рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Чувственность

Чувственность - Лекция, раздел Философия, ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ Необходимой Эмпирической Основой Познания Являются Ощущения, Возникающие В Ре...

Необходимой эмпирической основой познания являются ощущения, возникающие в результате воздействия вещей в себе на нашу способность к восприятию.

Случайные и разнородные ощущения упорядочиваются с помощью априорных форм чувственности, а именно пространства и времени.

Пространство как особого рода чистое созерцания систематизирует внешние ощущения; а время как особого рода чистое созерцание систематизирует, упорядочивает внутренние ощущения.

Согласно Канту, представления о длительности и протяжённости есть условия возможности вообще любых явлений. Например: чтобы воспринимать нечто одно после другого, нам нужно изначально, до всякого конкретного восприятия иметь чистое представление о длительности как таковой.

Вещь в себе не имеет ни пространственных, ни временных характеристик, а мир в качестве феномена с неизбежностью существует в пространстве и во времени.

Пространство и время делают необходимыми и всеобщими истины математики. В рамках математики Кант выделял арифметику и геометрию. Геометрия, по Канту, базируется на пространстве как априорной форме внешнего чувства, арифметика – на времени как априорной форме внутреннего чувства.

19.02.2003

Второй раздел «Критики чистого разума» - «Трансцендентальная аналитика» – учение о рассудке.

Рассудок – это способность обобщать содержания чувственных созерцаний (наглядных представлений) посредством категорий.

Категории (у Канта их насчитывается 12) – это априорные формы рассудка.

Кант все свои 12 категорий объединяет в 4 группы:

1. категории количества

2. категории качества

3. категории отношения

4. категории модальности

В основе способности объединять представления, обобщать их содержание лежит так называемое «первоначальное синтетическое единство апперцепции».

Кант различает

· так называемую «трансцендентальную апперцепцию» (единство и

самотождественность самого познающего субъекта) и

· «эмпирическую апперцепцию» (это вторичное единство, т.е. единство,

проявляющееся в продуктах рассудочной деятельности).

Метафизика– это склонность, укоренённая (заложенная) в устройстве самого человеческого разума, которая пытается выдать себя за строгую науку.

Рассмотрение вопроса о возможности синтетических суждений в метафизике Кант связывает с исследованием природы разума.

Когда рассудок забывает о своих границах (о границах своего применения) и пытается познать вещи в себе в содержательном смысле (т.е. научно), тогда и возникает метафизика.

Тот раздел «Критики чистого разума», который называется «Трансцендентальной диалектикой», посвящён рассмотрению (анализу) тех последствий, которые должны получиться в случае применения форм рассудочного синтеза к познанию вещей в себе.

В человеческом разуме заложено стремление к идеалу познания (к абсолютной полноте знания). Проблему для разума представляет абсолютное целое всего возможного опыта, но такое целое не может быть в принципе результатом опытного познания. Разум оперирует уже не категориями, а идеями, т.е. условно говоря: понятиями о безусловной целостности (единстве) всех обусловленных явлений. Это: понятия о душе (по Канту, «психологическая идея»), понятие о мире в целом (космологическая идея), понятие о Боге (теологическая идея). Идея – это такое понятие, для которого в созерцании не может быть дан в принципе адекватный предмет.

· Психологическая идея содержит в себе абсолютное (безусловное) единство

мыслящего субъекта.

· Космологическая идея касается вопроса о мире, представленном совокупностью

условий существования всех явлений как целого.

· Теологическая идея выражает абсолютное единство условий всех предметов

мышления вообще.

Разум непосредственно направлен (т.е. его предметом является) не на феномен, а на рассудок. Основная функция разума в познании состоит в том, чтобы «свести огромное многообразие знаний рассудка к наименьшему числу принципов и таким образом достигнуть высшего единства знаний и рассудка».

Рациональная психология (учение о душе), рациональная космология (учение о мире в целом), рациональная теология (учение о Боге) представляют собой основные разделы метафизики. К каждой из своих идей разум приходит путём особого умозаключения и в каждом из этих 3-х умозаключений разум обнаруживает свою диалектическую сущность. Соответственно диалектика разума делится на 3 части:

1. паралогизм (соответствует психологической идее)

2. антиномия (соответствует космологической идее)

3. идеал разума (соответствует теологической идее)

Притязания (претензии) рациональной космологии с необходимостью ведут к возникновению антиномий. Антиномия – это условно говоря: два тезиса (тезис и антитезис), каждый из которых доказывается с той же силой убедительности, как и логически противоположный ему тезис, но, если А и не-А равнодоказуемы, то отсюда, по Канту, следует, что оба эти высказывания (утверждения или отрицания) не могут считаться научными. Кант выделяет в рамках космологической идеи 4 антиномии соответственно 4 группам категорий:

1.Тезис: мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.

Антитезис: мир не имеет начала во времени и границ в пространстве.

2.Тезис: всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое и то, что состоит из простого.

Антитезис: ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого.

Эти две антиномии Кант называет математическими, т.к. они касаются количественных характеристик мира.

!3!Тезис: причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо допустить ещё свободную причинность.

Антитезис: нет никакой свободы (в феноменальном мире), всё совершается в мире только по законам природы.

4.Тезис: к миру принадлежит (либо как часть его, либо как его причина) безусловно необходимая сущность (Бог).

Антитезис: нигде (ни в мире, ни вне мира) нет никакой абсолютно необходимой сущности как причины мира.

Эти две антиномии Кант называет динамическими, т.к. они касаются качественных характеристик мира.

Человек– это существо странное, двойственное: с одной стороны – это эмпирическое существо, которое подчинено природным законам, с другой стороны – человек наделён разумом и поэтому он находится в то же время в царстве свободы (он свободен).

Лекция 2. Диалектико-материалистическая концепция познания

 

1. Понятие о познавательном отношении человека к миру. Субъект и объект познания. Роль практики в процессе познания.

2. Формы, виды и уровни познавательской деятельности. Соотношение чувственного и рационального познания.

3. Особенности социального познания.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ

ТЕМА ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ... Лекция Мировоззрение... Понятие структура функции мировоззрения...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Чувственность

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Лекция 3. Социальное и индивидуальное бытие как
философская проблема …………………………………………………………… 1. Понятие и характеристика социального бытия………………………………… 2. Социальное пространство и социальное время как формы со

Понятие, структура, функции мировоззрения
Мировоззрение есть только у человека, это специфически человеческое явление. Маркс, Энгельс «Немецкая идеология»: «Животное не соотносит себя ни с чем; для животного его отношение к дру

Типы мировоззрения
В истории человеческой культуры сложилось 3 типа мировоззрения: мифология, религия, философия. Мифология и религия являются предпосылками философии. Однако все 3 типа мировоззрения оформил

Этнологические
2) космологические – повествуют о происхождении космоса и человека, а также о первопредках человека – так называемых «героях». 3) эсхатологические

Императивная (функция моделирования поведения)
3. функция интеграции людей, объединения людей в общность. Благодаря мифу человек осознаёт, осмысливает свою принадлежность к определённой общности.  

Религия
Религия– это мироощущение и миропонимание, а также соответствующее поведение и специфические ритуальные действия – культ, которые основываются на вере в существование одного

Социальная
Названная возможность реализуется лишь в связи со всей совокупностью практической деятельности человека, его общественных отношений. С каждым великим историческим переворотом в общественны

Коммуникативная
Религия – почва для общения (верующих между собой, со священнослужителями и т.д.) 4. регулятивная – это функция легитимации социального порядка посредством связывания

Особенности философии как типа мировоззрения.
Мировоззрение формируется объективно, вне и до философии (в рамках обыденного сознания на основе доступного индивиду общекультурного материала, а также собственного жизненного опыта). 1. Д

Жизнетворческое
Определяющую роль в этом мировоззрении играет концепция жизненного пути. Для любого индивида важно понять не столько место человека вообще в мире, сколько своё собственное место в конкретных жизнен

Духовно-практическая
Она представлена в искусстве (в художественной литературе). На этом уровне философские проблемы ставятся и раскрываются посредством художественных образов: через мысли и поступки героев, через авто

Теоретическая философия
Она связана с профессиональной деятельностью, с призванием, талантом. Для всех 3-х уровней философствования характерно, что философствующих людей интересуют не столько объекты мира сами по

Типы философствования
Тип философствования – это объяснительный принцип (или установка), положенный в основание формулируемой человеком картины мира. Исторически сложилось несколько так

Особенности теоретической философии как формы сознания
Своеобразие теоретической философии: 1. Она представляет собой самостоятельную форму общественного и индивидуального сознания. Сознание – это сфера функцио

Предмет и методы теоретической философии
  Понятие предмета философии дал В. Виндельбанд (нач. XX века): «Философия получила в период эллинизма (поздняя античность) намеченное уже ранее (софистами и Сокра

Структура философского знания
Структура отношений человека к миру задаёт и внутреннее строение философского знания. В философское знание входят: 1. философская антропология – в широком смысле слова это

Философы-материалисты
Сторонники философии материализма. Материализм – это одно из двух фундаментальных направлений, согласно которому материальное, телесно-чувственное начало является первичным, активным, опре

II. применительно к гносеологии
Познаваема ли реальность как таковая (объективная и субъективная)? Достижимо ли истинное знание? Все философы делятся на тех, кто признаёт и тех, кто отрицает познаваемост

III. в аксиологии
Основной вопрос философии: относительны или абсолютны нравственные и эстетические критерии? Обладают ли духовные ценности самостоятельным значением (автономией) или они основаны на практиче

Обобщающий метод
Ориентирован на естествознание. 1) в процессе его применения мы получаем реальность, именуемую природой. 2) познание стремится усмотреть за единичным, однократным общую закономерн

Исторический характер представлений о человеке.
Можно различать антропологию и антропологизм в широком и узком смысле слова. В широком смысле: антропологизм– это всеобщая характеристика мировоззрения, а значит всеобщая характери

I. античность
Эта эпоха понимала человека, исходя из следующих принципов: 1. человеческое и природное едины; человек есть микрокосм, т.е. малый мир, отображение и с

II. Средние века
Считается, что человек сотворён по образцу и подобию Бога. Человек должен стремиться сохранять это богоподобие. Грехопадение разрушает богоподобие человека, его единство с Богом. Однако божественно

IV. эпоха Нового времени
Рене Декарт считал, что единственное достоверное свидетельство человеческого существования – это мышление, акт мысли. Сущность человека состоит в разуме, а тело является автоматом, или механ

Человек
Человек– это высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Когда употребляют слово «человек», то име

Человечество
Человечество – это мировое сообщество людей, т.е. все, жившие когда-то и ныне живущие люди (это определение человечества как номинальной общности). Человечество внутри себя очень с

Сущность человека
Сущность человека – это устойчивый комплекс взаимосвязанных специфических характеристик, необходимо присущих индивиду как представителю рода «человек» («человечество»), а также как

Существование человека
Понятие «существование» в классической философской традиции употреблялось для обозначения внешнего бытия вещи, которое (в отличие от сущности вещи) постигается не мышлением, а непосредственным чувс

Проблема антропогенеза
АНТРОПОГЕНЕЗ – это исторически длительный (от 3,5 до 4,5 млн. лет) период становления человека. Происхождение человека и возникновение общества – две неразрывно связанные

Религиозно-этический
В его рамках ставится проблема духовно-нравственных критериев человечности; это проблема становления человека как духовно-нравственного существа в истории родовой (т.е. человечества) и индивидуальн

Фундаментальные характеристики человека
Самобытность человека отражается в следующих его чертах: 1. универсальность Это отсутствие наследственно-запрограммированного видового поведения 2. абсолютная н

Сущность и тенденция взаимодействия
Понятие «природа» обозначает: 1. совокупность естественных условий существования общественно-организованного человечества 2. природа выступает как противоположность по отношению к

I. до сер. XX века (или до нач. XX в.)
Характеризуется следующими чертами: 1. уступая могуществу природы, человек вместе с тем неуклонно повышал свою власть, господство над природными силами

Соотношение биологического и социального в человеке
Человеческая жизнь складывается (существует), благодаря взаимодействию двух групп факторов: 1. биологических 2. социальных Как существо биологическое человек обла

Социологизаторские
Эти концепции имеют свой источник: · частично в христианской традиции · частично в вульгаризированном марксизме. Общие особенности этих концепций:

Современный научный подход к проблеме
(основные тезисы):   1. Индивид в качестве природного существа наделён природными силами, которые существуют в нём в виде задатков и влечени

Философия пола
1. Понятие «пол» может использоваться в чисто биологическом смысле, т.е. для обозначения морфологических и физиологических различий, на основании которых люди, подобно другим живым

Понятие о человеческой индивидуальности.
Понятие личности имеет междисциплинарный статус. 1. Личность (в формальном, предельно абстрактном смысле) – это лицо, т.е. индивид как субъект деятельности, отношений.

Индивидуальность
Понятие индивидуальности очень сложное. В буквальном смысле индивидуальность – означает уникальность неделимого. В понятии человеческой индивидуальности о

Философский смысл понятия бытия
Категория «бытие» отличает сверхчувственное единство и полноту реальности. Бытие – это последнее, о чём допустимо спрашивать; это предельное основание => бытие не может быть традиционны

III. категория субстанции
Если понимать бытие как единство сущности и существования, то можно сказать, что в понятии «субстанция» выражается сущностная сторона бытия. В современном понимании (смысле) субстанция

Парменид
Первая попытка раскрыть смысл бытия понятийно принадлежит представителю элейской школы греческой философии Пармениду (родился в 515 (544) г. до н.э.) Наша мысль всегда есть мысль о чём-то

Демокрит
Ок. 460 г. до н.э. родился Демокрит. По Демокриту, бытие множественно, единицей бытия является атом. Атом невозможно увидеть, его можно только мыслить. Все вещи состоят из атомов. Атом Дем

Понятие и проблема бытия в средневековой философии
Средневековая философия понимает Бога как несотворённое бытие и как источник любого конечного сотворённого бытия. I. Проблема доказательства бытия Бога (применительно

Крайний реализм
Представитель – Гильом из Шампо Позиция крайнего реализма: универсалия – это реальная вещь, которая в качестве неизменной сущности целиком содержится (заключается) в каждо

Концептуализм
Представитель – Пьер Абеляр (1079 – 1142) Абеляр отталкивается от крайнего номинализма, исходит из общей позиции номинализма (позиции Росцелина), что реально существуют только единичные ве

Концепции бытия
В философии Нового времени (XVII – XVIII вв.) проблема бытия осмысливалась, исходя из следующих установок: 1. бытие сводится к предметно-сущему, познаваем

Иррационалистические концепции бытия
Это выражение двусмысленное, т.к. раз они концепции, они не могут быть рационалистическими. Принципы: 1. бытие в своей основе не подчиняется ника

Сверхчеловеческое (трагическое)
Тип опыта – эстетическое переживание, переживания трагическое. 1) трагедия всегда вненаучна, т.е. истина трагедии недоступна науке. 2) трагическое переживание сверхморально: траге

Атрибуты и формы существования материи.
Развитие представлений о материи включает, по большому счёту, следующие этапы: 1. характерен для древнегреческой философии. Особенность – понимани

Проблема материального единства мира
Диалектико-материалистическая концепция единства мира сформулирована Энгельсом в работе «Анти-Дюринг». Позиция Дюринга: единство мира заключается в его бытии; бытие едино,

Понятие и характеристики социального бытия
Содержание социального бытия образует жизнедеятельность людей, т.е. процесс реализации и развития сущностных сил индивидов, а также процесс взаимообмена этими силами. Определение сущностны

II. социальное бытие имеет чувственно-сверхчувственный характер
Сверхчувственное представлено в социальных формах. В ходе социального процесса возникли формы, обладающие высокой степенью абстрактности, совершенно оторванные от конкретных людей,

IV. социальное бытие имеет индивидуально-личностный источник
Ткань социального бытия образует самореализация индивидов. Самореализация отдельного человека является формой его связи с другими людьми и с их опытом. Эта связь, в свою очередь, выступает опорой о

Экзистенция
Человеческое существование понимается как экзистенция. Экзистенция трактуется как подлинное (аутентичное, моё собственное) существование. Понятие «экзистенция» указывает на уникал

Понятие и структура материалистической диалектики. Объективная и субъективная диалектика.
Материалистическая диалектика в современном понятии – это учение о закономерных связях, становлении и развитии бытия и познания. По Энгельсу, диалектика –

Принцип объективности и универсальной взаимосвязи
Это единый принцип. Это требование рассматривать объект во всём многообразии и полноте его взаимосвязей с другими объектами. 2. принцип самодвижения (принцип развития)

Диалектическая логика
В отличие от формальной логики, которая полагает формы мышления статичными, неизменными, диалектическая логика изучает мышление в двух аспектах: 1) в аспекте единства формы и содержания мы

Принцип восхождения от абстрактного к конкретному
Этот принцип играет роль метода научного исследования и состоит в движении от эмпирических фактов к вершине конкретного теоретического понятия, от одностороннего и содержательно бедного сознания к

Принцип единства исторического и логического
Реализован в «Капитале» Маркса. Историческое– это реальный процесс становления и развития изучаемого объекта (например, капитала). Логическое – э

Проблема критериев прогресса.
Понятие развития изначально сопряжено с понятием системы (изначально вводится допущение, что развиваться могут только системные объекты) и понятием «уровень организации системы».

Взаимосвязь формы и содержания
Содержание – это состав всех элементов объекта, единство его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций развития. Пример: содержание любого живого орг

Принцип системности
Людвиг фон Берталанфи: Система – это комплекс взаимодействующих элементов. Элемент– это далее неразложимый компонент системы при данном способе е

Принцип детерминизма
Детерминизм связан с признанием объективной обусловленности всех явлений в своём существовании и развитии. Принцип детерминизма включает в себя:

Диалектика необходимости и случайности
Необходимость – это то, что закономерно вытекает из внутренних существенных связей данного объекта и что при наличии определённых условий происходит неизбежно. Данная кате

Соотношение необходимости и свободы
Свобода – это характеристика человеческой деятельности, выражающая способность человека осуществлять свою деятельность в соответствии с собственными (внутренне обусловленными) целя

Понятие отражения. Сознание как высшая форма отражения.
Учебник «Введение в философию», том 2, стр. 291 – 303. Отражение – это способность одних объектов в результате взаимодействия с другими объектами воспроизводить через изме

Марксистское учение о возникновении и сущности сознания
В марксистской философии сознание рассматривается как высшая форма отражения. Ленин: «Логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу различным с ощущением, - свой

Сознание идеально, т.е. оно не тождественно
1) тому, что отражается в его образах (не тождественно объективному миру и его связям) 2) тому, при помощи чего происходит этот процесс отражения, т.е. мозгу и физиологической деятельности

Структура и функции сознания
(применительно к марксистской философии) Психика шире сознания, т.к. она включает в себя также и неосознаваемые психические явления и процессы. Бессознате

Творческая
Сознание – это необходимая предпосылка целенаправленного преобразования действительности человека. Ленин («Философские тетради»): «Сознание человека не только отражает объективный мир, но

Проблема идеального в марксистской философии
Идеальное – это философское понятие, характеризующее специфический способ бытия объекта. Маркс: «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в челов

Современные философские программы исследования сознания
Перечень программ не является исчерпывающим. В философии и науке XX века в отношении сознания складывается противоречивая ситуация: в теоретическом отношении вопрос о специфике сознания ст

Инструменталистские
Здесь понятие сознания конкретизируется через его интерпретацию в качестве совокупности способов, средств, форм оптимизации жизнедеятельности человека. Нет ни одной области человеческой жизни, кото

Интенционалистские программы
Интенция – лат. «намерение», «направленность». В рамках этого типа программ изучению подлежат прежде всего интенциональные свойства сознания. С точки зрения феноменологии (феноменол

Кондиционалистские программы
Кондицио – лат. «условие», «состояние». В рамках этого типа программ изучаются зависимости сознания от · телесной организации (соматических состояний) · строения и функци

Проблема бессознательного в психоанализе Зигмунда Фрейда
(1856 – 1939) Фрейд выделяет 3 аспекта рассмотрения психики взрослого человека: I. топика – это построение пространственн

II. экономика (экономический фактор)
В рамках этого аспекта психические процессы рассматриваются с точки зрения распределения психической энергии. III. динамика В рамках этого аспекта различн

Первая топика
I. В описательном смысле психика складывается из 3-х сфер, инстанций: 1. собственно бессознательное. Содержание его образуют вытесненные представления

Вторичный процесс
Сюда относятся: · мышление · воспоминание – память в действии (область бессознательного) · сознание, которое санкционирует поведенческие акты. Основная функция с

Вторая топика
Вторая психоаналитическая система (топика) строится на следующих положениях: Либидо – энергия бессознательного сексуального влечения. Либидо, по Фрейду, может претерпевать

Периодизация творчества Канта
Принято считать1, что творчество Канта делится на 2 периода. В основу этого деления положено понимание самим Кантом задач философии. Первый период – заканчивается началом 70-х г

Основная проблема и главные понятия теории познания Канта
Рассуждения Юма о происхождении понятия причинной связи, по выражению самого Канта, «прервало его (Канта) догматическую дремоту». Согласно Юму, научные суждения (утверждения и отрицания) в

Роль практики в процессе познания.
Материалистическая диалектика исходит из того, что мир познаваем как он существует объективно (сам по себе), хотя человеческие знания не являются зеркальным отражением объективной реальности. Позна

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги