СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

 

Сознание принадлежит сфере психического. Но не все в психике принадлежит сознанию. Сознание – лишь небольшой островок психического. Понятие психики шире понятия сознания, т.к. в психике, помимо сознания, присутствует огромный пласт бессознательного.

Особое внимание на роль бессознательного впервые обратил австрийский психиатр З.Фрейд. По Фрейду, психика состоит из трех слоев, или инстанций: Оно (бессознательное), Я (сознание), Сверх-Я.

Бессознательное – глубинный слой психики. В его недрах скрыты потаенные душевные движения, безотчетные влечения человека. Это энергетический комплекс чисто природных (сексуальных) инстинктов человека.

Сознательное «Я» – посредник между Оно и внешним миром. «Я» осуществляет цензуру бессознательных импульсов, пытается подчинить себе «Оно», однако часто само Я подчиняется бессознательному.

Сверх-Я – инстанция, олицетворяющая собой императивы долженствования и запреты социокультурного порядка.

Между этими тремя инстанциями происходит постоянная борьба, что является источником неврозов как отдельного человека, так, по Фрейду, и общества. Сознание, по Фрейду, образуется за счет пересечения импульсов бессознательного и нормативных установок культуры и общества (Сверх-Я).

Раскрыв многие, ранее не известные аспекты влияния бессознательного на поведение человека, Фрейд абсолютизировал это влияние. Он считал, что основой человеческого бытия являются бессознательные влечения, желания, импульсы, комплексы, среди которых сексуальные влечения являются главными. Все многообразие проблем, конфликтов, драм человеческой жизни Фрейд пытается объяснить коренящимися в прошлом (в детстве) человека первоначальными сексуальными влечениями, связанными с сексуальными отношениями в семье между детьми и родителями.

Швейцарский психоаналитик Юнг выдвинул концепцию коллективного бессознательного. Он провозгласил индивидуальное бессознательное Фрейда частью коллективного бессознательного как более обширного – архаического – наследия человечества. Коллективное бессознательное (архетипы) есть общая память всего человеческого рода, хранящаяся в тайниках человеческой души.

Фромм, американский философ, выдвинул концепцию «социального бессознательного». Он полагал, что человеческая природа есть результат исторической эво­люции в синтезе с определенными врожденными меха­низмами и законами. Сходство значимых черт ха­рактера у членов одной культуры позволяет говорить о "социальном характере", который формируется под влияни­ем социально-экономических условий их жизни, под влиянием образа жизни, общего для данной группы. В случае несоответствия "социального характера" изменившим­ся социально-экономическим реалиям общество посредством своих «социальных фильтров» манипулирует сознанием. Всякое побуждение или мысль допускается в сознание при условии прохождения «социального фильт­ра». Не­желательные с социальной точки зрения устремления человека вытесняются в бессознательное. Так, по Фромму, формируется "социальное бессознательное".