мир есть движущаяся материя, и она не может двигаться иначе как в пространстве и во времени. Пространство и время есть формы бытия материи.

В философии с давних времен и до наших дней существуют две концепции пространства и времени – субстанциальная и реляционная.

Субстанциальная концепция (Демокрит – в философии, И. Ньютон – в науке) рассматривает пространство и время как реальности, не зависимые друг от друга, от материальных тел и их движения, однородные, непрерывные и бесконечные. Пространство есть пустое вместилище тел, а время – пустое вместилище событий.

Реляционная концепция (Аристотель – в философии, А. Эйнштейн – в науке) – рассматривает пространство и время как специфические отношения между объектами мира и тем самым лишает их самостоятельного существования. Они – особые характеристики материального мира, выражающие отношения координации взаимодействующих систем.

Современные философия и наука более тяготеют к пониманию пространства и времени в духе реляционной концепции.

Пространство – совокупность отношений, выражающих координацию сосуществующих материальных систем – порядок их существования, структурность и протяженность. Это – топологическая, структурная организация мира.

Время – совокупность отношений, выражающих координацию состояний взаимодействующих систем – смену состояний, их последовательность и длительность.

Длительность существования и порядок событий можно рассматривать как временную организацию бытия. Но проблема времени имеет и иной, глубинный смысл, так как особым образом смыкается с жизнью человека и человеческого рода. Время выступает как следствие динамики развития любого объекта мира, продолжительности сохранения им своих качеств в относительно неизменном состоянии. В этом смысле – оно ограничено, конечно. Возникает сложная проблема соотнесенности конечного и бесконечного времени. Ибо пока есть сущее – есть и его время. Для человека эта проблема превращается в проблему смысла жизни, смерти и бессмертия и т.д., так как зачастую время воспринимается как трагическая, противоестественная реальность, тем самым, превращаясь в «основную проблему человеческого существования, проблему человеческой судьбы» (Н. Бердяев).

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ

для комплексной контрольной работы... Мировоззрение его исторические формы Структура мировоззрения... Философия в системе культуры Предмет и функции философии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: МАТЕРИЯ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ АТРИБУТЫ (ДВИЖЕНИЕ. ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ). ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАТЕРИИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ. СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
  Мировоззрение – это система взглядов на мир, определяющих место и роль человека в этом мире. Специфика мировоззрения связана не просто с тем, что это – взгляд на ми

Исторические формы мировоззрения.
Мифология – исторически первая форма мировоззрения. Возникает на самой ранней ступени общественного развития, основывается на языческом понимании универсума. Миф –это специф

ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.
Слово «культура» восходит к латинскому«culture», что означает возделывание, обработку почвы; первоначально оно использовалось в наиболее древних латинских текстах

СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ И СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
  В общем виде специфика философской проблематики указана уже в самом термине «философия», что в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Что же означает любить мудрость?

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.
Др. Индия. В Ведах и Упанишадах (первых священных книгах Индии XII – VII в.в. до н.э.) наряду с религиозными идеями содержатся умозрительные представления о едином и

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ИДЕЯХ И ИДЕАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ.
  Древняя Греция – родина европейской философии. Именно здесь, родилось философское знание. Основные этапы: 1).Досократический период (VII-V

Римский период (I в.до н.э. – V в. н.э.).
Наиболее известные философы: Сенека; Марк Аврелий; Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранние христиане. Особенности: фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философии в одну – а

ТЕОЦЕНТРИЗМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ. ПАТРИСТИКА И СХОЛАСТИКА.
Европейская христианская философия занимает большой период времени – II – XV вв. Главное отличие средневековой европейской философии – ее сопряженность с проблемами христианства. Формируется новый

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ В ЭПОХУ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ЭМПИРИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ
Идеи мыслителей Возрождения были развиты и всесторонне обоснованы в философии Нового времени, которая охватывала период к. XVI-XVII вв. Основная проблема философии Нового времени – поиск п

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
XVIII в. в истории Западной Европы называется эпохой Просвещения. В английской философии идеи этой эпохи наиболее яркое выражение нашли в творчестве Дж. Локка, Дж. Толланда, во Франции – в ра­ботах

ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА
  Разрешением идей, сформулированных в немецкой классической философии, после Фейербаха занимались К.Маркс и Ф.Энгельс. Социально-экономические предпосылки формирования диале

РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ
19-20 вв. Ведущие идеи русской религиозной философии (В.Соловьев, Н.Федоров, С.Бул­гаков, Н.Бердяев, П.Флоренский и др.) – соборность, всеединство и абсолютная ценность человека. С

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ БЕЛАРУСИ.
  В истории социально-философской мысли Беларуси явно прослеживаются такие гуманистические тенденции, как: признание ценности личности, стремление к осознанию блага человека и обществ

ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Вторая половина XIX-XX вв. – новый этап в развитии мировой философии. Философию XX века можно назвать постклассической, т.к. она отличается от «классического» этапа своего развития. Итак, если клас

ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ БЫТИЯ. МЕТАФИЗИКА И ОНТОЛОГИЯ
Возникновение философии связано с пониманием мира как целого (Универсума), как единства мира в его многообразии. Мысль об Универсуме требовала обоснования первых начал и причин всего существующего.

ДИАЛЕКТИКА КАК УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ.
Диалектика – это общая теория развития, учение о наиболее общих закономерных связях, о становлении и развитии бытия и познания. Она выступает в единстве двух сторон: объек

Диалектика как система включает в себя принципы, законы и категории.
Принцип – (от лат.principium основа, начало) – 1)основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т.д.; руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убежд

Общей определяющей чертой метафизической концепции развития является отрицание противоречия как источника развития.
Диалектическая концепция развития: любой конкретный процесс развития рассматривается как средоточие и единство множества своеобразных и несводимых друг к другу, но в

СМЕРТЬ И БЕССМЕРТИЕ.
Вопрос о том, для чего человек живет на Земле, интересовал многих и многих мыслителей на всем пути развития филосо­фии. В разные времена разные философы отвечали на этот во­прос по-разному.

СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СТРУКТУРА
  Сознание – отличительная сущностная характеристика человека. Оно представляет собой целостный внутренний мир человека – его мыслей, чувств, намерений, идей, целей и др. Сознание неп

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА И ФОРМЫ
Общественное сознание –это совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов и принципов, желаний и настроений людей, отражающих их общественное бытие. Хотя общественное сознание зависи

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  Сознание принадлежит сфере психического. Но не все в психике принадлежит сознанию. Сознание – лишь небольшой островок психического. Понятие психики шире понятия сознания, т.к. в пси

МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК
Мышление неразрывно связано с языком. Язык – материальный носитель сознания, в нем мышление выражает (объективирует, материализует) себя. Благодаря этой объективации произведенные мышлением знания,

Различают два вида языка: естественные и искусственные.
Естественный язык возникает спонтанно в процессе развития человека как необходимое средство общения и познания (национальные языки – русский, украинский, армянский и др.)

ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА В ФИЛОСОФИИ
  Суть вопроса в том, может ли субъект адекватно воспроизвести сущностные характеристики мира, познаваемых им объектов. По вопросу «Познаваем ли мир?» среди

ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ.
  В структуре познавательного процесса выделяют следующие уровни: чувственное и рациональное познание. Любой познавательный процесс (на уровне обыденного, мифологического, научного, х

ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ФИЛОСОФИИ. ПРАКТИКА КАК КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ.
Истина– одна из центральных проблем теории познания. Истина – правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности в человеческом сознании, цель по

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ. СПЕЦИФИКА, УРОВНИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.
Научное познание, по сравнению с обыденным, худо­жественным, философским и др. видами познания, имеет свои спе­цифические особенности и представляет собой особую де­ятельность по получению нового о

ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ К ПОНИ­МАНИЮ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. СПЕЦИФИКА ЗАКОНОВ ОБЩЕ­СТВЕННОГО РАЗВИТИЯ.
К проблеме периодизации истории человечества в жи­вом ее движении (которое и есть исторический процесс) существуют два основных подхода. Первый из них – линейный: взг

РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
Философия истории отображает исторический процесс как процесс развития культуры. Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, её к

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА. СУЩНОСТЬ ГЛО­БАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ.
  Глобализация – это коренное преобразование мирового социально-экономического и социально-культурного пространства в единую, тесно взаимосвязанную интегрированную

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги