рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. - Контрольная Работа, раздел Философия, ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ Философия Истории Отображает Исторический Процесс Как Процесс Развития Культу...

Философия истории отображает исторический процесс как процесс развития культуры. Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, её культивирование. Под культурой понимались все изменения в природном объекте, происходящие под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами.

В философии истории в понятие «культура» вводится оценочный момент и соотносится с понятием цивилизации. Здесь возможны различные подходы. Цивилизация рассматривается: 1) как определенная ступень в развитии культуры отдельных народов и регионов (А. Тойнби, П. Сорокин); 2) как конкретный этап общественного развития, наступивший в жизни народа после эпохи дикости и вар­варства, для которого характерно появление городов, письменнос­ти, сознательная стратификация и формирование национально-го­сударственных образований (Л. Морган, Ф. Энгельс); 3) как ценность всех культур, подчеркивая тем самым их единый общечеловеческий характер (К. Ясперс); 4)как конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона, означающий ее «закат» или упадок (О. Шпенглер); 5) отождествляется с высоким уровнем материальной деятельности человека: орудий труда, технологии, экономи­ческих и политических отношений и учреждений, а культура как проявление духовной сущности человека (Н. Бердяев, С. Булгаков). Возможна и обратная комбинация, когда цивилизация трактуется как высшее проявление духовной сущности человека. Но во всех случаях понятия «культура» и «цивилизация» тесно связаны друг с дру­гом, и в основе этой связи лежит определенная концепция культу­ры.

В современной философии истории можно выделить два под­хода к культуре: узкий и широкий. Культура, в широком смысле, вклю­чает в себя материальные и ду­ховные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим че­ловеком. В узком смысле культуратрак­туется как система коллективно разделяемых смыслов, ценностей, убеждений, норм и образов поведения, присущих тем или иным ин­дивидам или сообществам. В качестве духовного образования культура включает в себя несколько основных элементов.

1) Первый, познавательный, знаково-символический эле­мент,т.е. знания, сформулированные в определенных понятиях и представлениях и зафиксированные в языке. Язык – это система знаков и символов, наделенных определенным значением.Люди усваивают это значе­ние знаков и символов в процессе воспитания и образования. Именно это позволяет им понимать смысл сказанного и написанного.

2). Вторым, не менее важным, компонентом культуры является ценностно-нормативная система. Ценность –это свойство того или иного общественного предмета, явления удовлетворять потребности, желания, интересы людей. В систему ценностей социального субъекта могут входить различные ценности: смысложизненные (представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни); универсальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосо­стояние, семья, образование, правопо­рядок и т. д.); общественного признания (трудолюбие, социальное положение и т. д. ); межличностного общения (честность, бескорыстие, доброжела­тельность); демократические (свобода слова, совести, партий и т. д.).

Ценностное отношение выступает необходимым компонентом в формировании ценностной ориентации деятельности и отноше­ний, которые выражаются в ценностной установке. Ценностная ус­тановка –это своеобразная предваряющая программа дея­тельности и общения, связанная с возможностью выбора вариантов деятельности и общения.

Ценностные установки ориентирует человека в социальной дей­ствительности, направляют и стимулируют его деятельность. Осозна­ние индивидами содержания ценностных установок, образует мотив деятельности,который позволяет человекусо­относить конкретные ситуации с системой ценностей, которыми он руководствуется в своем поведении.

Ближайший побудительный мотив человеческой деятельности, определяющий способ и характер последней, выступает в качестве цели.Цель деятельности, как идеальный прообраз будущего, формируется на основе интересов социального субъекта. Субъект видит в достижении конечной цели смысл своей деятельности, а иногда – и всей жизни.

Для выделения конечных целей из многообразия целей упо­требляется понятие идеал.Он принадлежит к формам опережающего отражения действительности. С одной стороны, идеал можно рассматривать как отражение наиболее существенных и значимых сторон общест­венной практики определенных социальных групп, классов, отраже­ние коренных тенденций, закономерностей и возможностей, а с другой – как главную оценочную категорию, определяющую сознательные стимулы, доминирующий мотив.

Ценностное отношение может быть зафиксировано в виде соци­альной нормы –это исторически обусловленные общественным бытием требования к деятельности и отно­шениям индивидов, социальных групп, классов и общественных ин­ститутов.В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует требование поступить определенным образом. Одной из важ­ных особенностей воздействия социальных норм на деятельность и об­щественные отношения состоит в том, что их исполнение и предписа­ние обеспечивается различными формами принуждения, начинаяот общественного мнения и кончая государственными институтами.

Синтетической формой культуры называют обряды, обычаи, традиции, то, что является образцами поведения. В обряде происходит не только рациональное усвоение тех или иных норм, ценностей и идеалов, но и сопереживание их участниками обрядового действия. Обычай– это воспринятая из прошлого форма социальной регуля­ции деятельности и отношений людей, которая воспроизво­дится в опреде­ленном обществе или социальной группе и является привычной для его членов. В роли обычая могут высту­пать различные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычай – неписаное правило поведения.

Традиции– элементы социального и культурного наследия, пере­дающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в опре­деленном со­обществе в течение длительного времени. Все эти элементы культуры создают ее смысловое содержа­ние.

Человек осуществляет в мире свое предназначение. В чем состоит это предназначение и как оно ре­ализуется, раскрывается во втором, более широком подходе к куль­туре. Культура, в широком смысле, вклю­чает в себя материальные и ду­ховные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим че­ловеком. При таком под­ходе культура истолковывается как сотворен­ная человеком «вторая природа», надстроенная над первой, естест­венной природой. Культура представляет собой результат объективизации, материального воплощения человеческих стремлений, целей, пере­живаний.

Человек, как известно, является био­логиче­ским, природным существом и, одновременно, он в значитель­ной мере пре­одолел свою зависимость от природы, перешагнул в мир социума. Культура ивыступает как способ и мераовладения челове­ком естественным и соци­альным мирами. Создавая культурные ценнос­ти, человек выходит за рамки природной и социальной детерминации, выступает творческим субъектом, дающим новые формы развития природе и обществу. В этом смысле куль­тураравнозначна степени ре­ализации человеческой свободы.

В культуре и через культуру проявляется стремление человека пре­одолеть рамки своего временного, биологического существования. Человек как природное, биологическое существо подобно любому жи­вому организму двигается по кругу: рождение – жизнь – смерть. С получением бессмертия через культурные ценности человек получает возможность осмыслить свое историческое развитие. Культу­ра– это связующее звено между природой и обществом. Она охватыва­ет духовную и материальную сферу существования общества и высту­пает как форма проявления свободы и творчества, как сред­ство саморе­ализации и основных ценностей человека.

Кризис индустриального общества обострил проблему ценнос­тей. В философии сложились сциентистские и антисциентистские концепции. Для сторонников сциентизма наука и техника – те ценно­сти, которые имеют абсолютное значение. Наука и техника якобы способны быть средством лечения всех социально-экономи­ческих болезней общества Общество массового потребления – это тот идеал, который достигнут человечеством с помощью науч­ного и тех­нического рационализма.

Противники абсолютизации ценности науки и техники образо­вали лагерь антисциентизма. Они высказывают ряд справедли­вых замечаний в адрес опьяняющего восторга от достижений уче­ных и инженеров. Научно-технический и социально-экономичес­кий про­гресс противоречив. В деятельности людей содержится не только рациональное, но и иррациональное. Вера в безупречность массо­вого производства и техноцентризма иррациональна. Если разра­ботка и использование техники не подчинены гуманитарным ценно­стям, то она способна уничтожить основы человеческого существо­вания. Самые рациональные с точки зрения внутренней логики ре­шения приводят здесь к непредсказуемым и иррацио­нальным эф­фектам.

Кризис индустриального общества это одновременно и кризис его ценностей. И этот кризис не может быть преодолен без безогово­рочного возврата к признанию человека высшей ценностью, опас­ность для которой таится в самом человеке, в его неконтролируемом приумножении своих запросов и в превращении своих потребностей в произвол, прихоть и моду, оборотной сто­роной которых является безудержное потребительство.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ

для комплексной контрольной работы... Мировоззрение его исторические формы Структура мировоззрения... Философия в системе культуры Предмет и функции философии...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ. СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
  Мировоззрение – это система взглядов на мир, определяющих место и роль человека в этом мире. Специфика мировоззрения связана не просто с тем, что это – взгляд на ми

Исторические формы мировоззрения.
Мифология – исторически первая форма мировоззрения. Возникает на самой ранней ступени общественного развития, основывается на языческом понимании универсума. Миф –это специф

ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.
Слово «культура» восходит к латинскому«culture», что означает возделывание, обработку почвы; первоначально оно использовалось в наиболее древних латинских текстах

СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ И СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
  В общем виде специфика философской проблематики указана уже в самом термине «философия», что в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Что же означает любить мудрость?

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.
Др. Индия. В Ведах и Упанишадах (первых священных книгах Индии XII – VII в.в. до н.э.) наряду с религиозными идеями содержатся умозрительные представления о едином и

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ИДЕЯХ И ИДЕАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ.
  Древняя Греция – родина европейской философии. Именно здесь, родилось философское знание. Основные этапы: 1).Досократический период (VII-V

Римский период (I в.до н.э. – V в. н.э.).
Наиболее известные философы: Сенека; Марк Аврелий; Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранние христиане. Особенности: фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философии в одну – а

ТЕОЦЕНТРИЗМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ. ПАТРИСТИКА И СХОЛАСТИКА.
Европейская христианская философия занимает большой период времени – II – XV вв. Главное отличие средневековой европейской философии – ее сопряженность с проблемами христианства. Формируется новый

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ В ЭПОХУ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ЭМПИРИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ
Идеи мыслителей Возрождения были развиты и всесторонне обоснованы в философии Нового времени, которая охватывала период к. XVI-XVII вв. Основная проблема философии Нового времени – поиск п

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
XVIII в. в истории Западной Европы называется эпохой Просвещения. В английской философии идеи этой эпохи наиболее яркое выражение нашли в творчестве Дж. Локка, Дж. Толланда, во Франции – в ра­ботах

ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА
  Разрешением идей, сформулированных в немецкой классической философии, после Фейербаха занимались К.Маркс и Ф.Энгельс. Социально-экономические предпосылки формирования диале

РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ
19-20 вв. Ведущие идеи русской религиозной философии (В.Соловьев, Н.Федоров, С.Бул­гаков, Н.Бердяев, П.Флоренский и др.) – соборность, всеединство и абсолютная ценность человека. С

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ БЕЛАРУСИ.
  В истории социально-философской мысли Беларуси явно прослеживаются такие гуманистические тенденции, как: признание ценности личности, стремление к осознанию блага человека и обществ

ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Вторая половина XIX-XX вв. – новый этап в развитии мировой философии. Философию XX века можно назвать постклассической, т.к. она отличается от «классического» этапа своего развития. Итак, если клас

ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ БЫТИЯ. МЕТАФИЗИКА И ОНТОЛОГИЯ
Возникновение философии связано с пониманием мира как целого (Универсума), как единства мира в его многообразии. Мысль об Универсуме требовала обоснования первых начал и причин всего существующего.

МАТЕРИЯ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ АТРИБУТЫ (ДВИЖЕНИЕ. ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ). ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАТЕРИИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.
Диалектико-материалистическая концепция мироздания продолжает традицию материалистического монизма: признаёт в качестве основы бытия материю. В домарксовском материализме

ДИАЛЕКТИКА КАК УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ.
Диалектика – это общая теория развития, учение о наиболее общих закономерных связях, о становлении и развитии бытия и познания. Она выступает в единстве двух сторон: объек

Диалектика как система включает в себя принципы, законы и категории.
Принцип – (от лат.principium основа, начало) – 1)основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т.д.; руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убежд

Общей определяющей чертой метафизической концепции развития является отрицание противоречия как источника развития.
Диалектическая концепция развития: любой конкретный процесс развития рассматривается как средоточие и единство множества своеобразных и несводимых друг к другу, но в

СМЕРТЬ И БЕССМЕРТИЕ.
Вопрос о том, для чего человек живет на Земле, интересовал многих и многих мыслителей на всем пути развития филосо­фии. В разные времена разные философы отвечали на этот во­прос по-разному.

СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СТРУКТУРА
  Сознание – отличительная сущностная характеристика человека. Оно представляет собой целостный внутренний мир человека – его мыслей, чувств, намерений, идей, целей и др. Сознание неп

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА И ФОРМЫ
Общественное сознание –это совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов и принципов, желаний и настроений людей, отражающих их общественное бытие. Хотя общественное сознание зависи

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  Сознание принадлежит сфере психического. Но не все в психике принадлежит сознанию. Сознание – лишь небольшой островок психического. Понятие психики шире понятия сознания, т.к. в пси

МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК
Мышление неразрывно связано с языком. Язык – материальный носитель сознания, в нем мышление выражает (объективирует, материализует) себя. Благодаря этой объективации произведенные мышлением знания,

Различают два вида языка: естественные и искусственные.
Естественный язык возникает спонтанно в процессе развития человека как необходимое средство общения и познания (национальные языки – русский, украинский, армянский и др.)

ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА В ФИЛОСОФИИ
  Суть вопроса в том, может ли субъект адекватно воспроизвести сущностные характеристики мира, познаваемых им объектов. По вопросу «Познаваем ли мир?» среди

ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ.
  В структуре познавательного процесса выделяют следующие уровни: чувственное и рациональное познание. Любой познавательный процесс (на уровне обыденного, мифологического, научного, х

ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ФИЛОСОФИИ. ПРАКТИКА КАК КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ.
Истина– одна из центральных проблем теории познания. Истина – правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности в человеческом сознании, цель по

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ. СПЕЦИФИКА, УРОВНИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.
Научное познание, по сравнению с обыденным, худо­жественным, философским и др. видами познания, имеет свои спе­цифические особенности и представляет собой особую де­ятельность по получению нового о

ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ К ПОНИ­МАНИЮ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. СПЕЦИФИКА ЗАКОНОВ ОБЩЕ­СТВЕННОГО РАЗВИТИЯ.
К проблеме периодизации истории человечества в жи­вом ее движении (которое и есть исторический процесс) существуют два основных подхода. Первый из них – линейный: взг

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА. СУЩНОСТЬ ГЛО­БАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ.
  Глобализация – это коренное преобразование мирового социально-экономического и социально-культурного пространства в единую, тесно взаимосвязанную интегрированную

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги