Вопрос 3. - Лекция, раздел Философия, ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ Круг Основных Вопросов Ф. Разными Учеными Понимался По-Разному. В Час...
Круг основных вопросов Ф. разными учеными понимался по-разному. В частности, И. Кант всю сферу философского знания подводил по следующие вопросы:
1) Что я могу знать?
2) Что я должен знать?
3) На что я смею надеяться?
4) Что такое человек?
Кроме этих к числу важных философских вопросов относят:
Конечен или бесконечен мир?
Что такое истина?
Разрешима ли дихотомия человеческого сознания?
Что такое красота и любовь, являются ли они ценностями, ради которых стоит жить?
Что есть человек и какового его место в универсуме?
Есть ли направления в развитии Вселенной?
Есть ли у Вселенной конец?
Способен ли человек познать мир до конца или он не познаваем?
Какова природа человеческого разума?
Что есть добро и зло?
Есть ли границы в познании?
Все эти вопросы носят мировоззренческий характер, т.е. они вечны и каждое поколение решает их различно. Поэтому еще эти вопросы называют «проклятыми». Но это не значит, что решать их не надо или они и вовсе не решаемы.
Ф-кие проблемы такого плана воспроизводятся на каждом новом уровне развития и на новой основе. Ф. является антропоцентричной и все эти вопросы, так или иначе, вертятся вокруг человека и его отношений с миром.
Группы проблем в Ф.:
? Онтологические (учение о бытии)
? Гносеология (учение о познании)
? Антропология (Учение о человеке)
? Аксиология (наука о ценностях)
? Праксиология (учение о практике)
В российской и особенно советской Ф. много места занимал так называемый «ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ», хотя значимость его была сильно преувеличена.
Считается, что впервые озвучил этот вопрос К. Маркс, однако, он существовал и до него. Вопрос имеет 2 стороны: 1) что первично- материалистическое или идеалистическое? 2) познаваем ли мир и способно ли человечество иметь знания о мире;. В зависимости от ответов на эти вопросы и зависит позиция того или иного философа.
Ответ на первый вопрос может быть таким: первично либо материальное либо духовное, т.е. образуется 2 направления - материализм и идеализм, которые также делятся по направлениям. Идеализм существует в форме объективного (есть духовное начало, которое не зависит от человека и оно творит мир, это начало существует в форме мирового разума, абсолютной идеи и т.д.); либо в форме субъективного и в соответствии с этим мир есть порождение человеческого разума. А также в XX веке объективный идеализм трансформировался в неотомизм, а субъективный идеализм вырос в неопозитивизм.
ОТЛИЧИЯ материализма и идеализма
Одно и наиболее важное - это различное понимание духовного начала. Но в этом же и сходство этих течений: обе теории монические - т.е. начало было одно. В этой же Ф. присутствуют дуалистические теории: обе категории равноценны, т.е. и дух и материя первичны. Эту теорию провозгласил Р. Декарт: «В человеке есть и физическое и психическое, и между ними есть гармония. Эта гармония дана от Бога»
Кроме монических и дуалистических течений в Ф. присутствуют и плюралистические, которые стоят на позиции того, что в мире множество начал и все они равнозначны и независимы друг от друга.
Ответ на вторую часть основного вопроса состоит в том, что мир познаваем, но до конца его познать нельзя. Эту точку зрения разделяют агностицисты. Т.е. это направление провозглашает границы познания.
Может существовать и такой ответ, что процесс познания бесконечен, т.к. бесконечен объект познания.
На сегодняшний день основной вопрос Ф. имеет 2 стороны, к которым добавляют еще 2:
1) субстанциональная сторона - ставит вопрос об основе мира
2) познавательная сторона - вопрос о онтологии;
3) смыслосодержащая сторона - вопрос о смысле человеческой жизни
4) методологическая сторона - вопрос в отношении изучения науки и путей ее познания.
ПРЕДМЕТ Ф. различен в разные эпохи: в древности Ф. объединяла все знания о мире и считалась наукой наук. Сторонники этой позиции считали, что Ф. дает истинное знание, а все иные науки подчиняются и детализируют Ф.
Постепенно происходило отпочкование знаний от Ф.: в Средние века философия стала служанкой богословия и подчинялась религиозной концепции. В XX в. Ф. часто обслуживала политические идеи, н-р, в СССР официальной философией был диалектический материализм, под который была подогнана концепция истории России.
Также к XX в. из Ф. ушли определенные области знания и остались только: ? Онтология ? Гносеология ? Праксиология ? Аксиология ? Философская антропология ? Этика, эстетика ? Философские вопросы естественных наук.
ЛЕКЦИЯ ФИЛОСОФИЯ КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ... Что такое философия Философия и мудрость... Исторические типы мировоззрения мифологическое религиозное философское...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Вопрос 3.
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Вопрос 1.
Ф. и искусство занимают важное место в культуре. Искусство формирует эмоциональный мир человека, Ф. способствует формированию рационального подхода к миру, умение выделять главное. Ф. позволяет реш
Вопрос 2.
В науке выделяют 3 вида мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское
МИФОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
Миф - беседа, речь, разговор. Он восходит к слову и выходит за
Вопрос 4.
Вопрос о том, является ли Ф. наукой сложен. В СССР официальная Ф. считала себя наукой, но в последние 10 лет эти позиции сильно пошатнулись. Решение поставленного вопроса надо начинать с определени
Вопрос 5.
Роль Ф. в разные эпохи и для разных людей неодинакова: потребность в Ф. есть не у каждого. Если человек усваивает стереотипы и мыслит обыденно, то он не нуждается в Ф. Однако почти всегда есть ситу
Вопрос 1.
Бытие - главная категория философского мышления и является предметом онтологии. В новой философии, начиная с ХУШ в. ей не уделяется много внимания и данная категория была вытеснена из центра обсужд
Вопрос 2.
Ряд ученых выделяет следующие уровни и виды бытия:
1. Бытие вещей и процессов, которое выражено в следующих уровнях:
а) природа вещей и процессов;
б) вещи, созданные чело
Вопрос 3.
Проблема небытия, как и бытия существует с древности. Так, древние римляне и греки размышляли на тему того, есть ли небытие и в чем оно существует. Существовала такая позиция, то небытие есть хаос
Вопрос 1.
В истории Философии понятие «материя» возникло и развивалось в связи с попытками выяснения сущности мира, того, что лежит в основе вещей. Эти поиски привели к понятию субстанция или сущность.
Вопрос 2.
На протяжении второй половины XIX и весь XX в. в физике происходит революция: происходит резкая смена картин мира, т.е. быстро изменяется понятие материи. И именно эти подвижки в естествознании мен
Вопрос 3.
СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ЕДИНСТВО МИРА?
Данный вопрос весьма сложен и важен для понимания сущности таких категорий, как быте и материя. Возможна ли связь между этими категориями, или же они никак не
Вопрос 1.
Д. в философии рассматривается как важнейшее свойство материи. Д. не существует без материи, а материя не существует без Д. Д (в широком смысле) понимается как любое изменение. Д. не однотипный и н
Вопрос 2.
В 70-х гг. XIX в. Энгельс провел следующую классификацию форм движения материи:
? Механическое (преимущественно в пространстве)
? Физическое (теплота, изменение агрегатных состоян
Вопрос 3.
Прогнозировать движение открытых систем весьма сложно в силу того, что они неравновесны и нестабильны. Поведение открытых систем своеобразно и первым, кто решил их изучить был И. Пригожий, которого
Вопрос 1.
Пространство и время есть атрибуты материи, без которых она не существует, т.к. это формы ее существования. Свойства пространства и времени производны от движения и взаимодействия тел. Пространство
Вопрос 2.
Свойствами П. традиционно называют следующие:
1. Объективность П. Данное свойство вытекает из признания объективной реальности движущейся материи. Объективность П. и В. признают не все: не
Вопрос 3.
Свойствами времени являются следующие:
1. Объективность - поскольку материя объективно движется, а время атрибут материи, то соответственно оно тоже объективно.
2. Длительность ка
Вопрос 4.
Существует три типа времени: физическое (космическое), историческое и экзистенциальное. Каждый человек живет во всех этих типах времени. Символ космического времени - круг, т.к. движение Земли вокр
Вопрос 1.
Теория познания - это учение о познании человеком окружающего мира, об основе и цели познания, о происхождении знании, об истине и заблуждении, о критериях истины, о методах познания и о типах знан
Вопрос 2.
Существует два уровня познания - познание чувственное и познание рациональное. Эти уровни выделяют в связи с тем, что существует последовательность движения познания от чувственного к абстрактно-ло
Вопрос 3.
На протяжении XX в. идет дискуссия об истине и ревизия истинного мышления. Истина в классическом понимании - это соответствие знаний об объекте самому объекту. После Канта философы стали различать
Вопрос 1.
В обыденной жизни понятие и слово сознание чаще всего используется как эквивалент интеллекта, т.е. заменяет понятие умственной деятельности. Сознание есть отдавание себе отчета в том, что мы знаем
Вопрос 2.
Психические процессы человека не исчерпываются только сознанием, т.к. психика есть единое целое сознания и бессознательного. Отношения сознательного и бессознательного весьма сложны и требуют особо
Вопрос I.
Предмет социальной философии - общество. Философия истории или философия общества.
Общество изучают различные науки: социология, экономика, политология. У социальной философии есть своя ос
Вопрос II.
Материалистическое понимание истории и исторический материализм - одно и то же - основная, официальная философия советского государства.
Суть материализма:
1. Системообразующий фа
Вопрос III.
Законы общества - связи между общественными явлениями, которые объективны, устойчивы,
существенны. Общество развивается закономерно - так, считал Маркс. Развитие общества необходимо, а зна
Вопрос IV.
Всякая история решает вопрос о движущей силе общества.
Материализм считал этой силой народ - как производителя материальных благ. Народ - движущая сила истории. Роль народа действительно в
Вопрос 1.
Вопрос о взаимоотношениях общества и природы актуален и важен, т.к. затрагивает судьбу всей человеческой цивилизации. Данный вопрос является глобальной проблемой современности: развитие цивилизации
Вопрос 2.
Понятие природы имеет широкий и узкий смыслы. В широком смысле природа - окружающий нас материальный мир. Природа в узком смысле - это географическая среда обитания людей. Наука доказала, что приро
Вопрос 3.
По сути учения как единого целого не существует, как не существует и единообразного понимания того, что такое ноосфера. Впервые идеи о том, что таковая существует Вернадский высказал в Сорбонне, но
Вопрос 4.
Природа дает материалы и энергию, поэтому является необходимой средой для существования общества и человека. Различные природные условия могут ускорять или замедлять ход развития общества. Однознач
Вопрос 5.
Развитие утилитарного отношения к природе привело к весьма негативным последствиям -истощению запасов энергетических ресурсов, металлов, изменению флоры и фауны. Т.е. произошло изменение всей биосф
Вопрос 6.
Географический детерминизм - течение, которое усматривало в природе основной фактор развития общества. Географический детерминизм возник в ХУШ в. и являлся прогрессивным направлением в науке, т.к.
Вопрос 1.
Социальная структура общества - это совокупность различных относительно устойчивых социальных общностей людей и определенный порядок их взаимодействия. Элементы структуры (социальные общности): кла
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов