рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вопрос 1.

Вопрос 1. - Лекция, раздел Философия, ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ В Обыденной Жизни Понятие И Слово Сознание Чаще Всего Используется Как Эквива...

В обыденной жизни понятие и слово сознание чаще всего используется как эквивалент интеллекта, т.е. заменяет понятие умственной деятельности. Сознание есть отдавание себе отчета в том, что мы знаем и чего не знаем. Только сам человек может знать, сознателен он в данный момент или нет. За человека это решение никто принять не может. Присутствие или отсутствие сознания проверить при помощи наблюдения невозможно.

В настоящее время в философии понятие сознания означает высший уровень психи человека, его духовный мир, совокупность мнений, эмоций, волевых процессов. Традиционно в философии выделяют в сознании 3 сферы:

1. рациональная.

2. Эмоциональная.

3. Волевая.

Наиболее универсальной характеристикой сознания является интенциональность (направленность актов сознания и любых психических процессов на какой-то предмет). Все душевные состояния и процессы можно разделить на два типа:

1) те, которые поддаются временной фиксации (акты мышления, эмоции, волевые побуждения -все они направлены во вне и с помощью них человек реагирует на ситуацию, ориентируется в ней).

2) те, временная фиксация которых неуловима или ее в принципе невозможно установить. Например, ценностные переживания - состояния души, для которых трудно или вообще невозможно указать внешний источник. Особенность их в том, что они очень мало зависят от внешней ситуации. Эмпирический анализ этих переживаний не эффективен, но они играют в жизни человека огромную роль.

Почти все внутренние стороны сознания ориентированы не на конкретную ситуацию, а на символы, в которых фиксируется ценностное переживание. Ценностное переживание связаны между собой и образуют определенную целостность. Все ценностные переживания стремятся объективироваться - это их характерная черта. Считается, что с помощью ценностных переживаний человек устанавливает контакты с высшей реальностью. Подлинные ценностные переживания возникают только тогда, когда есть ориентация сознания на восприятие вечности.

Сознание включает в себя и самосознание в форме самопознания, самооценки, самоконтроля, самосовершенствования.

Сознание есть предмет изучения различных наук - психологии, лингвистики, этики и т.д. философия также изучает сознание с различных позиций и подходов. В течение длительного периода понятие сознания отсутствовало, вместо него было понятие «душа». Душа обозначала психику человека и животного. Так, Фалес, Гераклит считали душу материальной формой, состоящей из первоэлементов (воды, воздуха, огня).

Атомисты считали душу особым органом, состоящим из атомов, которые очень мелки, изящны и подвижны.

Платон в «Диалогах» также писал о душе, считая ее вечной, бессмертной и носителем ума. Он также считал, что душа может переселяться. Платон выделял в душе три части: разумную, чувственную и чревную и связывал соответственно этому и части тела - голова, сердце и живот. Кроме того, Платон высказал идею о наличии мировой души.

Аристотель в работе «О душе» выделил такие типы души, как растительная, животная и человеческая. Также он решал вопрос о местопребывании души и решил, что она находится в сердце и есть причина начало живого тела. Человеческая душа не имеет материального

выражения, а растительная и животная материализованы.

Христианская теология создает свое учение о душе, что она есть нематериальное благ, данное Богом и душа бессмертна.

В Новое время вопрос о душе дискутировался. Так, Декарт ему уделял много внимания, исследуя соотношение души и тела. т.е. Декарт поставил психофизическую проблему. Но он ее не решил, считая, что психическая и физическая субстанции равнозначны.

В ХУШ в. душа рассматривается как функция мозга и отражение действительности. Такой позиции придерживались Ламетри, Боль-тер, Фейербах. Так, существовало мнение, что все идеи формируются процессе жизни и воспитания, следовательно гений и его появление

зависит от внешних условий. Эта идея о то, что гения можно воспитать была взята на вооружение советской философией.

Диалектический материализм ввел понятие сознания в XIX в. в период появления научного психоанализа. Сознание определялось как знание как способ существования. Знание при помощи слов и символов может быть передано другим людям.

Сегодня душа выражает нечто иное - это - это уже не знание, и не сознание, а субъективное отражение мысли человека в самом себе. Знание не есть проявление души, поскольку знающий человек может быть абсолютно бездушным, а человек, который знаниям уделял мало внимания может быть одухотворенным.

Различные направления материализма исходят из того, что сознание вторично по отношению к материи. Сознание есть субъективный образ объективной реальности, т.е. сознание есть идеальная реальность. Акцент на вторичности сознания сделан в диамате, основным положением которого было то, что понять сознание можно лишь в соотношении с материей. Сознание изучалось путем исследования психики. Однако такая позиция не решает самой проблемы исследования сознания.

Вторичность сознания означает:

1) материя предшествует сознанию во времени;

2) сознание есть свойство высокоорганизованной материи, оно вторично по отношению к мозгу, и соответственно нет мозга нет и сознания;

3) сознание есть субъективный образ объективной действительности, как и всякий образ вторичен по отношению к оригиналу. Сознание отражает реальный мир и любые чувства, намерения есть вторичное сознание.

Механистический материализм и кибернетика, как его течение игнорируют различие живой и автоматической систем. Соответственно в кибернетике к автоматическим системам сведена вся деятельность 28

человека. В частности Винер считал, что ЭВМ имеют способность мыслить. Кибернетика отвлекается от качественных различий между автоматическими и органическими системами разного класса: человек, животное и машина - есть разные по качеству системы, но кибернетика берет их общие свойства при передаче и хранении информации в процессе управления. Следовательно, кибернетика стоит на том, что, возможно, создать ЭВМ с аналогом человеческого сознания.

Спор о возможности создания такой ЭВМ ведется с 60-х гг. и до сих пор. Но пока это никому не удавалось и многие считают, что это невозможно, т.к. 1) необходимо создать модель мозга человека, но для этого надо изучить принцип действия мозга; 2) надо смоделировать все социокультурную реальность, которую в принципе точно смоделировать невозможно. Если можно просчитать все возможные ситуации, то эмоции создать нельзя, иначе машина станет человеком.

Вульгарный материализм и его представители Бюхнер, Молишот и Фохт - ученые-биологи популяризировали идеи материализма. Их позиция состояла в том, что сознание есть выделения мозга (наподобие эндокринной системы), т.е. это вещество, которое материально. Именно за данное сравнение данная позиция и была названа вульгарным материализмом.

В XX в. электрофизиология достигла некоторого успеха в своих исследованиях, что дало толчок к мысли о том, что сознание действительно материально. Такое мнение было распространено среди психиатров, нейрофизиологов и реаниматоров. Данная позиция строилась на том, что мысль есть электромагнитное колебание мозга и у каждого человека эти колебания присутствуют, что и зафиксировано на спец. приборе. Данные прибора говорят об активном или пассивном состоянии человеческого мозга, о поражениях и новообразованиях мозга. Однако эти данные не фиксируют суть мысли.

Для понимания природы сознания необходимо обратиться к парапсихологическим явлениям, которые не укладываются в теорию сознания. Парапсихические явления есть все явления человеческой психики, которые определяются не чувственным характером причин их вызывающих:

а) каждый человек получает информацию по интуитивному каналу - телепатическая передача информации. Данное явление весьма сложно, т.к. задействована интуиция;

б) явление перемещения с помощью мыли материального предмета в пространстве (телекинез), а также наряду с ним явление левитации и способности отыскивать пустоты в земле (биолокационный эффект);

в) ясновидение, как настоящего, так и будущего;

г) полтергейст - произвольное перемещение предметов, звуков и запахов. Данное явление наблюдаемо, но не регулируемо;

д) наличие экстрасенсорных способностей у человека - повышенное восприятие биополя человека.

Все эти парапсихические явления известны уже достаточно длительное время (практически на всем протяжении развития человечества), людей, обладающих такими способностями, называли колдунами или пророками. До XIX в. к парапсихологии относились как к мистике и данные явления наукой не изучались. Интерес обострился в конце XIX в., кода в Европе были распространены занятия спиритизмом. Материалистическая философия изучение этих явлений не проводила и критиковала их, по крайней мере, официально. В 60-е гг. была создана в СССР единственная лаборатория по изучению телепатии под руководством проф. Васильева. В 1979 г. в Тбилиси была проведена конференция по изучению подсознания. Ее материалы были опубликованы для широкого прочтения и в данный период появились распространились термины биополе и экстрасенс.

Керлиан открыл способ визуализировать биополе у живого объекта и данный способ сейчас широко применяется даже в медицине. В мире есть около 100 кафедр парапсихологии, которые занимаются изучением сверхчувствительного восприятия. Наиболее известным специалистом в данной области называют Ш. Карагула.

Объяснить парапсихологические явления пока не удается. Так, некоторые считают, что это неизученные и неизвестные пока поля. Другие видят разгадку в проявлении ноосферы в повседневной жизни. Как понятие ноосфера вошла в научный обиход после опубликования ряда работ Вернадского, который понимал под ноосферой субстанцию, информационное поле вокруг земли. Воспользоваться ноосферой может только человек, обладающий хорошим интуитивным мышлением. Каждый человек в меру своего интеллекта может подключиться к ноосфере и ее информационному полю, но только своего уровня, поскольку ноосфера неоднородна и слоиста.

Наиболее изученным явлением в плане биополей является аура вокруг человека. Аура состоит из трех оболочек:

1. устойчивая (показывает развитие духовности в человеке)

2. динамическая (показывает эмоциональное состояние)

3. «телесная» как наиболее связанная с телом человека. По данной оболочке проводят диагностику и выясняют насколько человек защищен от внешнего воздействия.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ

ЛЕКЦИЯ ФИЛОСОФИЯ КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ... Что такое философия Философия и мудрость... Исторические типы мировоззрения мифологическое религиозное философское...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вопрос 1.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Вопрос 1.
Ф. и искусство занимают важное место в культуре. Искусство формирует эмоциональный мир человека, Ф. способствует формированию рационального подхода к миру, умение выделять главное. Ф. позволяет реш

Вопрос 2.
В науке выделяют 3 вида мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ Миф - беседа, речь, разговор. Он восходит к слову и выходит за

Вопрос 3.
Круг основных вопросов Ф. разными учеными понимался по-разному. В частности, И. Кант всю сферу философского знания подводил по следующие вопросы: 1) Что я могу знать?

Вопрос 4.
Вопрос о том, является ли Ф. наукой сложен. В СССР официальная Ф. считала себя наукой, но в последние 10 лет эти позиции сильно пошатнулись. Решение поставленного вопроса надо начинать с определени

Вопрос 5.
Роль Ф. в разные эпохи и для разных людей неодинакова: потребность в Ф. есть не у каждого. Если человек усваивает стереотипы и мыслит обыденно, то он не нуждается в Ф. Однако почти всегда есть ситу

Вопрос 1.
Бытие - главная категория философского мышления и является предметом онтологии. В новой философии, начиная с ХУШ в. ей не уделяется много внимания и данная категория была вытеснена из центра обсужд

Вопрос 2.
Ряд ученых выделяет следующие уровни и виды бытия: 1. Бытие вещей и процессов, которое выражено в следующих уровнях: а) природа вещей и процессов; б) вещи, созданные чело

Вопрос 3.
Проблема небытия, как и бытия существует с древности. Так, древние римляне и греки размышляли на тему того, есть ли небытие и в чем оно существует. Существовала такая позиция, то небытие есть хаос

Вопрос 1.
В истории Философии понятие «материя» возникло и развивалось в связи с попытками выяснения сущности мира, того, что лежит в основе вещей. Эти поиски привели к понятию субстанция или сущность.

Вопрос 2.
На протяжении второй половины XIX и весь XX в. в физике происходит революция: происходит резкая смена картин мира, т.е. быстро изменяется понятие материи. И именно эти подвижки в естествознании мен

Вопрос 3.
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ЕДИНСТВО МИРА? Данный вопрос весьма сложен и важен для понимания сущности таких категорий, как быте и материя. Возможна ли связь между этими категориями, или же они никак не

Вопрос 1.
Д. в философии рассматривается как важнейшее свойство материи. Д. не существует без материи, а материя не существует без Д. Д (в широком смысле) понимается как любое изменение. Д. не однотипный и н

Вопрос 2.
В 70-х гг. XIX в. Энгельс провел следующую классификацию форм движения материи: ? Механическое (преимущественно в пространстве) ? Физическое (теплота, изменение агрегатных состоян

Вопрос 3.
Прогнозировать движение открытых систем весьма сложно в силу того, что они неравновесны и нестабильны. Поведение открытых систем своеобразно и первым, кто решил их изучить был И. Пригожий, которого

Вопрос 1.
Пространство и время есть атрибуты материи, без которых она не существует, т.к. это формы ее существования. Свойства пространства и времени производны от движения и взаимодействия тел. Пространство

Вопрос 2.
Свойствами П. традиционно называют следующие: 1. Объективность П. Данное свойство вытекает из признания объективной реальности движущейся материи. Объективность П. и В. признают не все: не

Вопрос 3.
Свойствами времени являются следующие: 1. Объективность - поскольку материя объективно движется, а время атрибут материи, то соответственно оно тоже объективно. 2. Длительность ка

Вопрос 4.
Существует три типа времени: физическое (космическое), историческое и экзистенциальное. Каждый человек живет во всех этих типах времени. Символ космического времени - круг, т.к. движение Земли вокр

Вопрос 1.
Теория познания - это учение о познании человеком окружающего мира, об основе и цели познания, о происхождении знании, об истине и заблуждении, о критериях истины, о методах познания и о типах знан

Вопрос 2.
Существует два уровня познания - познание чувственное и познание рациональное. Эти уровни выделяют в связи с тем, что существует последовательность движения познания от чувственного к абстрактно-ло

Вопрос 3.
На протяжении XX в. идет дискуссия об истине и ревизия истинного мышления. Истина в классическом понимании - это соответствие знаний об объекте самому объекту. После Канта философы стали различать

Вопрос 2.
Психические процессы человека не исчерпываются только сознанием, т.к. психика есть единое целое сознания и бессознательного. Отношения сознательного и бессознательного весьма сложны и требуют особо

Вопрос I.
Предмет социальной философии - общество. Философия истории или философия общества. Общество изучают различные науки: социология, экономика, политология. У социальной философии есть своя ос

Вопрос II.
Материалистическое понимание истории и исторический материализм - одно и то же - основная, официальная философия советского государства. Суть материализма: 1. Системообразующий фа

Вопрос III.
Законы общества - связи между общественными явлениями, которые объективны, устойчивы, существенны. Общество развивается закономерно - так, считал Маркс. Развитие общества необходимо, а зна

Вопрос IV.
Всякая история решает вопрос о движущей силе общества. Материализм считал этой силой народ - как производителя материальных благ. Народ - движущая сила истории. Роль народа действительно в

Вопрос 1.
Вопрос о взаимоотношениях общества и природы актуален и важен, т.к. затрагивает судьбу всей человеческой цивилизации. Данный вопрос является глобальной проблемой современности: развитие цивилизации

Вопрос 2.
Понятие природы имеет широкий и узкий смыслы. В широком смысле природа - окружающий нас материальный мир. Природа в узком смысле - это географическая среда обитания людей. Наука доказала, что приро

Вопрос 3.
По сути учения как единого целого не существует, как не существует и единообразного понимания того, что такое ноосфера. Впервые идеи о том, что таковая существует Вернадский высказал в Сорбонне, но

Вопрос 4.
Природа дает материалы и энергию, поэтому является необходимой средой для существования общества и человека. Различные природные условия могут ускорять или замедлять ход развития общества. Однознач

Вопрос 5.
Развитие утилитарного отношения к природе привело к весьма негативным последствиям -истощению запасов энергетических ресурсов, металлов, изменению флоры и фауны. Т.е. произошло изменение всей биосф

Вопрос 6.
Географический детерминизм - течение, которое усматривало в природе основной фактор развития общества. Географический детерминизм возник в ХУШ в. и являлся прогрессивным направлением в науке, т.к.

Вопрос 1.
Социальная структура общества - это совокупность различных относительно устойчивых социальных общностей людей и определенный порядок их взаимодействия. Элементы структуры (социальные общности): кла

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги