рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Фридрих Ницше Утренняя заря, или мысль о моральных предрассудках

Фридрих Ницше Утренняя заря, или мысль о моральных предрассудках - раздел Философия, Фридрих Ницше ...

Фридрих Ницше

Утренняя заря, или мысль о моральных предрассудках

 

Фридрих Ницше

УТРЕННЯЯ ЗАРЯ, ИЛИ МЫСЛЬ О МОРАЛЬНЫХ ПРЕДРАССУДКАХ

 

Есть много утренних зорь,

Которые еще не светили…

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

В этой книге выведен житель подземелья за работой — сверлящий, копающий, подкапывающий. Кто имеет глаза, способные рассмотреть работу на громадной глубине, тот может видеть, как он медленно, осторожно, терпеливо подвигается вперед не чувствуя слишком больших неудобств от продолжительного лишения света и воздуха; можно сказать даже, что он доволен своей жизнью и работой во мраке. Не увлекает ли его какая-нибудь вера? Не вознаграждает ли его какое-нибудь утешение? Не переносит-ли терпеливо он свой мрак, оставаясь непонятным, неясным, загадочным, потому, что он надеется иметь с в о е утро, с в о е искупление, свою утреннюю зарю?.. Он вернется сюда: но не спрашивайте его, чего он хочет там внизу: он скажет вам об этом сам, если он снова сделается человеком, это мнимый Трофоний, этот житель подземелья. Разучиваются молчанию, когда так долго, как он, бывают в одиночестве, живут как кроты…

Действительно, мои терпеливые друзья, я хочу вам сказать, чего я хотел там, внизу, сказать в этом предисловии, которое легко можно назвать последним прости, надгробным словом: я пришел назад и — я пришел оттуда. Не думайте, что я буду звать вас на такой же отважный шаг, или хотя бы только к такому одиночеству! Кто избрал себе такой путь, тот не найдет спутников. Никто не придет помочь ему; он должен быть готов один на все, что ни встретится ему — опасность, несчастье, злоба, ненастье. Он идет сам по себе… и его горечь, его досада состоят в этом “сам по себе”: на что, например, ему надобно знать, что даже друзья его не могут догадаться: где он, куда он идет? Что по временам они будут спрашивать себя: идет-ли он вообще? Тогда предпринял я нечто такое, чего не каждый мог сделать, — я спустился в глубину, я начал рыть почву, исследуя ту старую веру, на которой мы, философы, возводили здания уже несколько тысячелетий, возводили все снова и снова, несмотря на то что все эти здания рушились: я начал исследовать нашу веру в мораль. Вы не понимаете меня.

Вопрос о добре и зле разрешался до сих пор самым неудовлетворительным образом: решать его было слишком опасное дело. Привычка, доброе имя, ад не позволяли быть беспристрастным: в присутствии морали нельзя мыслить, еще менее можно говорить: здесь должно — повиноваться. Критиковать мораль, брать мораль как проблему, это — признак безнравственности! Но мораль владеет не только всякого рода средствами устрашения, чтобы сдержать критические руки, ее безопасность заключается еще более в некотором искусстве очаровывать, которым она владеет вполне, — она умеет “вдохновлять”. Ей часто удается только одним взглядом парализовать критическую волю, бывают даже случаи, когда она умеет обращать волю против нее же самой и делать из нее скорпиона, вонзающего жало в свое собственное тело. Мораль испокон века обладала нечеловеческим искусством убеждения: не было и нет ни одного оратора, который бы не обращался к ней за помощью (даже анархисты — и те прибегают к морали, когда им надобно себя оправдать; они даже называют себя “людьми добра и справедливости”). С тех пор как на земле начали говорить и убеждать, мораль постоянно показывала себя величайшей мастерицей обольщения, — а что касается нас, философов, она была для нас настоящей Цирцеей.

В чем же причина того, что все философы, начиная с Платона, трудились напрасно? Отчего все воздвигнутые ими здания грозят рушиться или лежат уже в развалинах, хотя сами они честно и серьезно считали их “прочнее меди твердой”. О, как ошибочен ответ, который дают и теперь еще на этот вопрос — “потому что все они упустили из виду испытание фундамента, критику разума” — этот роковой ответ Канта не поставил нас, философов, на более твердую или хотя бы на менее зыбкую почву. И не странно ли, правда, требовать, чтобы орудие само оценивало свою пригодность и свое качество? Чтобы интеллект сам “познавал” свою цену, свою границу, свою силу? Не отзывается ли это даже немного бессмыслицей?.. Правильным ответом было бы то, что все философы строили свои здания, находясь под обольщением морали, в том числе и сам Кант; что они обещали искать “правду”, а на самом деле заботились только о том, чтобы построить “величественные нравственные здания”. Сам Кант простодушно называл свою “не блестящую, но и не лишенную заслуг” задачу и работу средством “уровнять и упрочить почву для величественных нравственных зданий ”. Увы! это не удалось ему. Даже наоборот!” можно было бы сказать теперь. С такой фантастической целью Кант был истинным сыном своего времени, которое более, чем всякое другое, было временем химер: таким остался он, к счастью, и в отношении к более ценному явлению своего века — сенсуализму, который он заимствовал в своей теории познания. Его коснулось жало и тарантуловой морали Руссо, в глубине его души лежала мысль морального фанатизма, исполнителем которого был Робеспьер с его de fonder sur la terre l’empire de la sagesse, de la justice et de la vertu. И чтобы создать свое “моральное царство”, он видел себя вынужденным приставить еще недоказанный митр, логическое “по ту сторону”, - для этого-то и понадобилась ему критика чистого разума. Говоря иначе, она не нужна была бы ему, если бы ему не потребовалось непременно свое моральное царство сделать недоступным нападкам разума: он чувствовал, что моральный порядок вещей слишком доступен для нападок со стороны разума. Принимая в расчет природу и историю, принимая в расчет отсутствие морали в природе и истории, Кант был, как и всякий хороший немец, пессимистом. Он верил в мораль, не потому, что она была доказана природой и историей, но не смотря на то что природа и история постоянно противоречили ей: credo, quia absurdum est.

Но моральным феноменом являются не логические суждения, а доверие к разуму, от чего зависит признание или отрицание наших суждений… Может быть, немецкому пессимизму предстоит еще сделать свой последний шаг? Может быть, он еще раз роковым образом поставит рядом credo и absurdum? И эта книга, проникнутая пессимизмом, вплоть до морали, вплоть до доверия к морали, разве не носит она на себе печати немецкого духа? В действительности она представляет из себя противоречие, и не боится этого: в ней объявляется доверие к морали — почему же? Из способности к морали, или назовите, как хотите, то, что совершается в нас! Нет никакого сомнения, что и в нас еще говорит “ты должен”, и мы еще слушаемся строгого закона над нами, и

Эта последняя мораль нам понятна, о существовании ее мы знаем; если не где-нибудь, то именно здесь мы являемся еще людьми совести. Но мы оставили то, что отжило, оставили старый идеализм, называйте его как хотите — правдой, справедливостью, любовью к людям, добродетелью; мы сломали мосты к старым идеалам… мы враги вообще всему европейскому феминизму, который вечно толкает вниз. Но как люди совести, мы состоим в родстве с немецкой праведностью и благочестием тысячелетий, будучи потомками, наследниками их и исполнителями их воли, их пессимистической воли, которая не останавливается перед отрицанием самой себя! Если вы хотите точного термина, — в нас совершается самосохранение морали.

Но наконец — к чему должны мы говорить так громко о том, что мы есть, чего мы хотим и чего не хотим? Будем смотреть на это холоднее, осторожнее; будем говорить, как можно говорить между нами, так тихо, чтобы весь свет не услышал этого, чтобы весь свет не услышал нас… Прежде всего, будем говорить медленно… С такой книгой, с такой проблемой нет надобности торопиться; кроме того, мы оба — я и моя книга — друзья медлительности. Не напрасно мы были филологами, не напрасно мы были учителями медленного чтения, — наконец, мы и пишем тоже медленно. Теперь это сделалось не только моей привычкой, но и вкусом — может быть, дурным вкусом? Филология — именно то заслуживающее уважения искусство, которое от своего почитателя требует, прежде всего, одного — идти стороной, давать себе время, быть тихим, медленным, как ювелирное искусство слова, которое исполняет только тонкую, осторожную работу и которое может испортить все, если будет торопиться. Именно потому оно теперь необходимее, чем когда-нибудь, именно потому-то оно влечет и очаровывает нас, в наш век “работы”, век суетливости, век безумный, не щадящий сил, поспешности, — век, который хочет успеть все и справиться со всем, с каждой старой и с каждой новой книгой. Филология не так быстро успевает все — она учит читать хорошо, т. е. медленно, всматриваясь в глубину смысла, следуя за связью мысли, улавливая намеки; видя всю идею книги, как бы сквозь открытую дверь… Мои терпеливые друзья! Эту книгу могут читать только опытные читатели и филологи: выучитесь же хорошенько читать!..

Рута, близ Генуи. Осень 1886 года.

 

КНИГА ПЕРВАЯ

ДОИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ ОБЫЧАЕВ И НРАВСТВЕННОСТИ

Дополнительная разумность. Все вещи, которые долго живут, до того проникаются, мало-по-малу, разумом, что…  

КНИГА ВТОРАЯ

ПРИРОДА И ИСТОРИЯ МОРАЛЬНОГО ЧУВСТВА

Становятся нравственными — не потому что были нравственными. — Подчинение морали может быть или рабским, или суетным, или своекорыстным,…  

ПРЕДРАССУДКИ АЛЬТРУИСТИЧЕСКОЙ И СОСТРАДАТЕЛЬНОЙ МОРАЛИ

Моды в морали. — Как меняются моральные суждения! Величайшие светила античной нравственности,…  

КНИГА ТРЕТЬЯ

КУЛЬТУРА И КУЛЬТУРЫ

Маленькие исключения необходимы! — В вопросах нравственности поступить иногда против своих лучших убеждений;…  

ГОСУДАРСТВО, ПОЛИТИКА, НАРОДЫ

Государство. — Все экономические и социальные отношения не могут и не должны стоить того,…  

– Конец работы –

Используемые теги: Фридрих, Ницше, Утренняя, Заря, мысль, моральных, предрассудках0.1

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Фридрих Ницше Утренняя заря, или мысль о моральных предрассудках

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

"Анализ философских идей Фридриха Ницше"
Подлинная философия Ницше настолько непревзойденна, убедительна и проницательна, как никакая другая существовавшая до нее или возникшая после.Читая… Это значит, что он часто противоречит сам себе или оставляет вопрос открытым… Мы заметили, что понятия вечное возвращение и сверхчеловек служат для раскрытия смысла воли к власти.Невозможно…

Переоценка всех ценностей Фридриха Ницше
Не зная первую, трудно понять вторую. И не поняв вторую, невозможно постичь то исключительно сильное воздействие, которое оказало учение Ницше на… Это толкование нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, поэтому оставим этот… Наоборот, это произведение наполнено жизненной силой, взрывами новых взглядов, оно направлено только лишь на…

Жизнь Фридриха Ницше
Таковы Платон, Руссо, Фихте и Ницше Раскрытие мировоззрений этих философов невозможно теперь без последовательных психологических жизнеописаний.… И действительно, Ницше заплатил безумием за героическую непокорность своей… Он медленно и верно погружался в одиночество. Каждая новая книга отрезала от Ницше небольшую горсть последователей. Он…

Мысль народная и "мысль семейная" в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"
Жанр Войны и мира определяется как роман-эпопея.В чем смысл этого определения Через бесконечное множество судеб множества людей, взятых в различных… Автора Войны и мира упрекали в фаталистическом понимании истории и жизни… Постой сказал старичок. И он показал Пьеру глобус. Глобус этот был живой, колеблющийся шар, не имеющий размеров. Вся…

Фридрих Ницше и его концепция сверхчеловека
Не- мецкая интеллигенция, прекрасно образованная, воспитанная цветом европейской культуры - сонмом великих поэтов, философов и музыкан- тов, больше… Одним из них был Фридрих Ницше. Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 года в … Очевид 3 - но, дело было именно в его идеях. Поворотным моментом в становлении концепций Ницше стало проч- тение им…

Философия жизни Фридриха Ницше
Не случайно сегодня наследие Ницше так соблазняет его толкователей от самых разных идеологий - от национал-социалистов до постмодернистов.Но все они… Он, как и при жизни, по-прежнему остается фигурой одинокой и в высшей степени… Идей Ницше несут на себе печать, с одной стороны, западноевропейской рационалистической классики, с другой, в духе…

Фридрих Ницше: теория аполлонического и дионисийского начала в культуре, смерть Бога и проблема сверхчеловека
Фридрих Ницше теория аполлонического и дионисийского начала в культуре смерть Бога и проблема сверхчеловека... Ницше поднял важные вопросы о природе человека о его бытии о культуре как средстве человеческой самореализации Он...

Любимый враг: Фридрих Ницше с точки зрения революионного большевизма
Лейтейзен же написал не академический трактат, а философское эссе (впрочем, ничуть не менее логичное и доказательное, чем академические сочинения):… Написал так же ярко, остро, поэтично, как написана и сама книга "Ницше и… Я, например, оговариваясь относительно глубоко чуждой нам сущности общественных тенденций Ницше, отдавал ему дань…

Фридрих Ницше "Так говорил Заратустра
Дед Ф. Ницше по отцу получил степень доктора теологии и написал несколько богословских трудов. Бабка по отцу, достопочтенная матрона Эрдмуге… Карлу Людвигу Ницше еще не было и тридцати, когда он стал духовником детей… Когда я пошел посмотреть, в чем причина, вдруг разверзлась могила, и мой отец в саване поднялся из нее. Он быстро…

Фридрих Ницше
Ницше видит идеал в единстве двух противоположных начал – дионисийского и апполоновского. Уже здесь содержатся зачатки учения Ницше о бытии как… Его утопическая философия истории искала идеал в досократовской Греции. Такие… Показательно обращение философа к форме эссе в своих ранних работах: «Человеческое, слишком человеческое» (1878). Его…

0.031
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам
  • Теоретическая мысль английской буржуазной революции XVII в. Крупнейший, трезвый и глубокий мыслитель Англии XVII столетия - Томас Гоббс, проживший 91 год и видевший все перипетии борьбы двух социальных… Вот, в сущности, и вся концепция, которая и поныне владеет умами буржуазных… Объективно же служил своим учением о государстве новым силам.Идея равенства людей люди равны от природы , какую…
  • Специфика хронотопа в рассказе Фридриха Горенштейна "С кошелочкой" Для нас не важен тот специальный смысл, который он имеет в теории относительности, в литературоведение он был перенесен почти как метафора (почти,… Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым;… Тем самым вещи не только конституируют пространство, через задание его границ, отделяющих пространство от…
  • Условия компенсации морального вреда (некоторые аспекты) Суду необходимо также выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и… Говоря о противоправности, нужно иметь в виду то, что моральный вред… К тому же должен быть доказан сам факт наличия подобных действий.
  • «Мысль семейная» в усадьбе Головлевых (по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы») Рушится постепенно старый государственный строй, а с ним и многие семьи.Но это — социальный аспект романа. Если же абстрагироваться от тех… В каждом из членов этого семейства столько пороков, что разобщенность их… Эта расчетливость оборачивается бесчувственностью и деспотизмом. Автор говорит, что всю жизнь слово «семья» не сходило…
  • Фридрих Шлегель и эволюция ранней романтической драмы Тотальное впечатление от этой трагедии есть максимум отчаяния. Все другие впечатления, которые по отдельности казались великими и важными, меркнут,… Der Totaleindruck dieser Tragoedie ist ein Maximum der Verzweiflung. Alle Eindruecke, welche einzeln gross und wichtig schienen, verschwinden als trivial vor dem, was hier als das letzte,…