Общей определяющей чертой метафизической концепции развития является отрицание противоречия как источника развития.
Общей определяющей чертой метафизической концепции развития является отрицание противоречия как источника развития. - Контрольная Работа, раздел Философия, ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ Диалектическая Концепция Развития:
Любой Конк...
Диалектическая концепция развития:
любой конкретный процесс развития рассматривается как средоточие и единство множества своеобразных и несводимых друг к другу, но взаимопревращающихся форм движения;
развитие как единство прерывности и непрерывности, количественных и качественных изменений;
единство тенденций поступательности и преемственности, повторяемости;
развитие как противоречие.
Развитие– это тип движения, изменения материальных и идеальных систем и объектов, в результате которого происходит необратимый, направленный переход из одного качественного состояния в другое, усложняется структура объекта и др.
Развитие осуществляется в двух формах:
– прогрессивное развитие – это тип развития, в результате которого осуществляется переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному;
– регрессивное развитие – тип развития, в результате которого происходит изменение уровня организации от высшего к низшему.
Принцип универсальной взаимосвязи:
Связь явлений – это такое отношение между двумя явлениями, процессами, при котором изменение в одном сопровождается изменением в другом.
Отношение – философская категория, которая характеризует взаимозависимость элементов определённой системы.
Классификация связей:
1) в соответствии с иерархией структурных уровней материальной действительности;
2) многообразие связей на уровне живой природы: а) информационные; б) генетические;
3) внутренние и внешние:
4) в теоретической и практической деятельности:
5) существенные (это связи глубинные, устойчивые, определяющие специфику данного явления) и несущественные.
Закон– это необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями и процессами. Закон выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи.
Законы диалектики:
закон единства и борьбы противоположностей раскрывает в развитии его внутреннийисточник, импульс, побудительную силу. Основой всякого развития, с точки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон, тенденций того или иного процесса, явления. Гегель называет этот закон законом взаимопроникновения противоположностей. При характеристике действия этого закона Гегель оперирует категориями: тождество, различие, противоположность, противоречие;
закон перехода количественных изменений в качественные:описывает механизм процесса саморазвития. Закон сформулирован Гегелем, который дал, прежде всего, определение категорий качества, количества и меры, считая их тремя формами начальной ступени бытия идеи;
закон отрицания отрицания:отражает общий результат и направленность процесса развития. Всякое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое.
Отрицание– это всеобщий момент любого развития и изменения вообще, выражающий необходимость ликвидации в процессе развития или изменения одних явлений, свойств, связей и отношений и замены их другими явлениями, свойствами, связями и отношениями.
Отрицание, по Гегелю, не просто уничтожение старого новым. Оно обладает диалектической природой. Эта диалектическая природа проявляется в том, что отрицание представляет собой единство трёх основных моментов: 1)преодоление старого; 2)преемственность в развитии; 3) утверждение нового. Отрицание отрицания в двойном виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития. Эту цикличность Гегель связывал, прежде всего, с прохождением в процессе развития трёх стадий: 1)утверждение или положение (тезис); 2) отрицание или противоположение этого утверждения (антитезис); 3)отрицание отрицания (синтез).
Категории – это наиболее общие, существенные понятия, в которых отражаются всеобщие и существенные свойства, признаки и отношения развивающейся действительности.
для комплексной контрольной работы... Мировоззрение его исторические формы Структура мировоззрения... Философия в системе культуры Предмет и функции философии...
Исторические формы мировоззрения.
Мифология – исторически первая форма мировоззрения. Возникает на самой ранней ступени общественного развития, основывается на языческом понимании универсума. Миф –это специф
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.
Др. Индия. В Ведах и Упанишадах (первых священных книгах Индии XII – VII в.в. до н.э.) наряду с религиозными идеями содержатся умозрительные представления о едином и
Римский период (I в.до н.э. – V в. н.э.).
Наиболее известные философы: Сенека; Марк Аврелий; Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранние христиане.
Особенности: фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философии в одну – а
ТЕОЦЕНТРИЗМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ. ПАТРИСТИКА И СХОЛАСТИКА.
Европейская христианская философия занимает большой период времени – II – XV вв. Главное отличие средневековой европейской философии – ее сопряженность с проблемами христианства. Формируется новый
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
XVIII в. в истории Западной Европы называется эпохой Просвещения. В английской философии идеи этой эпохи наиболее яркое выражение нашли в творчестве Дж. Локка, Дж. Толланда, во Франции – в работах
ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА
Разрешением идей, сформулированных в немецкой классической философии, после Фейербаха занимались К.Маркс и Ф.Энгельс.
Социально-экономические предпосылки формирования диале
РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ
19-20 вв. Ведущие идеи русской религиозной философии (В.Соловьев, Н.Федоров, С.Булгаков, Н.Бердяев, П.Флоренский и др.) – соборность, всеединство и абсолютная ценность человека.
С
ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Вторая половина XIX-XX вв. – новый этап в развитии мировой философии. Философию XX века можно назвать постклассической, т.к. она отличается от «классического» этапа своего развития. Итак, если клас
ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ БЫТИЯ. МЕТАФИЗИКА И ОНТОЛОГИЯ
Возникновение философии связано с пониманием мира как целого (Универсума), как единства мира в его многообразии. Мысль об Универсуме требовала обоснования первых начал и причин всего существующего.
СМЕРТЬ И БЕССМЕРТИЕ.
Вопрос о том, для чего человек живет на Земле, интересовал многих и многих мыслителей на всем пути развития философии. В разные времена разные философы отвечали на этот вопрос по-разному.
СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СТРУКТУРА
Сознание – отличительная сущностная характеристика человека. Оно представляет собой целостный внутренний мир человека – его мыслей, чувств, намерений, идей, целей и др. Сознание неп
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА И ФОРМЫ
Общественное сознание –это совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов и принципов, желаний и настроений людей, отражающих их общественное бытие. Хотя общественное сознание зависи
СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Сознание принадлежит сфере психического. Но не все в психике принадлежит сознанию. Сознание – лишь небольшой островок психического. Понятие психики шире понятия сознания, т.к. в пси
МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК
Мышление неразрывно связано с языком. Язык – материальный носитель сознания, в нем мышление выражает (объективирует, материализует) себя. Благодаря этой объективации произведенные мышлением знания,
Различают два вида языка: естественные и искусственные.
Естественный язык возникает спонтанно в процессе развития человека как необходимое средство общения и познания (национальные языки – русский, украинский, армянский и др.)
ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА В ФИЛОСОФИИ
Суть вопроса в том, может ли субъект адекватно воспроизвести сущностные характеристики мира, познаваемых им объектов.
По вопросу «Познаваем ли мир?» среди
ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ.
В структуре познавательного процесса выделяют следующие уровни: чувственное и рациональное познание. Любой познавательный процесс (на уровне обыденного, мифологического, научного, х
Новости и инфо для студентов