рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Существование человека

Существование человека - Лекция, раздел Философия, ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ Понятие «Существование» В Классической Философской Традиции Употреблялось Для...

Понятие «существование» в классической философской традиции употреблялось для обозначения внешнего бытия вещи, которое (в отличие от сущности вещи) постигается не мышлением, а непосредственным чувством.

Классическая философия (XVII – сер. XIX вв.) отдавала предпочтение сущности человека. Считалось, что сущность проявляет себя в существовании.

Неклассическая философия (XX в.) утверждает, что познавать человека следует, исходя именно из категории «существование». Например: в философии экзистенциализма человек совпадает с его существованием, т.е. человек есть его собственное существование и ничего сверх того. Представитель атеистического экзистенциализма Жан-Поль Сартр (1905 – 1980) в статье «Экзистенциализм – это гуманизм» 1946 г. высказал следующие мысли:

1. человек есть такое бытие, у которого существование предшествует сущности. Нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы эту природу задумал. Человек сначала существует и только лишь потом определяется. Человек – это свобода.

2. человек изначально не представляет собой ничего. Он становится впоследствии тем, чем он сделает себя сам => человек является не только таким, каким он себя представляет, но и таким, каким он хотел бы себя представлять (это тоже его реальность).

3.человек – это проект, т.е. существо, которое устремлено к будущему и при этом осознаёт, что он проецирует себя в будущее.

4. человек ответственен за то, кто он есть, но также и за всех остальных людей. «Выбирая себя, я выбираю человека вообще».

Человечество можно определить и через экзистенциальный смысл: человечество – это общность существования всех людей на Земле в том смысле, что выбор каждого человека так или иначе становится значимым для всех остальных людей.

 

 

Сравнительная характеристика сущности и существования:

сущность существование
1. сущность – это синоним общего. Сущность присуща роду (виду), но не индивидууму. 1. существование уникально, единично и всегда присуще лишь данному конкретному индивидууму.
2. сущность отражается в общем понятии; познание сущности требует обобщения (генерализации), т.е. абстрагирования от единичных особенностей. 2. существование может быть дано лишь в конкретном переживании, эмоционально-насыщенном состоянии (надежда, вера, любовь, страх, отчаяние и т.п.). Существование не может быть познано через обобщение и отражено в общем понятии. Метод познания человеческого существования – это понимание, а также художественное описание.
3. сущность содержит главное, основное 3. существование вообще не знает противопоставления главного и второстепенного
4. сущность понимается · либо как вечное и вневременное (Платон, Аристотель, средневековые схоласты), · либо как относительно устойчивая, но развивающаяся (Гегель, Маркс). 4. существование изменчиво (ситуативно), конечно и исторично.
5. сущность присуща своему носителю с необходимостью, её не выбирают. 5. существование предполагает свободу и проявляет себя в актах свободного выбора. Существование совпадает со свободой, существование и есть сама свобода (С. Къеркегор – датский философ, основоположник экзистенциализма).
6. сущность – это ставшее, этого итог прошлого развития 6. существование – это становление, это выход за свои пределы (трансцендирование), разрыв с собственным прошлым и вообще со всем тем, что задано как объективный фактор.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ

ТЕМА ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ... Лекция Мировоззрение... Понятие структура функции мировоззрения...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Существование человека

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лекция 3. Социальное и индивидуальное бытие как
философская проблема …………………………………………………………… 1. Понятие и характеристика социального бытия………………………………… 2. Социальное пространство и социальное время как формы со

Понятие, структура, функции мировоззрения
Мировоззрение есть только у человека, это специфически человеческое явление. Маркс, Энгельс «Немецкая идеология»: «Животное не соотносит себя ни с чем; для животного его отношение к дру

Типы мировоззрения
В истории человеческой культуры сложилось 3 типа мировоззрения: мифология, религия, философия. Мифология и религия являются предпосылками философии. Однако все 3 типа мировоззрения оформил

Этнологические
2) космологические – повествуют о происхождении космоса и человека, а также о первопредках человека – так называемых «героях». 3) эсхатологические

Императивная (функция моделирования поведения)
3. функция интеграции людей, объединения людей в общность. Благодаря мифу человек осознаёт, осмысливает свою принадлежность к определённой общности.  

Религия
Религия– это мироощущение и миропонимание, а также соответствующее поведение и специфические ритуальные действия – культ, которые основываются на вере в существование одного

Социальная
Названная возможность реализуется лишь в связи со всей совокупностью практической деятельности человека, его общественных отношений. С каждым великим историческим переворотом в общественны

Коммуникативная
Религия – почва для общения (верующих между собой, со священнослужителями и т.д.) 4. регулятивная – это функция легитимации социального порядка посредством связывания

Особенности философии как типа мировоззрения.
Мировоззрение формируется объективно, вне и до философии (в рамках обыденного сознания на основе доступного индивиду общекультурного материала, а также собственного жизненного опыта). 1. Д

Жизнетворческое
Определяющую роль в этом мировоззрении играет концепция жизненного пути. Для любого индивида важно понять не столько место человека вообще в мире, сколько своё собственное место в конкретных жизнен

Духовно-практическая
Она представлена в искусстве (в художественной литературе). На этом уровне философские проблемы ставятся и раскрываются посредством художественных образов: через мысли и поступки героев, через авто

Теоретическая философия
Она связана с профессиональной деятельностью, с призванием, талантом. Для всех 3-х уровней философствования характерно, что философствующих людей интересуют не столько объекты мира сами по

Типы философствования
Тип философствования – это объяснительный принцип (или установка), положенный в основание формулируемой человеком картины мира. Исторически сложилось несколько так

Особенности теоретической философии как формы сознания
Своеобразие теоретической философии: 1. Она представляет собой самостоятельную форму общественного и индивидуального сознания. Сознание – это сфера функцио

Предмет и методы теоретической философии
  Понятие предмета философии дал В. Виндельбанд (нач. XX века): «Философия получила в период эллинизма (поздняя античность) намеченное уже ранее (софистами и Сокра

Структура философского знания
Структура отношений человека к миру задаёт и внутреннее строение философского знания. В философское знание входят: 1. философская антропология – в широком смысле слова это

Философы-материалисты
Сторонники философии материализма. Материализм – это одно из двух фундаментальных направлений, согласно которому материальное, телесно-чувственное начало является первичным, активным, опре

II. применительно к гносеологии
Познаваема ли реальность как таковая (объективная и субъективная)? Достижимо ли истинное знание? Все философы делятся на тех, кто признаёт и тех, кто отрицает познаваемост

III. в аксиологии
Основной вопрос философии: относительны или абсолютны нравственные и эстетические критерии? Обладают ли духовные ценности самостоятельным значением (автономией) или они основаны на практиче

Обобщающий метод
Ориентирован на естествознание. 1) в процессе его применения мы получаем реальность, именуемую природой. 2) познание стремится усмотреть за единичным, однократным общую закономерн

Исторический характер представлений о человеке.
Можно различать антропологию и антропологизм в широком и узком смысле слова. В широком смысле: антропологизм– это всеобщая характеристика мировоззрения, а значит всеобщая характери

I. античность
Эта эпоха понимала человека, исходя из следующих принципов: 1. человеческое и природное едины; человек есть микрокосм, т.е. малый мир, отображение и с

II. Средние века
Считается, что человек сотворён по образцу и подобию Бога. Человек должен стремиться сохранять это богоподобие. Грехопадение разрушает богоподобие человека, его единство с Богом. Однако божественно

IV. эпоха Нового времени
Рене Декарт считал, что единственное достоверное свидетельство человеческого существования – это мышление, акт мысли. Сущность человека состоит в разуме, а тело является автоматом, или механ

Человек
Человек– это высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Когда употребляют слово «человек», то име

Человечество
Человечество – это мировое сообщество людей, т.е. все, жившие когда-то и ныне живущие люди (это определение человечества как номинальной общности). Человечество внутри себя очень с

Сущность человека
Сущность человека – это устойчивый комплекс взаимосвязанных специфических характеристик, необходимо присущих индивиду как представителю рода «человек» («человечество»), а также как

Проблема антропогенеза
АНТРОПОГЕНЕЗ – это исторически длительный (от 3,5 до 4,5 млн. лет) период становления человека. Происхождение человека и возникновение общества – две неразрывно связанные

Религиозно-этический
В его рамках ставится проблема духовно-нравственных критериев человечности; это проблема становления человека как духовно-нравственного существа в истории родовой (т.е. человечества) и индивидуальн

Фундаментальные характеристики человека
Самобытность человека отражается в следующих его чертах: 1. универсальность Это отсутствие наследственно-запрограммированного видового поведения 2. абсолютная н

Сущность и тенденция взаимодействия
Понятие «природа» обозначает: 1. совокупность естественных условий существования общественно-организованного человечества 2. природа выступает как противоположность по отношению к

I. до сер. XX века (или до нач. XX в.)
Характеризуется следующими чертами: 1. уступая могуществу природы, человек вместе с тем неуклонно повышал свою власть, господство над природными силами

Соотношение биологического и социального в человеке
Человеческая жизнь складывается (существует), благодаря взаимодействию двух групп факторов: 1. биологических 2. социальных Как существо биологическое человек обла

Социологизаторские
Эти концепции имеют свой источник: · частично в христианской традиции · частично в вульгаризированном марксизме. Общие особенности этих концепций:

Современный научный подход к проблеме
(основные тезисы):   1. Индивид в качестве природного существа наделён природными силами, которые существуют в нём в виде задатков и влечени

Философия пола
1. Понятие «пол» может использоваться в чисто биологическом смысле, т.е. для обозначения морфологических и физиологических различий, на основании которых люди, подобно другим живым

Понятие о человеческой индивидуальности.
Понятие личности имеет междисциплинарный статус. 1. Личность (в формальном, предельно абстрактном смысле) – это лицо, т.е. индивид как субъект деятельности, отношений.

Индивидуальность
Понятие индивидуальности очень сложное. В буквальном смысле индивидуальность – означает уникальность неделимого. В понятии человеческой индивидуальности о

Философский смысл понятия бытия
Категория «бытие» отличает сверхчувственное единство и полноту реальности. Бытие – это последнее, о чём допустимо спрашивать; это предельное основание => бытие не может быть традиционны

III. категория субстанции
Если понимать бытие как единство сущности и существования, то можно сказать, что в понятии «субстанция» выражается сущностная сторона бытия. В современном понимании (смысле) субстанция

Парменид
Первая попытка раскрыть смысл бытия понятийно принадлежит представителю элейской школы греческой философии Пармениду (родился в 515 (544) г. до н.э.) Наша мысль всегда есть мысль о чём-то

Демокрит
Ок. 460 г. до н.э. родился Демокрит. По Демокриту, бытие множественно, единицей бытия является атом. Атом невозможно увидеть, его можно только мыслить. Все вещи состоят из атомов. Атом Дем

Понятие и проблема бытия в средневековой философии
Средневековая философия понимает Бога как несотворённое бытие и как источник любого конечного сотворённого бытия. I. Проблема доказательства бытия Бога (применительно

Крайний реализм
Представитель – Гильом из Шампо Позиция крайнего реализма: универсалия – это реальная вещь, которая в качестве неизменной сущности целиком содержится (заключается) в каждо

Концептуализм
Представитель – Пьер Абеляр (1079 – 1142) Абеляр отталкивается от крайнего номинализма, исходит из общей позиции номинализма (позиции Росцелина), что реально существуют только единичные ве

Концепции бытия
В философии Нового времени (XVII – XVIII вв.) проблема бытия осмысливалась, исходя из следующих установок: 1. бытие сводится к предметно-сущему, познаваем

Иррационалистические концепции бытия
Это выражение двусмысленное, т.к. раз они концепции, они не могут быть рационалистическими. Принципы: 1. бытие в своей основе не подчиняется ника

Сверхчеловеческое (трагическое)
Тип опыта – эстетическое переживание, переживания трагическое. 1) трагедия всегда вненаучна, т.е. истина трагедии недоступна науке. 2) трагическое переживание сверхморально: траге

Атрибуты и формы существования материи.
Развитие представлений о материи включает, по большому счёту, следующие этапы: 1. характерен для древнегреческой философии. Особенность – понимани

Проблема материального единства мира
Диалектико-материалистическая концепция единства мира сформулирована Энгельсом в работе «Анти-Дюринг». Позиция Дюринга: единство мира заключается в его бытии; бытие едино,

Понятие и характеристики социального бытия
Содержание социального бытия образует жизнедеятельность людей, т.е. процесс реализации и развития сущностных сил индивидов, а также процесс взаимообмена этими силами. Определение сущностны

II. социальное бытие имеет чувственно-сверхчувственный характер
Сверхчувственное представлено в социальных формах. В ходе социального процесса возникли формы, обладающие высокой степенью абстрактности, совершенно оторванные от конкретных людей,

IV. социальное бытие имеет индивидуально-личностный источник
Ткань социального бытия образует самореализация индивидов. Самореализация отдельного человека является формой его связи с другими людьми и с их опытом. Эта связь, в свою очередь, выступает опорой о

Экзистенция
Человеческое существование понимается как экзистенция. Экзистенция трактуется как подлинное (аутентичное, моё собственное) существование. Понятие «экзистенция» указывает на уникал

Понятие и структура материалистической диалектики. Объективная и субъективная диалектика.
Материалистическая диалектика в современном понятии – это учение о закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания. По Энгельсу, диалектика –

Принцип объективности и универсальной взаимосвязи
Это единый принцип. Это требование рассматривать объект во всём многообразии и полноте его взаимосвязей с другими объектами. 2. принцип самодвижения (принцип развития)

Диалектическая логика
В отличие от формальной логики, которая полагает формы мышления статичными, неизменными, диалектическая логика изучает мышление в двух аспектах: 1) в аспекте единства формы и содержания мы

Принцип восхождения от абстрактного к конкретному
Этот принцип играет роль метода научного исследования и состоит в движении от эмпирических фактов к вершине конкретного теоретического понятия, от одностороннего и содержательно бедного сознания к

Принцип единства исторического и логического
Реализован в «Капитале» Маркса. Историческое– это реальный процесс становления и развития изучаемого объекта (например, капитала). Логическое – э

Проблема критериев прогресса.
Понятие развития изначально сопряжено с понятием системы (изначально вводится допущение, что развиваться могут только системные объекты) и понятием «уровень организации системы».

Взаимосвязь формы и содержания
Содержание – это состав всех элементов объекта, единство его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций развития. Пример: содержание любого живого орг

Принцип системности
Людвиг фон Берталанфи: Система – это комплекс взаимодействующих элементов. Элемент– это далее неразложимый компонент системы при данном способе е

Принцип детерминизма
Детерминизм связан с признанием объективной обусловленности всех явлений в своём существовании и развитии. Принцип детерминизма включает в себя:

Диалектика необходимости и случайности
Необходимость – это то, что закономерно вытекает из внутренних существенных связей данного объекта и что при наличии определённых условий происходит неизбежно. Данная кате

Соотношение необходимости и свободы
Свобода – это характеристика человеческой деятельности, выражающая способность человека осуществлять свою деятельность в соответствии с собственными (внутренне обусловленными) целя

Понятие отражения. Сознание как высшая форма отражения.
Учебник «Введение в философию», том 2, стр. 291 – 303. Отражение – это способность одних объектов в результате взаимодействия с другими объектами воспроизводить через изме

Марксистское учение о возникновении и сущности сознания
В марксистской философии сознание рассматривается как высшая форма отражения. Ленин: «Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу различным с ощущением, - свой

Сознание идеально, т.е. оно не тождественно
1) тому, что отражается в его образах (не тождественно объективному миру и его связям) 2) тому, при помощи чего происходит этот процесс отражения, т.е. мозгу и физиологической деятельности

Структура и функции сознания
(применительно к марксистской философии) Психика шире сознания, т.к. она включает в себя также и неосознаваемые психические явления и процессы. Бессознате

Творческая
Сознание – это необходимая предпосылка целенаправленного преобразования действительности человека. Ленин («Философские тетради»): «Сознание человека не только отражает объективный мир, но

Проблема идеального в марксистской философии
Идеальное – это философское понятие, характеризующее специфический способ бытия объекта. Маркс: «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в челов

Современные философские программы исследования сознания
Перечень программ не является исчерпывающим. В философии и науке XX века в отношении сознания складывается противоречивая ситуация: в теоретическом отношении вопрос о специфике сознания ст

Инструменталистские
Здесь понятие сознания конкретизируется через его интерпретацию в качестве совокупности способов, средств, форм оптимизации жизнедеятельности человека. Нет ни одной области человеческой жизни, кото

Интенционалистские программы
Интенция – лат. «намерение», «направленность». В рамках этого типа программ изучению подлежат прежде всего интенциональные свойства сознания. С точки зрения феноменологии (феноменол

Кондиционалистские программы
Кондицио – лат. «условие», «состояние». В рамках этого типа программ изучаются зависимости сознания от · телесной организации (соматических состояний) · строения и функци

Проблема бессознательного в психоанализе Зигмунда Фрейда
(1856 – 1939) Фрейд выделяет 3 аспекта рассмотрения психики взрослого человека: I. топика – это построение пространственн

II. экономика (экономический фактор)
В рамках этого аспекта психические процессы рассматриваются с точки зрения распределения психической энергии. III. динамика В рамках этого аспекта различн

Первая топика
I. В описательном смысле психика складывается из 3-х сфер, инстанций: 1. собственно бессознательное. Содержание его образуют вытесненные представления

Вторичный процесс
Сюда относятся: · мышление · воспоминание – память в действии (область бессознательного) · сознание, которое санкционирует поведенческие акты. Основная функция с

Вторая топика
Вторая психоаналитическая система (топика) строится на следующих положениях: Либидо – энергия бессознательного сексуального влечения. Либидо, по Фрейду, может претерпевать

Периодизация творчества Канта
Принято считать1, что творчество Канта делится на 2 периода. В основу этого деления положено понимание самим Кантом задач философии. Первый период – заканчивается началом 70-х г

Основная проблема и главные понятия теории познания Канта
Рассуждения Юма о происхождении понятия причинной связи, по выражению самого Канта, «прервало его (Канта) догматическую дремоту». Согласно Юму, научные суждения (утверждения и отрицания) в

Чувственность
Необходимой эмпирической основой познания являются ощущения, возникающие в результате воздействия вещей в себе на нашу способность к восприятию. Случайные и разнородные ощущения упорядочив

Роль практики в процессе познания.
Материалистическая диалектика исходит из того, что мир познаваем как он существует объективно (сам по себе), хотя человеческие знания не являются зеркальным отражением объективной реальности. Позна

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги