рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СТРУКТУРА

СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СТРУКТУРА - Контрольная Работа, раздел Философия, ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ   Сознание – Отличительная Сущностная Характеристика Человека. ...

 

Сознание – отличительная сущностная характеристика человека. Оно представляет собой целостный внутренний мир человека – его мыслей, чувств, намерений, идей, целей и др. Сознание непосредственно не воспринимается органами чувств и принципиально не может стать объектом предметно-практической деятельности ни самого осознающего субъекта, ни других людей. Оно есть «субъективная реальность», «идеальное».

Выделяют два основных подхода в понимании статуса сознания – субстанциональный и несубстанциональный (функционалистский). Субстанциональный подход характерен для идеалистической и религиозной философии. Сознание (индивидуальное или надындивидуальное) здесь наделяется субстанциональным статусом, т.е. оно или не зависит от материальной (телесной) субстанции (дуализм Декарта), или порождает, творит материю (различные формы идеализма, религиозные и религиозно-философские концепции). Сознание человека при таком подходе наделяют самостоятельностью по отношению к его телу.

Несубстанциональный (функционалистский) подход характерен для материализма. В диалектико-материалистической философии сознание не обладает субстанциональным статусом, т.е. несамодостаточно, несамостоятельно. Сознание трактуется как порождение (продукт, функция) материи на ее высшем (социальном) этапе развития, как высшая форма информационного отражения реальности на основе нейрофизиологических процессов мозга. Сознание выполняет важную, но служебную роль регулятора целеполагающей деятельности человека. Органом, продуцирующим мысль, является мозг человека. С прекращением в мозгу материальных нейрофизиологических процессов прекращается и существование сознания. Но мысль – продукт не просто мозга человека, а человека, включенного в контекст социальных связей и коммуникаций. Вне этих связей и коммуникаций сознание не сможет сформироваться даже при наличии соответствующего нейрофизиологического субстрата (мозга).

В западной философии ХХ в. широкое распространение получила феноменологическая трактовка сознания. Ее основоположник – немецкий философ Э.Гуссерль. Исходный пункт феноменологии – интенциональность сознания (его направленность на предмет), его несводимость к предметному миру. Феноменология отвлекается от причинных и функциональных связей между сознанием и предметным миром и изучает такую функцию сознания, как смыслообразование (наделение предмета смыслом).

Происхождение сознания. Природным основанием возникновения сознания стало свойство отражения, присущее неживой и живой (раздражимость, чувствительность, психика) материи. В диалектико-материалистической концепции сознание есть продукт длительного общественно-исторического развития. Становление сознания происходило в контексте становления человека разумного. Биологические предпосылки этого процесса – достаточно развитые головной мозг и уровень психики человекообразных обезьян, их переход к прямохождению, дифференциация функций передних и задних конечностей. Трудовая деятельность, которая с самого начала имела коллективный, общественный характер, стимулировала развитие мозга, мыслительных способностей, поскольку изготовление орудий труда требовало довольно длительной цепочки целеполаганий. В процессе трудовой деятельности совершенствовались передние конечности как орган труда, возникала и развивалась членораздельная речь как необходимое условие коммуникации. В результате длительного процесса антропосоциогенеза примерно 30-40 тысяч лет назад и сформировался человек разумный.

Эта классическая трудовая концепция происхождения сознания принадлежит Ф. Энгельсу («Диалектика природы», фрагмент «Роль труда в превращении обезьяны в человека»).

Концепция Энгельса исходит из того, что трудовая деятельность, связанная с целеполаганием, создает стимулирующее «напряжение» для мозга, постепенно приводя к появлению сознания. Но, во-первых, само целеполагание, без которого невозможна трудовая деятельность, уже предполагает наличие хотя бы искры сознания (замкнутый круг).

Во-вторых, эта концепция исходит из того, что благоприобретенные в онтогенезе признаки передаются по наследству, что позволяет объяснить постепенное накопление морфологических изменений (рука, мозг и др.). Однако современная генетика доказала, что благоприобретенные признаки не передаются по наследству.

С религиозной точки зрения сознание человека – нечто принципиально новое, оно не возникает эволюционным путем. Сознание, разум – это дар Творца, отличающий человека от животных.

В истории философии была попытка свести психическое к физиологическому (вульгарный материализм – Фогт, Бюхнер и др.). По Фогту, мозг выделяет мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Диалектический материализм критиковал вульгарных материалистов и рассматривал сознание как идеальное отражение реальности. Подчеркивая творческую природу сознания, он признавал за сознанием способность к опережающему отражению действительности.

В структуру сознания входят: мышление, воля, эмоции (чувства) человека (иногда в структуре сознания выделяют также память, воображение и др.). В соответствии с этим в сознании можно выделить следующие уровни: чувственно-эмоциональный, абстрактно-дискурсивный и интуитивно-волевой.

Важным компонентом сознания выступает самосознание. Предметом самосознания являются не внешние объекты и процессы, а сам человек, его мысли, чувства, поступки. Способность самосознания как направленности сознания на себя самого присуща каждому человеку, она позволяет ему анализировать и оценивать собственные мысли, чувства, поведение. Самосознание характеризует степень развитости личности.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ

для комплексной контрольной работы... Мировоззрение его исторические формы Структура мировоззрения... Философия в системе культуры Предмет и функции философии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СТРУКТУРА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ. СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
  Мировоззрение – это система взглядов на мир, определяющих место и роль человека в этом мире. Специфика мировоззрения связана не просто с тем, что это – взгляд на ми

Исторические формы мировоззрения.
Мифология – исторически первая форма мировоззрения. Возникает на самой ранней ступени общественного развития, основывается на языческом понимании универсума. Миф –это специф

ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.
Слово «культура» восходит к латинскому«culture», что означает возделывание, обработку почвы; первоначально оно использовалось в наиболее древних латинских текстах

СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ И СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
  В общем виде специфика философской проблематики указана уже в самом термине «философия», что в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Что же означает любить мудрость?

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.
Др. Индия. В Ведах и Упанишадах (первых священных книгах Индии XII – VII в.в. до н.э.) наряду с религиозными идеями содержатся умозрительные представления о едином и

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ИДЕЯХ И ИДЕАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ.
  Древняя Греция – родина европейской философии. Именно здесь, родилось философское знание. Основные этапы: 1).Досократический период (VII-V

Римский период (I в.до н.э. – V в. н.э.).
Наиболее известные философы: Сенека; Марк Аврелий; Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранние христиане. Особенности: фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философии в одну – а

ТЕОЦЕНТРИЗМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ. ПАТРИСТИКА И СХОЛАСТИКА.
Европейская христианская философия занимает большой период времени – II – XV вв. Главное отличие средневековой европейской философии – ее сопряженность с проблемами христианства. Формируется новый

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ В ЭПОХУ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ЭМПИРИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ
Идеи мыслителей Возрождения были развиты и всесторонне обоснованы в философии Нового времени, которая охватывала период к. XVI-XVII вв. Основная проблема философии Нового времени – поиск п

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
XVIII в. в истории Западной Европы называется эпохой Просвещения. В английской философии идеи этой эпохи наиболее яркое выражение нашли в творчестве Дж. Локка, Дж. Толланда, во Франции – в ра­ботах

ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА
  Разрешением идей, сформулированных в немецкой классической философии, после Фейербаха занимались К.Маркс и Ф.Энгельс. Социально-экономические предпосылки формирования диале

РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ
19-20 вв. Ведущие идеи русской религиозной философии (В.Соловьев, Н.Федоров, С.Бул­гаков, Н.Бердяев, П.Флоренский и др.) – соборность, всеединство и абсолютная ценность человека. С

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ БЕЛАРУСИ.
  В истории социально-философской мысли Беларуси явно прослеживаются такие гуманистические тенденции, как: признание ценности личности, стремление к осознанию блага человека и обществ

ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Вторая половина XIX-XX вв. – новый этап в развитии мировой философии. Философию XX века можно назвать постклассической, т.к. она отличается от «классического» этапа своего развития. Итак, если клас

ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ БЫТИЯ. МЕТАФИЗИКА И ОНТОЛОГИЯ
Возникновение философии связано с пониманием мира как целого (Универсума), как единства мира в его многообразии. Мысль об Универсуме требовала обоснования первых начал и причин всего существующего.

МАТЕРИЯ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ АТРИБУТЫ (ДВИЖЕНИЕ. ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ). ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАТЕРИИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.
Диалектико-материалистическая концепция мироздания продолжает традицию материалистического монизма: признаёт в качестве основы бытия материю. В домарксовском материализме

ДИАЛЕКТИКА КАК УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ.
Диалектика – это общая теория развития, учение о наиболее общих закономерных связях, о становлении и развитии бытия и познания. Она выступает в единстве двух сторон: объек

Диалектика как система включает в себя принципы, законы и категории.
Принцип – (от лат.principium основа, начало) – 1)основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т.д.; руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убежд

Общей определяющей чертой метафизической концепции развития является отрицание противоречия как источника развития.
Диалектическая концепция развития: любой конкретный процесс развития рассматривается как средоточие и единство множества своеобразных и несводимых друг к другу, но в

СМЕРТЬ И БЕССМЕРТИЕ.
Вопрос о том, для чего человек живет на Земле, интересовал многих и многих мыслителей на всем пути развития филосо­фии. В разные времена разные философы отвечали на этот во­прос по-разному.

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА И ФОРМЫ
Общественное сознание –это совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов и принципов, желаний и настроений людей, отражающих их общественное бытие. Хотя общественное сознание зависи

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  Сознание принадлежит сфере психического. Но не все в психике принадлежит сознанию. Сознание – лишь небольшой островок психического. Понятие психики шире понятия сознания, т.к. в пси

МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК
Мышление неразрывно связано с языком. Язык – материальный носитель сознания, в нем мышление выражает (объективирует, материализует) себя. Благодаря этой объективации произведенные мышлением знания,

Различают два вида языка: естественные и искусственные.
Естественный язык возникает спонтанно в процессе развития человека как необходимое средство общения и познания (национальные языки – русский, украинский, армянский и др.)

ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА В ФИЛОСОФИИ
  Суть вопроса в том, может ли субъект адекватно воспроизвести сущностные характеристики мира, познаваемых им объектов. По вопросу «Познаваем ли мир?» среди

ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ.
  В структуре познавательного процесса выделяют следующие уровни: чувственное и рациональное познание. Любой познавательный процесс (на уровне обыденного, мифологического, научного, х

ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ФИЛОСОФИИ. ПРАКТИКА КАК КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ.
Истина– одна из центральных проблем теории познания. Истина – правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности в человеческом сознании, цель по

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ. СПЕЦИФИКА, УРОВНИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.
Научное познание, по сравнению с обыденным, худо­жественным, философским и др. видами познания, имеет свои спе­цифические особенности и представляет собой особую де­ятельность по получению нового о

ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ К ПОНИ­МАНИЮ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. СПЕЦИФИКА ЗАКОНОВ ОБЩЕ­СТВЕННОГО РАЗВИТИЯ.
К проблеме периодизации истории человечества в жи­вом ее движении (которое и есть исторический процесс) существуют два основных подхода. Первый из них – линейный: взг

РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
Философия истории отображает исторический процесс как процесс развития культуры. Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, её к

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА. СУЩНОСТЬ ГЛО­БАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ.
  Глобализация – это коренное преобразование мирового социально-экономического и социально-культурного пространства в единую, тесно взаимосвязанную интегрированную

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги