НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ. СПЕЦИФИКА, УРОВНИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.

Научное познание, по сравнению с обыденным, худо­жественным, философским и др. видами познания, имеет свои спе­цифические особенности и представляет собой особую де­ятельность по получению нового объективного знания. Научное знание как результат и цель научно-познавательной деятельности отличается такими специфическими характеристиками, как объективность, предметность, обоснованность, системность, направленность на отражение сущностных свойств изучаемых объектов, опере­жение наличной практики. Научное познание, не ограничива­ясь познанием только тех объектов, которые могут быть освоены в рамках исторически сложившейся на данном этапе практики, обращается и к таким, практическое освоение которых может произойти только в бу­дущем.

Специфические объекты науки обусловливают и привле­чение особых средств научно-познавательной деятельности.Научное исследование требует использования научной ап­паратуры для проведения экспериментов при изучении но­вых типов объектов, специальных измерительных приборов, инструментов. В науке используется специально создаваемый научный язык с четкими понятиями, терминами и определениями. К средс­твам научного познания следует отнести и идеальные регулятивы исследования – методы познания, образцы, нормы, идеалы научной деятельности и т.д. Для организации научного познания необходим и про­фессионально подготовленный, обладающий специальны­ми научными знаниями субъект познания, который овла­девает исторически сложившимися средствами, приемами и методами научно-познавательной деятельности. Кроме того, субъект научного познания, ученый должен усвоить и оп­ределенную систему нравственных ориентиров, характерных для науки, запрещающих подтасовку фактов, плагиат и т.д.

В структуре научного знания можно выделить два его уровня – эмпирический и теоретический.

Эмпирический и теоретический уровни знания отлича­ются друг от друга по: предмету, средствам и методам иссле­дования.

Различие по предмету исследования заключается в том, что если эмпирическое исследование в основе своей ориенти­ровано на изучение явлений и зависимостей между ними, то на уровне теоретического исследования происходит выделе­ние сущностных связей в чистом виде. Эмпирическая зави­симость представляет собой вероятностно-истинное знание, выведенное в результате индуктивного обобщения опыта. Теоретический закон – это достоверное знание, требующее использования особых исследовательских процедур.

Различение эмпирического и теоретического уровней по средствам заключается в том, что если эмпирическое иссле­дование основывается на непосредственном практическом взаимодействии ученого с изучаемым объектом благодаря использованию особых приборов и приборных установок в процессе наблюдений и экспериментов, то теоретическое исследование предполагает опосредованное изучение объек­та путем мысленного, а не реального эксперимента. Язык теоретического исследования основывается на использо­вании так называемых теоретических идеальных объектов (идеализированных объектов, абстрактных объектов, или теоретических конструктов).

Различие теоретического и эмпирического уровней поз­нания осуществляется и по методам познания. Для эмпири­ческого уровня основными методами выступают реальный эксперимент, реальное наблюдение, эмпирическое описа­ние и измерение. Теоретическое исследование опирается на такие методы, как идеализация, мысленный эксперимент с идеализированными объектами, логическое и историческое исследование, восхождение от абстрактного к конкретному и др.

Научный метод - это система регулятивных принципов и приемов, с помощью которых до­стигается объективное познание действительности.

Выделяют: 1) общелогические методы познания, используемые и на уровне обыденного познания, и на уровне научного познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование и обобщение.

2) методы, используемые в научном познании – на эмпирическом и теоретическом уровнях.

Анализ(от греч. –расчленение, разложение) – процедура мысленного (реального) расчленения исследуемого объекта, свойства предмета или отношений между предметными частями. Синтез – обратная анализу процедура, это соединение ранее выделенных частей (признаков, свойств и отношений) предмета в единое целое.

Абстрагирование — отвлечение от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интере­сующих нас свойств и отношений. Последние обозначаются особыми замещающими знаками, благодаря которым они закрепляются в созна­нии как абстракции (например, различные числа).

Обобщение – установление об­щих свойств и признаков объектов, переход от частного или менее общего понятия к более общему («клен» — «дерево» — «растение» – «живой организм»).

Индукция – метод познания, в котором общий вы­вод строится на основе частных предпосылок. Дедукция – способ рассуждения, посредством которого из общих посы­лок следует частное заключение,

Аналогия (от греч.– соразмерность, пропор­ция) – на основе сходс­тва объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках.

Моделирование – изучение объекта (оригинала) осуществляется посредством создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследова­теля.

Методы эмпирического исследова­ния:

наблюдение – целенап­равленное восприятие, обусловленное задачей исследова­ния. В отличие от обыденного созерцания научное наблю­дение опосредуется теоретическим знанием и имеет целенаправленный характер;

изме­рение – познавательная опера­ция, в результате которой получается численное значение измеряемых величин;

эксперимент – целенаправленно и методически организованный исследовательский прием познания, который проводится в специально заданных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого изменения.

Методы теоретического исследования:

мысленный экспери­мент – задачей является построение абстрактных объектов как теоретических образцов действительности и оперирование ими с целью изучения существенных харак­теристик действительности;

идеализация – разновидность операции абстрагирования, сущность которой состоит в выделении одного из необходимых усло­вий существования изучаемого объекта, в последующем из­менении выделенного условия, постепенном сведении его действия к минимуму;

формализация – построение абстрак­тно-математических моделей, когда рассуждения об объ­ектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами);

аксиоматический метод. Аксиомы – утверждения, истинность которых не требует доказа­тельств. При логическом выводе истинность аксиом пере­носится на выводимые из них следствия, что способствует организации и систематизации научного знания и служит незаменимым средством построения развитой теории;

гипотетико-дедуктивный метод создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпи­рических фактах. Развитое теоретическое знание развивается не «сни­зу» – за счет индуктивных обобщений научных фактов, а «сверху» по отношению к эмпирическим данным;

метод мате­матической гипотезы, когда исследователь вначале стре­миться отыскать математический аппарат, оперирует с ве­личинами, стремится перебросить построенные уравнения на новую область изучаемой действительности, затем найти интерпретацию уравнений, устанавливая связь между вели­чинами и объектами новой области. Только опыт устанав­ливает соответствие математической гипотезы объективной реальности;

метод восхождения от абстрактного к конкретному. Исследователь, применяя его, находит главную связь изу­чаемого объекта, а затем, прослеживая, как она видоизменяется в различных условиях, открывает новые связи, ус­танавливает их взаимодействия и результате проникает в сущность изучаемого объекта;

исторический и логический методы иссле­дования. Исторический метод основан на прослеживании истории во всей ее полноте и многообразии, обобщении эм­пирического материала и установлении на этой основе об­шей исторической закономерности. Основу же логического метода составляет изучение процесса на высших стадиях его развития, не обращаясь к реальной истории.

 

 

ОБШЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.

 

Общество(в широком смысле) – обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В узком смысле:

· определённый этап человеческой истории (общественно-экономи­ческая формация, межформационные и внутриформаци­онные исторические ступени, например, докапиталистическое общество, раннефеодальное общество);

· отдельное индивидуальное общество (социальный организм), на­пример, французское общество, белорусское общество и т.д.

Основными сферами жизни общества являются: материально-произ­водственная (экономическая), социальная, политическая и духовная. Эконо­мическая сфера – условие жизнедеятельности людей, создание средств суще­ствования и развитие производительных сил. Социальная – сложная сово­купность связей и отношений социальных групп между собой и с обществом в целом. Политическая сфера включает политическое сознание, политиче­ские отношения, институты и действия. Основной вопрос политической жизни – вопрос о власти. Духовная сфера жизни общества – идеологическая, научно-теоретическая, религиозная, художественно-эстетическая, образовательная деятельность, цель которой – сохранение, преумножение и передача духовно-культурных ценностей. Все они тесно переплетены, и любое явление в жизни общества имеет место во всех сферах одновременно, но одна из них является в определённый исторический момент преобладающей.

Развитие общества – это изменение общественных отношений в раз­личных сферах. Общество является саморазвивающейся системой, поскольку причина его развития – в самих общественных отношениях, точнее, в их про­тиворечиях. Материалистическая позиция состоит в том, что источником развития является противоречие между производительными силами и произ­водственными отношениями: развитие производительных сил вынуждает меняться вначале производственные отношения, а те, в свою очередь, влияют на все остальные отношения в обществе.

Поэтому отношения, связанные с материальным производством, явля­ются самыми фундаментальными в системе общественной жизни: система производственных отношений и есть общественное бытие, объективная ре­альность общества. Отношения, которые формируются на основе и в зависи­мости от производственных (идеологические, политические, правовые и т.д.), – это общественное сознание. Общественное бытие определяет общественное сознание. Сознание есть не что иное, как отражение реальности и осознание людьми своего общественного бытия.