рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вопрос III.

Вопрос III. - Лекция, раздел Философия, ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ Законы Общества - Связи Между Общественными Явлениями, Которые Объективны, Ус...

Законы общества - связи между общественными явлениями, которые объективны, устойчивы,

существенны. Общество развивается закономерно - так, считал Маркс. Развитие общества необходимо, а значит фатально.

П. Сорокин считал наоборот: в обществе нет законов, т.к. главный, определяющим фактором общества является человек с его энергией, совестью и сознанием, волей, поведением. В эпоху общественного упадка, когда люди не смогли реализовать поставленные цели, из ряда взглядов ярко выделяются мотивы фатализма.

Сорокин считал, что можно говорить о законах только повторяющихся явлений, а вся история единична и неповторима. Нет ни одного факта, который бы совершался помимо человека, который бы

противоречил свойствам человека.

Сорокин считал, что существуют только 3 суперсистемы:

умозрительная,

чувственная,

идеалистическая (интегральная).

Других нет, т.к. способности познания ограничены и особенности познания определяют тип социально-культурной системы.

История общества - чередование этих систем. Исторический процесс дважды прошел цикл суперсистем и в Европе должна произойти смена чувственной системы на идеалистическую. Следовательно, законы в обществе все-таки есть, т.к. Сорокин на примере исторического развития показал, что происходило чередование суперсистем, а это значит, что он противоречил самому себе.

Законы общества отрицает К. Поппер - «Нищета историцизма» // Вопросы философии. 1992. № 8,9. Поппер сделал следующие выводы: вера в историческую необходимость - предрассудок. Если бы в истории были законы, то можно было бы точно предсказать ход истории и модель будущего общества. Этого сделать нельзя, следовательно, нет и законов. В других работах Поппера содержатся аналогичные идеи - «Открытое общество и его враги», «Гегель, Маркс и другие оракулы».

Поппер считал, что в истории есть тенденции, которые не имеют универсального характера, следовательно, они ничего не объясняют. Если есть законы, то они принадлежат к законам среднего уровня. Они ограничены рамками определенного периода, поэтому в истори-ческом развитии они ничего не объясняют. Если и есть общие законы, то они не сформулированы, по причине тривиальности.

Прогнозирование исторического события на основе выявленных тенденций можно в границах закрытых систем, т.е. в изолированных системах. Однако общество - открытая система, следовательно, прогнозирование ее развития невозможно.

Против исторических законов выступал и Л. Стоун: если есть законы истории, то была бы необходимость развития, но у человека есть случайности, которые и отражаются в истории. Г. фон

Вригг выделил 2 тенденции объяснений в науке:

1) аристотелевская - реализуется темологическое объяснение - учение о целесообразности.

2) галилеевская - реализуется каузальное объяснение,

В гуманитарном знании действует аристотелевская тенденция, а в естествознании - каузальная.

Научное объяснение - каузальное: индивидуальные случаи подводятся под гипотетические общие

законы. Темологическое объяснение не научно. Вригг считал, что историю нельзя объяснить научно,

следовательно, она не подчиняется законам.

Материализм настаивает на закономерностях развития общества.

Законы общества - правила внутренней самоорганизации общества, общий результат действия масс людей. Специфика общественных законов по сравнению с природными законами в том, что они действуют только там, где есть люди. Но люди действуют в соответствии со своими целями, следовательно, законов нет.

Если существуют законы, есть ли фатализм?

Нет. Нет однозначной связи. Фатализм отождествляет законы общества и природы. Он рассматривает действие законов общества как роковую предопределенность. Такую, которую нельзя скорректировать, преодолеть.

Субъективизм преувеличивает роль сознания в действиях общества и недооценивают объективные факторы.

Законы определяют лишь общее направление исторического процесса. Конкретный ход истории, формы и темпы исторического развития зависят от инициативы людей, соотношения массовых сил и потребностей людей.

В советский период были идеи предопределить общественное развитие. Оно (развитие) однолинейно.

Историческое развитие - лишь одна из реализованных возможностей, которая не всегда является самой оптимальной, эффективной, лучшей. Следовательно, историческое развитие - всегда история

упущенных возможностей, реализованных не полностью. Упущенные возможности влияют н историю, а не исчезают.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ

ЛЕКЦИЯ ФИЛОСОФИЯ КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ... Что такое философия Философия и мудрость... Исторические типы мировоззрения мифологическое религиозное философское...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вопрос III.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Вопрос 1.
Ф. и искусство занимают важное место в культуре. Искусство формирует эмоциональный мир человека, Ф. способствует формированию рационального подхода к миру, умение выделять главное. Ф. позволяет реш

Вопрос 2.
В науке выделяют 3 вида мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ Миф - беседа, речь, разговор. Он восходит к слову и выходит за

Вопрос 3.
Круг основных вопросов Ф. разными учеными понимался по-разному. В частности, И. Кант всю сферу философского знания подводил по следующие вопросы: 1) Что я могу знать?

Вопрос 4.
Вопрос о том, является ли Ф. наукой сложен. В СССР официальная Ф. считала себя наукой, но в последние 10 лет эти позиции сильно пошатнулись. Решение поставленного вопроса надо начинать с определени

Вопрос 5.
Роль Ф. в разные эпохи и для разных людей неодинакова: потребность в Ф. есть не у каждого. Если человек усваивает стереотипы и мыслит обыденно, то он не нуждается в Ф. Однако почти всегда есть ситу

Вопрос 1.
Бытие - главная категория философского мышления и является предметом онтологии. В новой философии, начиная с ХУШ в. ей не уделяется много внимания и данная категория была вытеснена из центра обсужд

Вопрос 2.
Ряд ученых выделяет следующие уровни и виды бытия: 1. Бытие вещей и процессов, которое выражено в следующих уровнях: а) природа вещей и процессов; б) вещи, созданные чело

Вопрос 3.
Проблема небытия, как и бытия существует с древности. Так, древние римляне и греки размышляли на тему того, есть ли небытие и в чем оно существует. Существовала такая позиция, то небытие есть хаос

Вопрос 1.
В истории Философии понятие «материя» возникло и развивалось в связи с попытками выяснения сущности мира, того, что лежит в основе вещей. Эти поиски привели к понятию субстанция или сущность.

Вопрос 2.
На протяжении второй половины XIX и весь XX в. в физике происходит революция: происходит резкая смена картин мира, т.е. быстро изменяется понятие материи. И именно эти подвижки в естествознании мен

Вопрос 3.
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ЕДИНСТВО МИРА? Данный вопрос весьма сложен и важен для понимания сущности таких категорий, как быте и материя. Возможна ли связь между этими категориями, или же они никак не

Вопрос 1.
Д. в философии рассматривается как важнейшее свойство материи. Д. не существует без материи, а материя не существует без Д. Д (в широком смысле) понимается как любое изменение. Д. не однотипный и н

Вопрос 2.
В 70-х гг. XIX в. Энгельс провел следующую классификацию форм движения материи: ? Механическое (преимущественно в пространстве) ? Физическое (теплота, изменение агрегатных состоян

Вопрос 3.
Прогнозировать движение открытых систем весьма сложно в силу того, что они неравновесны и нестабильны. Поведение открытых систем своеобразно и первым, кто решил их изучить был И. Пригожий, которого

Вопрос 1.
Пространство и время есть атрибуты материи, без которых она не существует, т.к. это формы ее существования. Свойства пространства и времени производны от движения и взаимодействия тел. Пространство

Вопрос 2.
Свойствами П. традиционно называют следующие: 1. Объективность П. Данное свойство вытекает из признания объективной реальности движущейся материи. Объективность П. и В. признают не все: не

Вопрос 3.
Свойствами времени являются следующие: 1. Объективность - поскольку материя объективно движется, а время атрибут материи, то соответственно оно тоже объективно. 2. Длительность ка

Вопрос 4.
Существует три типа времени: физическое (космическое), историческое и экзистенциальное. Каждый человек живет во всех этих типах времени. Символ космического времени - круг, т.к. движение Земли вокр

Вопрос 1.
Теория познания - это учение о познании человеком окружающего мира, об основе и цели познания, о происхождении знании, об истине и заблуждении, о критериях истины, о методах познания и о типах знан

Вопрос 2.
Существует два уровня познания - познание чувственное и познание рациональное. Эти уровни выделяют в связи с тем, что существует последовательность движения познания от чувственного к абстрактно-ло

Вопрос 3.
На протяжении XX в. идет дискуссия об истине и ревизия истинного мышления. Истина в классическом понимании - это соответствие знаний об объекте самому объекту. После Канта философы стали различать

Вопрос 1.
В обыденной жизни понятие и слово сознание чаще всего используется как эквивалент интеллекта, т.е. заменяет понятие умственной деятельности. Сознание есть отдавание себе отчета в том, что мы знаем

Вопрос 2.
Психические процессы человека не исчерпываются только сознанием, т.к. психика есть единое целое сознания и бессознательного. Отношения сознательного и бессознательного весьма сложны и требуют особо

Вопрос I.
Предмет социальной философии - общество. Философия истории или философия общества. Общество изучают различные науки: социология, экономика, политология. У социальной философии есть своя ос

Вопрос II.
Материалистическое понимание истории и исторический материализм - одно и то же - основная, официальная философия советского государства. Суть материализма: 1. Системообразующий фа

Вопрос IV.
Всякая история решает вопрос о движущей силе общества. Материализм считал этой силой народ - как производителя материальных благ. Народ - движущая сила истории. Роль народа действительно в

Вопрос 1.
Вопрос о взаимоотношениях общества и природы актуален и важен, т.к. затрагивает судьбу всей человеческой цивилизации. Данный вопрос является глобальной проблемой современности: развитие цивилизации

Вопрос 2.
Понятие природы имеет широкий и узкий смыслы. В широком смысле природа - окружающий нас материальный мир. Природа в узком смысле - это географическая среда обитания людей. Наука доказала, что приро

Вопрос 3.
По сути учения как единого целого не существует, как не существует и единообразного понимания того, что такое ноосфера. Впервые идеи о том, что таковая существует Вернадский высказал в Сорбонне, но

Вопрос 4.
Природа дает материалы и энергию, поэтому является необходимой средой для существования общества и человека. Различные природные условия могут ускорять или замедлять ход развития общества. Однознач

Вопрос 5.
Развитие утилитарного отношения к природе привело к весьма негативным последствиям -истощению запасов энергетических ресурсов, металлов, изменению флоры и фауны. Т.е. произошло изменение всей биосф

Вопрос 6.
Географический детерминизм - течение, которое усматривало в природе основной фактор развития общества. Географический детерминизм возник в ХУШ в. и являлся прогрессивным направлением в науке, т.к.

Вопрос 1.
Социальная структура общества - это совокупность различных относительно устойчивых социальных общностей людей и определенный порядок их взаимодействия. Элементы структуры (социальные общности): кла

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги