рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ТЕОЦЕНТРИЗМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ. ПАТРИСТИКА И СХОЛАСТИКА.

ТЕОЦЕНТРИЗМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ. ПАТРИСТИКА И СХОЛАСТИКА. - Контрольная Работа, раздел Философия, Вопросы по философии Европейская Христианская Философия Занимает Большой Период Времени – Ii – Xv ...

Европейская христианская философия занимает большой период времени – II – XV вв. Главное отличие средневековой европейской философии – ее сопряженность с проблемами христианства. Формируется новый тип философии, синтезировавший идеи античности и христианства, – философия средневековья. Поскольку главная проблема этой философии – соотношение Бога и мира, то ее характеризует теоцентрический стиль мышления. Иначе говоря, философы сосредоточены на доказательствах бытия Бога и на поиске путей соединения человека с Богом. При этом особое внимание уделяется проблеме личности, ее свободе, ее выбору между добром и злом (Богом и Дьяволом). Но поскольку истина уже известна заранее, человек в своем выборе должен беспрекословно следовать авторитету Священного писания. Это переносится и на социальную жизнь. Каждый средневековый человек изначально принадлежит к определенному сословию и должен неукоснительно следовать его нормам и традициям.

Осн.принципы средневековой философии – теоцентризм (Бог в центре всех помышлений и чаяний человека, Бог – в центре всех объяснений); креационизм (творение мира и человека Богом из ничего); символизм (все природные явления и предметы воспринимаются не только в своем природном естественном качестве, но и как выражение божественной мудрости); дуализм (Бога и мира, т.к. они иноприродны, а также дуализм в самом тварном мире, т.е. дуализм мира земного (подлунного) и небесного (горнего); традиционализм (объясняли все на основе обращения к Священному писанию, учению отцов церкви и учения Аристотеля).

Патристика и схоластика – основные этапы средневековой философии. Обычно этап патристики (от слова «патер» – «отец», имеются в виду «отцы Церкви») в истории философии определяется с I по VI в. Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и другие разработчики основных догматов христианской религии были одновременно и крупнейшими философами своего времени.

Главные проблемы патристики: 1) проблема сущности Бога и Его тройственности (тринитарная проблема); 2) отношение веры и разума, откровения христиан и мудрости язычников (греков и римлян); 3)понимание истории как движения к определенной конечной цели и определение этой цели – «Град Божий»; 4) свобода воли человека и возможность спасения его души; 5) проблема происхождения зла в мире, причины, по которым его терпит Бог, и другие проблемы.

Теория гармонии веры и разума – Августин Блаженный (Августин Аврелий). Есть два пути приобщения человека к религии: а) понятийно-рациональный(логическое мышление, достижения наук и философии); б) нерациональный (авторитет Священного писания, церкви, эмоции и чувства). Приоритет Августин отдаёт нерациональным средствам. Религиозная вера не предполагает рационального обоснования. В сфере религиозной жизни следует просто верить, не требуя никаких доказательств.

Вместе с тем, Августин отчётливо осознаёт ту важную роль, которую играют рациональные средства. Он считает необходимым усилить веру доказательствами разума, ратует за внутреннюю связь веры и знания. Идеал августиновской апологетики – послушный религии разум и подкреплённая разумными доводами вера.

На построение основных концепций и категориальный аппарат философии «отцов Церкви» определенное внимание оказало учение Платона. С V по VIII в. начинается этап так называемой поздней патристики (Иоанн Дамасский, Максим Исповедник и другие). Этот период не принес в философию значительных новаций.

Этап схоластики (IX – XV вв.) продолжает проблематику патристики, являясь ее развитием. Основные догмы и положения уже разработаны, они шлифуются, уточняются, систематизируются. Сам термин «схоластика» обозначает «школьную, учебную» философию, преподававшуюся в университетах и школах. Все, кто занимался в то время науками, особенно философией, были «схоластиками», а это звание было почетным, по смыслу близким понятию «ученый теоретик».

Схоластическая философия в лице ее представителей (Эриугены, Бонавентуры, Альберта Великого, Фомы Аквинского, Росцеллина, Абеляра, Ансельма Кентерберийского и многих других) сохраняла интерес к поднятым патристикой философским проблемам. На первый план все же выходят отношения разума и веры, религии и науки, а также вопрос соотношения общего и единичного.

Фома Аквинский – новая версия теории гармонии веры и разума. Вера не должна противоречить разуму. Некоторые принципиальные положения вероучения могут быть рационально обоснованы. Например, Разум способен доказать догматы о существовании Бога, о сотворении мира, о бессмертии души и др. И разум и вера направлены к познанию одной и той же Истины – Бога, но делают это разными путями.Разум опирается на науку и философию, вера – на теологию.

Возможность гармонии веры и разума основывается на том факте, что Бог открывается человеку двумя путями: естественным – через сотворённый мир и сверхъестественным – через откровение.

Наука и философия, средствами разума познавая сотворённый мир, приходят к мысли о существовании Бога и управлении Богом всеми процессами в этом мире. Теология – на основании сверхъестественного откровения, содержащегося в Библии и решениях церкви, позволяет человеку принять наиболее важные истины вероучения.

Признавая возможность совпадения выводов, к которым человек приходит на основании разума и веры, Фома в то же время подчёркивал, что они не могут и не должны противоречить друг другу. Разум и вера – принципиально различные пути к Истине. Итогом деятельности разума является знание. Итогом же деятельности веры является вероучение. Знание – это область очевидных и доказуемых истин, а вера – внеочевидных и недоказуемых.

Согласие с истинами разума является следствием логической необходимости, согласие же с истинами веры является актом свободной воли.

В средневековой философии вели спор о природе универсалий (общих понятий). Это вопрос о том, существует ли общее понятие лишь в уме (как имя, а значит реально существуют только единичные вещи) или реально (в виде некой сущности). По этому вопросу – 2 направления: номинализм и реализм.

Номинализм (от лат. Nomen – род, падеж, nominis – имя, наименование) – философское учение, отрицающее онтологическое значение универсалий (от лат. Universalis – общий), общих понятий. Представители: Росцелин, Иоганн Дунс Скот, Оккам и др.

Номиналисты считали, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении. Реально существуют лишь единичные вещи, и только они могут быть предметом познания. Универсалии – это только имена вещей. А это равносильно материалистическому тезису о примате материи. Универсалии – это только имена вещей.

Реализм(от позднелатинского – realis – вещественный, действительный) в средневековой философии – один из основных вариантов решения спора о природе общих понятий, универсалий. Представители: Иоганн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский и другие.

Реалисты, основываясь на положении Аристотеля, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформировали концепцию о трех видах универсалий: общее существует «до вещей», в божественном разуме; общее существует «в самих вещах», как их формы или сущности; общее существует «после вещей», т.е. в человеческом разуме.

Данная позиция – умеренный реализм, а есть ещё и крайний реализм: общее существует только вне вещей.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Вопросы по философии

Для комплексной контрольной работы.. мировоззрение его исторические формы структура мировоззрения.. философия в системе культуры предмет и функции философии..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ТЕОЦЕНТРИЗМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ. ПАТРИСТИКА И СХОЛАСТИКА.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ. СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
  Мировоззрение – это система взглядов на мир, определяющих место и роль человека в этом мире. Специфика мировоззрения связана не просто с тем, что это – взгляд на ми

Исторические формы мировоззрения.
Мифология – исторически первая форма мировоззрения. Возникает на самой ранней ступени общественного развития, основывается на языческом понимании универсума. Миф –это специф

ФИЛОСОФИЯ В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ. ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.
Слово «культура» восходит к латинскому«culture», что означает возделывание, обработку почвы; первоначально оно использовалось в наиболее древних латинских текстах

СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ И СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
  В общем виде специфика философской проблематики указана уже в самом термине «философия», что в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Что же означает любить мудрость?

ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.
Др. Индия. В Ведах и Упанишадах (первых священных книгах Индии XII – VII в.в. до н.э.) наряду с религиозными идеями содержатся умозрительные представления о едином и

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ИДЕЯХ И ИДЕАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕ.
  Древняя Греция – родина европейской философии. Именно здесь, родилось философское знание. Основные этапы: 1).Досократический период (VII-V

Римский период (I в.до н.э. – V в. н.э.).
Наиболее известные философы: Сенека; Марк Аврелий; Тит Лукреций Кар; поздние стоики; ранние христиане. Особенности: фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философии в одну – а

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ В ЭПОХУ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ЭМПИРИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ
Идеи мыслителей Возрождения были развиты и всесторонне обоснованы в философии Нового времени, которая охватывала период к. XVI-XVII вв. Основная проблема философии Нового времени – поиск п

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
XVIII в. в истории Западной Европы называется эпохой Просвещения. В английской философии идеи этой эпохи наиболее яркое выражение нашли в творчестве Дж. Локка, Дж. Толланда, во Франции – в ра­ботах

ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА
  Разрешением идей, сформулированных в немецкой классической философии, после Фейербаха занимались К.Маркс и Ф.Энгельс. Социально-экономические предпосылки формирования диале

РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ
19-20 вв. Ведущие идеи русской религиозной философии (В.Соловьев, Н.Федоров, С.Бул­гаков, Н.Бердяев, П.Флоренский и др.) – соборность, всеединство и абсолютная ценность человека. С

ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ БЕЛАРУСИ.
  В истории социально-философской мысли Беларуси явно прослеживаются такие гуманистические тенденции, как: признание ценности личности, стремление к осознанию блага человека и обществ

ФИЛОСОФИЯ XX ВЕКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Вторая половина XIX-XX вв. – новый этап в развитии мировой философии. Философию XX века можно назвать постклассической, т.к. она отличается от «классического» этапа своего развития. Итак, если клас

ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ БЫТИЯ. МЕТАФИЗИКА И ОНТОЛОГИЯ
Возникновение философии связано с пониманием мира как целого (Универсума), как единства мира в его многообразии. Мысль об Универсуме требовала обоснования первых начал и причин всего существующего.

МАТЕРИЯ И ЕЁ ОСНОВНЫЕ АТРИБУТЫ (ДВИЖЕНИЕ. ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ). ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАТЕРИИ В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ.
Диалектико-материалистическая концепция мироздания продолжает традицию материалистического монизма: признаёт в качестве основы бытия материю. В домарксовском материализме

ДИАЛЕКТИКА КАК УЧЕНИЕ О РАЗВИТИИ. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ.
Диалектика – это общая теория развития, учение о наиболее общих закономерных связях, о становлении и развитии бытия и познания. Она выступает в единстве двух сторон: объек

Диалектика как система включает в себя принципы, законы и категории.
Принцип – (от лат.principium основа, начало) – 1)основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т.д.; руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убежд

Общей определяющей чертой метафизической концепции развития является отрицание противоречия как источника развития.
Диалектическая концепция развития: любой конкретный процесс развития рассматривается как средоточие и единство множества своеобразных и несводимых друг к другу, но в

СМЕРТЬ И БЕССМЕРТИЕ.
Вопрос о том, для чего человек живет на Земле, интересовал многих и многих мыслителей на всем пути развития филосо­фии. В разные времена разные философы отвечали на этот во­прос по-разному.

СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СТРУКТУРА
  Сознание – отличительная сущностная характеристика человека. Оно представляет собой целостный внутренний мир человека – его мыслей, чувств, намерений, идей, целей и др. Сознание неп

ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ, ЕГО СТРУКТУРА И ФОРМЫ
Общественное сознание –это совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов и принципов, желаний и настроений людей, отражающих их общественное бытие. Хотя общественное сознание зависи

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  Сознание принадлежит сфере психического. Но не все в психике принадлежит сознанию. Сознание – лишь небольшой островок психического. Понятие психики шире понятия сознания, т.к. в пси

МЫШЛЕНИЕ И ЯЗЫК
Мышление неразрывно связано с языком. Язык – материальный носитель сознания, в нем мышление выражает (объективирует, материализует) себя. Благодаря этой объективации произведенные мышлением знания,

Различают два вида языка: естественные и искусственные.
Естественный язык возникает спонтанно в процессе развития человека как необходимое средство общения и познания (национальные языки – русский, украинский, армянский и др.)

ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА В ФИЛОСОФИИ
  Суть вопроса в том, может ли субъект адекватно воспроизвести сущностные характеристики мира, познаваемых им объектов. По вопросу «Познаваем ли мир?» среди

ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ, ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ.
  В структуре познавательного процесса выделяют следующие уровни: чувственное и рациональное познание. Любой познавательный процесс (на уровне обыденного, мифологического, научного, х

ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ В ФИЛОСОФИИ. ПРАКТИКА КАК КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ.
Истина– одна из центральных проблем теории познания. Истина – правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности в человеческом сознании, цель по

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ. СПЕЦИФИКА, УРОВНИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.
Научное познание, по сравнению с обыденным, худо­жественным, философским и др. видами познания, имеет свои спе­цифические особенности и представляет собой особую де­ятельность по получению нового о

ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ К ПОНИ­МАНИЮ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. СПЕЦИФИКА ЗАКОНОВ ОБЩЕ­СТВЕННОГО РАЗВИТИЯ.
К проблеме периодизации истории человечества в жи­вом ее движении (которое и есть исторический процесс) существуют два основных подхода. Первый из них – линейный: взг

РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.
Философия истории отображает исторический процесс как процесс развития культуры. Термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, её к

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА. СУЩНОСТЬ ГЛО­БАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ.
  Глобализация – это коренное преобразование мирового социально-экономического и социально-культурного пространства в единую, тесно взаимосвязанную интегрированную

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги