ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ФИЛОСОФИИ. ПРАКТИКА КАК КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ.
ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ФИЛОСОФИИ. ПРАКТИКА КАК КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ. - Контрольная Работа, раздел Философия, ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ Истина– Одна Из Центральных Проблем Теории Познания. ...
Истина– одна из центральных проблем теории познания. Истина – правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности в человеческом сознании, цель познавательной деятельности человека. Ведь результат этой деятельности должен быть адекватным тому, что мы познаем. Истина, таким образом, – характеристика нашего знания, нашего утверждения о чем-либо. То есть суть этой проблемы – вопрос о соотношении (соответствии) нашего знания и реальности, о способности человека адекватно воспроизвести действительность в форме знания.
В теории познания – гносеологии – исследуются разные аспекты проблемы истины и существуют ее разные интерпретации, или концепции – корреспондентская (классическая); когерентная; прагматистская; конвенционалистская).
В древнейшей – классической – концепции истины, с которой начинается ее теоретическое исследование, утверждается, что истина есть соответствие знания (мыслей) действительности. Эта концепция истины называется корреспондентской. Первые попытки разработать проблему истины как соответствия знания действительности были предприняты Платоном и Аристотелем. Классическое понимание истины разделяли Фома Аквинский, П. Гольбах, Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, его разделяют многие философы XX века.
В диалектико-материалистическом понимании истины классическая концепция истины дополняется идеями 1) практики как критерия истины и 2) диалектики абсолютной и относительной истины. Истина определяется как соответствие наших знаний действительности, которое устанавливается общественно-исторической практикой.
За истиной признаются такие ее характеристики, как объективность и конкретность. По форме наши знания субъективны, по содержанию же истина объективна, поскольку это содержание есть отраженная реальность, а сама эта реальность объективна, т.е. не зависит от нашего сознания.
Механизмы процесса достижения истины выражает диалектика абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание об объекте. Относительная истина – неполное, приблизительно верное знание об объекте. Достижение истины – трудный процесс все более точного и полного постижения объекта. Это – не одномоментный акт.
Конкретность истины означает необходимость учета условий, места, времени получения знания.
Второй влиятельной концепцией истины является когерентная концепция. Она полагает знание истинным, если оно внутренне самосогласованно, логически непротиворечиво (внутренняя связность).
Третья концепция истины – прагматистская – считает истинным знание, которое является эффективным и полезным для человека, способным помочь ему достичь поставленных целей, решить его жизненные трудности.
Четвертая – конвенционалистская – концепция истины близка к третьей. Она трактует истину как продукт соглашений (конвенций), выбор которых регулируется соображениями удобства, простоты, полезности.
Эти разные трактовки истины нередко сочетаются друг с другом в учениях философов и ученых.
Практика – это целесообразная материально-предметная деятельность человека, направленная на преобразование объективной действительности. Ее содержанием является труд. Практика играет определяющую роль в процессе познания, составляет его основу, пронизывает все его формы. Через практику познание связано со своим объектом и опосредуется ею. Практика служит источником познания, так как мы знаем мир в той мере, в какой способны к его практическому освоению и преобразованию. В то же время практика ставит перед познанием определенные цели и поэтому выступает как побудительная, движущая причина познавательной деятельности. И наконец, практика является критерием истинности наших знаний. Только на практике человек может доказать их истинность. Если выводы, полученные на основании наших знаний, подтверждаются практикой, а деятельность, основанная на определенных знаниях, – успешной, то эти знания истинны.
для комплексной контрольной работы... Мировоззрение его исторические формы Структура мировоззрения... Философия в системе культуры Предмет и функции философии...
Исторические формы мировоззрения.
Мифология – исторически первая форма мировоззрения. Возникает на самой ранней ступени общественного развития, основывается на языческом понимании универсума. Миф –это специф
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.
Др. Индия. В Ведах и Упанишадах (первых священных книгах Индии XII – VII в.в. до н.э.) наряду с религиозными идеями содержатся умозрительные представления о едином и
Римский период (I в.до н.э. – V в. н.э.).
Наиболее известные философы: Сенека; Марк Аврелий; Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранние христиане.
Особенности: фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философии в одну – а
ТЕОЦЕНТРИЗМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ. ПАТРИСТИКА И СХОЛАСТИКА.
Европейская христианская философия занимает большой период времени – II – XV вв. Главное отличие средневековой европейской философии – ее сопряженность с проблемами христианства. Формируется новый
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
XVIII в. в истории Западной Европы называется эпохой Просвещения. В английской философии идеи этой эпохи наиболее яркое выражение нашли в творчестве Дж. Локка, Дж. Толланда, во Франции – в работах
ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА
Разрешением идей, сформулированных в немецкой классической философии, после Фейербаха занимались К.Маркс и Ф.Энгельс.
Социально-экономические предпосылки формирования диале
РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ
19-20 вв. Ведущие идеи русской религиозной философии (В.Соловьев, Н.Федоров, С.Булгаков, Н.Бердяев, П.Флоренский и др.) – соборность, всеединство и абсолютная ценность человека.
С
ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Вторая половина XIX-XX вв. – новый этап в развитии мировой философии. Философию XX века можно назвать постклассической, т.к. она отличается от «классического» этапа своего развития. Итак, если клас
ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ БЫТИЯ. МЕТАФИЗИКА И ОНТОЛОГИЯ
Возникновение философии связано с пониманием мира как целого (Универсума), как единства мира в его многообразии. Мысль об Универсуме требовала обоснования первых начал и причин всего существующего.
СМЕРТЬ И БЕССМЕРТИЕ.
Вопрос о том, для чего человек живет на Земле, интересовал многих и многих мыслителей на всем пути развития философии. В разные времена разные философы отвечали на этот вопрос по-разному.
СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СТРУКТУРА
Сознание – отличительная сущностная характеристика человека. Оно представляет собой целостный внутренний мир человека – его мыслей, чувств, намерений, идей, целей и др. Сознание неп
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА И ФОРМЫ
Общественное сознание –это совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов и принципов, желаний и настроений людей, отражающих их общественное бытие. Хотя общественное сознание зависи
СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Сознание принадлежит сфере психического. Но не все в психике принадлежит сознанию. Сознание – лишь небольшой островок психического. Понятие психики шире понятия сознания, т.к. в пси
МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК
Мышление неразрывно связано с языком. Язык – материальный носитель сознания, в нем мышление выражает (объективирует, материализует) себя. Благодаря этой объективации произведенные мышлением знания,
Различают два вида языка: естественные и искусственные.
Естественный язык возникает спонтанно в процессе развития человека как необходимое средство общения и познания (национальные языки – русский, украинский, армянский и др.)
ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА В ФИЛОСОФИИ
Суть вопроса в том, может ли субъект адекватно воспроизвести сущностные характеристики мира, познаваемых им объектов.
По вопросу «Познаваем ли мир?» среди
ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ.
В структуре познавательного процесса выделяют следующие уровни: чувственное и рациональное познание. Любой познавательный процесс (на уровне обыденного, мифологического, научного, х
Новости и инфо для студентов