рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основные подходы к определению сущности человека.

Основные подходы к определению сущности человека. - раздел Философия, Обоснование морали как философская проблема. Философия Сократа Человек - Явление Очень Сложное, Поэтому Исследование Человека - Это Задача. ...

Человек - явление очень сложное, поэтому исследование человека - это задача. целого комплекса наук. В философии человек рассматривается как целостность, человек и мир человека в его основных проявлениях. Г. В. Плеханов писал, что человек это общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир, обладающее сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью. В этом определении высказана важная мысль о сочетании в человеке природного и социального.

 

Существующие подходы к определению сущности человека можно классифицировать следующим образом:

I. Объективистские. Общим местом объективистских концепций является стремление выделить существенные признаки человека как родового существа. Упрощённо их сущность можно выразить так: «Сущность человека предшествует его существованию».

Природно-объективная концепция рассматривает человека в первую очередь как биологический вид, морфологические особенности которого задают необходимость возникновения культуры и общества. Примером может служить биологическая антропология А.Гелена и Х.Плеснера.

Идеально-заданная концепция ведет свое начало от Платона и предполагает, что человек в своих основных чертах определен в рамках истинного бытия, которое может пониматься как царство идей, в котором пребывают вечные человеческие души. Душа как гипостазированная совокупность социального и духовного в человеке провозглашается его индивидуальной сущностью, тело играет подчиненную роль. Сущность же человека как родового существа представляется как вечная единая идея, нетождественная индивидуальным душам.

Более жесткий вариант этой концепции представлен креационизмом,в котором задана не только родовая сущность человека, но и предопределено так или иначе (в виде собственно предопределения или предвидения богом) его индивидуальное существование.

Иная версия идеально-заданной концепции представлена философией Гегеля. Человек выступает здесь закономерным этапом развития идеальной первоосновы мира и задан не в прообразах-идеях, а только в предпосылках. Так, предпосылочно заданы формы мышления человека, поскольку они тождественны формам бытия самой абсолютной идеи, но складываются лишь на определенном этапе общественного и личностного развития. При этом Гегель показал огромную значимость социальных факторов и, в первую очередь, труда для человека.

Социологическая концепция настаивает на социальной сущности человека, которая складывается в результате становления самого общества и жизни человека в нем. Способами бытия человека как сущего выступают здесь общество, культура и история. Классический пример – философия марксизма.

II. Субъективистские концепции получили наибольшее распространение в ХХ веке, хотя первопроходцами в этом направлении были еще софисты. Здесь на первое место выходит проблема индивидуализированного человеческого бытия. Сущность субъективистских концепций хорошо выразил Ж.-П.Сартр: «Существование (человека) предшествует (его) сущности».

Психоаналитическая концепция возникла в результате развития психологии как науки, первоначально независимо от философии. З.Фрейд понимал человека как в первую очередь биологическое существо, но настаивал на субъективной мотивации человеческой деятельности. Человек детерминируется «изнутри». Механизмы либидо и его сублимации действуют только в индивиде и индивидуально, хотя некие общие закономерности и присутствуют. Последний момент заставил К.Г.Юнга выделить т.н. «архетипы» - формы «коллективного бессознательного» - и тем самым несколько отойти от последовательного субъективизма в понимании человека.

Экзистенциальнаяконцепция возникла на базе трансцендентализма. Она нацелена на раскрытие бытия человека в единстве с его существованием. Именно личностное существование, экзистенция оказываются здесь формой бытия человека. Его главный признак – самосознание. Его главная характеристика – свобода. Однако не всякое существование с точки зрения экзистенциализма есть истинное бытие. Существование, не знающее о своей свободе и уникальности, погрузившееся в неподлинность социальных противостояний или производственного процесса – не есть экзистенция. Представители – М.Хайдеггер, К.Ясперс, Ж-П. Сартр, А.Камю.

Персоналистскаяконцепцияблизка экзистенциализму, но для нее характерны несколько иные акценты. Во-первых, большую важность здесь играет анализ конкретно-межличностных отношений по схеме «Я-Ты» (С.Л.Франк, М.Бубер, Э.Мунье). Именно такая коммуникация провозглашается сущностно определяющей для человека – в отличие от частично деперсонифицированных отношений по схемам «Я-Они», «Мы-Они». Во-вторых, значительную роль играю социальные проявления личности – труд и творчество (Э.Мунье). Существование человека в персонализме носит «вовлеченный», а не абсурдный характер. Именно труд, осуществляемый ради творчества, видится основой самостановящейся личности. Наконец, решающую роль играет концентрация на духовном мире личности, увязываемом с бытием бога (Э.Мунье, М.Бубер).

III. Деконструктивистские концепции.Деконструктивизм возник на исходе ХХ века как отражение процессов информатизации во всех сферах общественной жизни. Его представители (Деррида, Лакан, Фуко) трактуют личность синергетически – как функцию открытой неравновесной системы. В результате личность утрачивает почву и превращается в т.н. сингулярность – единичность, имеющую случайный характер. Такое понимание личности заставляет мыслить ее как функцию любой информационной системы, что метафорически передается в лозунгах типа «все есть тело», «тело без органов» и т.д. Это, повторимся, означает, что индивидуализированное сознание может быть присуще не только человеческому телу, но, скажем, и компьютеру. Сама же индивидуализация понимается как относительно устойчивая флуктуация (случайно возникшая конфигурация) общего информационного поля, обозначаемого как текст. Результатом такого понимания личности стала критика и ироническая деконструкция традиционных концепций, проходящие под лозунгом «Смерти человека».

 

40. Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека. Проблема телесности. Современные проблемы биоэтики.

Человеческая жизнь осуществляется благодаря взаимодействию 2-х групп факторов:

-социального

--биологического

Как существо биологическое человек обладает:

1) Совокупностью видовых прнаков, каждый из которых у различных индивидов может изменяться в широких пределах. Роль биологических предпосылок в развитии человека достаточно существенна.

Пр.: в генотипе заложены элементарные психич. проц-сы и х-ки. По мнению некот. ученых генетически заложен альтруизм. По наследству передается одаренность.

2) Биологически предрасположены рассовые различия.

Пр-ма соотн-я биол. и соц-го в чел-е сводится к 2-м вопросам:

1) Какое из этих начал доминирует в проц-се формирования способностей х-ра и поведения чел-а?

2) Как осущ-ся взаимосвязь биол. и соц. в чел-е? Какое значение имеют биол. обусловленные различия му людьми и группами людей.

В завис. от принципиальной позиции, занимаемой по данным вопросам все концепции дел-ся на 2 группы:

1) Биологизаторские концепции (определяющим в чел-е явл-ся биол-е):

-расово-антропологические (расисткие)

-социал-дарвинизм

-социобиология (Уилсон).

2) Социологизаторские концепции (имеют истоки в христ. традиции). Осн. особенности:

-соц-ное в чел-е противостоит ес-ному, как главное второстепенному;

-биологическое в чел-е лишь сырой материал, им мо манипулировать д достиж-я соц-но значимого рез-та.

Оба вида концепций сыграли роль в становлении тотал-зма

Современный научный подход к проблеме (основные тезисы):

1. Индивид в качестве природного существа наделён природными силами, которые существуют в нём в виде задатков и влечений.

2. Человек реализует свои задатки (превращает их в свои способности) только в системе общественных отношений, только в обществе 1) только в обществе человек обретает сознание, 2) только в обществе развиваются специфически человеческие материальные и духовные потребности

3. В человеке биологическое начало всегда опосредовано социальным.

Например: на проявление многих биологических параметров существенно влияют социальные процессы (например, на продолжительность человеческой жизни).

4. В человеке биологическое всегда преобразовано социальным.

Например: биологическая основа половой любви – это половая физиология, однако сами феномены любви и сексуальности существуют исключительно как социокультурные феномены. В этой сфере человеческих взаимоотношений существует сложный синтез нравственных, эстетических, религиозных и правовых регуляторов.

5. Человеческое тело есть текст. Телесность человека не есть биологическая данность, а есть социокультурная и даже символическая реальность. Тело человека – это символ неких неприродных отношений, оно несёт на себе множество социальных знаков.

Например: любое калечащее наказание не исчерпывается простой карой, оно имеет более глубокий смысл – нанесение на тело социального знака. Мишель Фуко («Надзирать и наказывать: Знаковая функция человеческого тела очень ярко проступает в процедуре публичной казни (имеется в виду период абсолютизма).

Биоэтика- — учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.

Манифистация иделогии защиты прав человека в медицине.морально-этические диллемы,возникающее при оказании мед.услуг.

 

 

41. Понятие о родовой сущности человека. (Л. Фейербах, К. Маркс). Проблема отчуждения

Сущность человека – главное (основное), постоянное, субстанциональное. Сущность человека – устойчивое сочетание необходимых взаимосвязанных характеристик человечества, а также той или иной социальной общности. Современная трактовка сущности человека в современной российской (отечественной) философии основывается на марксистком подходе.

Маркс выделил следующие признаки сущности человека:

1. Родовой характер (сущность принадлежит роду)

2. Сущность формируется, существует и проявляется только в специфически человеческих видах деятельности. В данной связи Маркс использует понятие сущностные силы человека - любые человеческие потребности, любые человеческие способности, знания, умения, навыки, т.е. это универсальные возможности человека как родового существа. Каждой способности и каждой потребности соответствует какой-либо свой предмет линии культуры. Сущностные силы человека предполагают наличие социальной предметности. Маркс исследовал эту особенность человеческой сущности в своей ранней работе «экономическо-философские рукописи» 1844г.

3.Общественный характер. Индивид как родовое существо – существо социальное. Все средства, отличающие одного индивида от другого в действительности является не свойствами, а общественными отношениями, красота и привлекательность это не свойство индивида, а общественное отношение

4. Сущность человека изменчива, меняется со сменой типа общественных отношений, т.е. она имеет конкретно исторический характер. Маркс: Тезисы о Фейербахе – «сущность человека в своей деятельности есть совокупность всех общественных отношений».

Критика отчуждения родовой сущности человека впервые осуществлена Л.Феербахом. Он философ – материалист. Он говорил: человек – это не какая-то отвлеченная сущность, это реальный индивид со всеми присущими конкретно-чувственными признаками. Это значит, что он сам чувствует, и он сам вызывает определенные чувства у другого человека. Сущность начинается с тела, которое помогает нам чувствовать. Общество, история и мораль основаны на конкретно-чувственном индивиде. У каждого индивида есть три способности: желать, мыслить, способность к моральному чувству (любить). Любить не только в смысле моральной привязанности (как мы любим родителей), но и физиологически. Эти способности человек может реализовать только через отношения к такому же конкретно-чувственному индивиду. Т.О. Человек может совершенствоваться безгранично, но только при взаимоотношении с другим человеком. Эта мысль понравилась Марксу.

Отчуждение – это такая ситуация, когда продукты человеческой деятельности противостоят самому субъекту деятельности в качестве чуждых и враждебных, и не подвластных; это процесс который сопровождает создание цивилизации. Феербах говорил, что отчуждение – это прежде всего религиозное отчуждение. Его критика была направлена на религию – как проявление отчуждения человеческой сущности. Человек мечтает быть всезнающим, всеблагим, всемогущим как Бог. Для этого он придумывает такого человека – Бога. Свою мечту он наделил объективным существованием. Человек попал в зависимость – Богу надо быть верным и подчиняться ему. Бог есть любовь. В этой формуле человек признает, что не все достойны любви. Феербах хочет чтобы для человека главным стал принцип - человек человеку бог. Достаточно осуществить критику ложного сознания, показать что под видом любви к богу человек любит самого себя, т.е. людей.

Маркс оттолкнулся от Феербаха. Маркс сказал что существует фундаментальная форма отчуждения в капиталистическом обществе. В обществе, где существует эксплуатация, частная собственность, существует явление «отчужденный труд». Отчужденный труд – основа любого другого отчуждения, в том числе и религиозного. Маркс считал что отчужденный труд неизбежно возникает там, где существует частная собственность на средства производства и где существует возможность эксплуатации одного общественного класса другим. Для преодоления отчуждения – недостаточно просто критики ложного сознания. Чтобы ликвидировать отчуждение надо ликвидировать отчужденный труд. Это возможно только, когда будет достигнут максимальный уровень обобществления труда (когда производство будет носить общественный характер). Отчуждение на языке маркса – это рабочий производит огромное количество товаров, но эти товары ему не принадлежат, он не может ими воспользоваться. Чем больше производит богатства рабочий, тем беднее становится он сам – это и есть отчужденный труд. Отчуждение самой деятельности – это в процессе труда рабочий не чувствует себя человеком, он чувствует себя какой-то животной силой. ОН чувствует себя самим собой когда выбывает из этой рабочей среды.

 

42.Социальная структура и личность. Понятие о человеческой индивидуальности. Современная философия о свободе и ответственности личности.

Понятие личности имеет междисциплинарный статус.

1. Личность (в формальном, предельно абстрактном смысле) – это лицо, т.е. индивид как субъект деятельности, отношений.

2. психо логический аспект- В психологии личность – это то начало, которое связывает воедино различные психические процессы индивида и сообщает его поведению необходимую последовательность и устойчивость.

3. социологический аспект

Личность – это устойчивая система социально-значимых черт, характеризующая индивида как члена той или иной социальной общности.

4. философский аспект

Личность – это отдельное и самостоятельное, духовно активное бытие, определяющее себя через соотнесение с бытием как таковым (с Богом), а также с природой и обществом.

Специфические признаки личности (согласно точке зрения Э.Ю. Соловьёва):

1. наличие самосознания и автономии (самозаконности)- Индивид в качестве личности способен самостоятельно формулировать свои внутренние принципы – максимы, правила поведения, а также способен строго следовать им, т.е. индивид в качестве личности способен воплотить в поступке единство воли и убеждения.

2. Личность способна нести ответственность за свой персональный облик

3. Личность обладает способностью иметь общественную ценность, значимость, которая основана на моральной самозаконности.

В историческом плане становление личности тесно связано с процессом социальной дифференциации, т.е. с процессом расчленения социального целого на взаимосвязанные элементы. Социальная дифференциация находит своё выражение в усложнении социальной структуры общества.

Социальная структура общества – это сеть устойчивых и упорядоченных связей между элементами социальной системы (между социальными группами).

Социальная группа – это относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения.

Социальные группы всегда складываются в рамках исторически определённого общества.

Предпосылки для автономизации (обособления) личности создают усложнение и дифференциацию общественной деятельности.

В первобытном обществе отдельный человек не был самостоятельным по отношению к общине (община предполагает кровно-родственные связи). Для ранних стадий истории характерны численно небольшие, устойчивые общности (род, племя, семья), обеспечивавшие производство средств существования человека, воспроизводство самого человека, а также совместное противостояние силам природы.

Традиционное общество. Происходит дальнейшее развитие социальной дифференциации, появляются новые виды социальных общностей (классы, касты, сословия, народности). Степень самостоятельности индивида по отношению к социальной общности является минимальной. Принадлежность к сословию или к касте, как правило, формирует и определяет самосознание индивида.

Индустриальное общество. Происходит разрушение сословных рамок и дальнейшая социальная дифференциация. В числе возникающих больших социальных групп – классы нового исторического типа, а также новая этническая общность – нация. Быстрыми темпами идёт выделение индивида (в том числе в самосознании) из социальных групп на основе развития личных прав и обязанностей. Именно в индустриальном обществе утверждается идея формального равенства всех перед законом, а также идея о том, что отдельный человек не есть лишь средство достижения общественных целей, но является самоцелью.

Постиндустриальное (информационное) общество. Здесь развитие социального целого значительно (напрямую) зависит от личностного развития индивидов.

В.С. Барулин. Вхождение индивида в социальную общность раскрывается через следующие понятия:

1. Социальное созидание – каждый человек является создателем ряда социальных общностей.

2. Социальная принадлежность – означает конкретные характеристики индивида, благодаря которым он является членом той или иной социальной общности.

3. Социальная идентификация – это активное стремление человека к обретению того или иного социального статуса, связанного с принадлежностью к определённой общности.

49. Бессознательное как философская проблема. Трактовка генезиса, содержания и функций бессознательного в классическом психоанализе.

Бессознательное - это совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий - особая сфера психического, качественно отличная от сознания.

Исследователи выделяют у Фрейда 2 психоаналитические концепции:

Ранняя: до начала 20-х годов (1910-е годы).

Поздняя: 20-е годы

1.1. В описательном смысле, в аспекте топики, психика человека складывается из трех сфер:

- Собственно бессознательное. Содержание этой сферы образуют вытесненные «желания» (Фрейд употребляет такие понятия как вытеснение, сопротивление, цензура)

- Предсознательная. Скрытое (латентное) сознательное. Его содержание образуют представления, которые прежде осознавались и в любой момент беспрепятственно могут вновь стать сознательными. Происходит соединение мысленного содержания со словесной оболочкой.

- Сознание – высший орган чувств. В сознании очень быстро гаснут слезы пережитого возбуждения.

Сознание – система актуальных восприятий, внешний и внутренних раздражений, которые могут проистекать как из внешнего мира, так и из глубин нашей психики.

1.2. С точки зрения динамики, психика состоит из двух подсистем:-

- Первичная - первичный процесс – стремление бессознательных влечений к удовлетворению.

- Вторичная – включает в себя предсознательное и сознание. В предсознательном совершается процесс мышления и память.

На границе между первой и второй подсистемами находится особая инстанция, которая осуществляет функцию цензора (цензуру). Она препятствует осознанию тех представлений, которые связаны с желанием неприемлемым в социальном плане (Например: желания кровосмесительного характера)

Поздняя (психоаналитическая) концепция. Учение о структуре личности.

На протяжении всего своего творчества Фрейд употребляет понятие либидо (сила полового влечения).

По Фрейду это энергия сексуального влечения (то есть это психическая энергия, носящая сексуальный характер). Либидо может претерпевать превращение в частности в сублимацию.

Сублимация – переключение сексуальной энергии на различные социокультурные цели и задачи (Например: творчество).

Фрейд часто употреблял понятие либидо.

Жизнь взрослого человека это совокупность взаимоотношений между 3 психическими инстанциями:

Оно – это бессознательные первичные влечения. Эта сфера регулируется принципом удовольствия (наслаждения) – низшая инстанция.

Сверх Я – выполняет роль внутреннего авторитета (совесть, запреты). Заключает в себе энергию либидо (сублимированную при помощи человеческого Я) – высшая инстанция.

«Я» (Эго) – это дважды посредник:

- Между оно и сверх Я

- Между оно и внешней реальностью

Задача «Я» заключается в согласовании стимулов исходящих, как из внешней среды, так и из глубин нашей психики с ответными внешними реакциями человека на эти стимулы.

В аспекте динамики (метод анализа психики), «Я» руководствуется принципом реальности.

Инстанция «Я» - инстанция защиты психики от таких ситуаций, когда внутреннее возбуждение достигает критического уровня и может наступить тяжелое заболевание.

В поздних работах Фрейд противопоставил друг другу 2 группы первичных и генетически предопределенных влечений:

1 влечение: ЭРОС (Бог, фигура мифологическая) сюда попадают все виды любви. Стремление, влечение к любви.

2 влечение: ТОНАТОС (Бог ответственный за умирание). Это влечение к смерти, которое в человеческой жизни проявляется в агрессии.

Самосохранение, Фрейд относил к тонатосу (так как для любого организма желанно состояние покоя (состояние минимального возбуждения). Инстинкт сохранения обеспечивает организму собственный путь к смерти.

43. Проблема познаваемости мира в философии: реализм, скептицизм, агностицизм

 

Вопрос, над которым веками билась неуемная мысль человека, - как возможно познание, познаваем ли мир в принципе. И это не чисто схоластический вопрос. В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек конечен, и в границах его конечного опыта невозможно познание того, что бесконечно. Этот вопрос неотвязно преследовал философскую мысль в самых разных формах.

 

В попытке ответить на него четко обозначились три основные линии: реализм, скептицизм и агностицизм.

 

В обычном понимании рационализм – это «трезвость ума», «рассудительность», т.е. способность человека в своей обыденной жизни и познавательной практике рассуждать трезво, выходя по возможности из-под власти чувств, эмоций, размышлять, взвешивая все «за» и «против», стремиться к обоснованию своих утверждений и поступков.

 

В философии под рационализмом понимают также особое направление в теории познания, противоположное эмпиризму. При этом чувственное (эмпирическое) познание (ощущение, восприятие, представление) или отрицается, или же рассматривается как несовершенное, не дающее истинного знания лишь разум, интеллект, по мнению, способен дать достоверное знание, которое носит всеобщий, необходимый, а вероятный (случайный) характер. Для обоснования совей точки зрения рационалисты выдвигали учение о так называемых врожденных идеях (Декарт, Лейбниц), или учение об априорных (апостеори и априори), существующих в мышлении человека до всякого опыта в формах знания (Кант). Диалектический материализм отвергает односторонность рационализма. Познание – это неразрывное единство рационального (разумного) и чувственного моментов.

 

В решении вопроса о познаваемости мира существуют позиции-антиподы: точке зрения познавательного оптимизма противостоят более пессимистические системы взглядов – скептицизм и агностицизм.

 

Агностицизм – учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей не может иметь достоверное значение о них. В истории философии классическими выразителями идей А. были Юм и Кант. Юм считал, что человек имеет дело только с собственными ощущениями, фактами субъективного опыта, поэтому он не может ничего знать о внешнем мире: ни о том, существует ли он на самом деле, ни о том, каков он. Кант хотя и признавал объективное существование вещей самих по себе, насущность их считал непознаваемой, полагая, что вещи сами по себе не даны ни в каком опыте. По мнению, человек при помощи рассудка и разума в состоянии познать лишь явления (феномены). По его мнению , человек при помощи рассудка и разума в состоянии познать лишь явления (феномены). При этом то, как вещи являются нам, как мы видим их, определяется, по Канту, не свойствами самих вещей, а особенностями форма познания. В той или иной форме агностицизм свойственен таким философским течениям как неокантианство, неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм и т.д.

 

Скептицизм – в философском смысле теория, высказывающая сомнение в возможности достижения истины. Скептицизм возник еще в античной философии, где он был представлен Пироном, Тимоном, Энесилемом и др. и систематизирован Секстом Эмпириком. Скептицизм опирается на различные теоретические предпосылки. Ими могут быть либо сомнение в надежности чувственного познания, либо преувеличение факта относительности человеческих знаний вообще.

 

Скептицизм оправдан в качестве некоторого исходного момента исследования, помогающего ученому непредвзято подойти к изучаемому явлению, отбросить устаревшие предрассудки и догмы. Но в качестве общеметодологического принципа, лежащего в основе теории познания, скептицизм неприемлем, поскольку ведет к отрицанию объективной истины, т.е. познания вещей такими, какими они существуют вне нашего сознания. В обыденном смысле скептицизм – настроение, психологическое состояние, сомнение в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений.

 

44. Антитеза сенсуализма и рационализма в новоевропейской философии

Рационализм (Р) – учение в теории познания, согласно к-рому всеобщность и необходимость – логические признаки достоверного знания – не м.б. выведены из оборота и его обобщений; м.б. почерпаны только из ума, либо понятий, присущих уму с рождения. Представители Р. В 17в. Спиноза, Лейбниц, в 18в.-Кант, Фихте, Гегель. Ограниченность Р. – в отрицании опытного происхождения всеобщности и необходимости достоверного знания. Р. Осознает веру в разум, в очевидность разумного усмотрения, в силу доказательности.

Сенсуализм (С) – учение о гносеологии, признающее ощущение ед-м источником познания. Если ощущение рассматривать как отражение объктивной реальности, то последовательный С. Приводит к материализму (Гольбах, Фейербах). Но если в ощущениях рассматр-ся т. S-е, то С приводит к S-му идеализму (Юм, кант).

Скептицизм – филос концепция, подвергающая сомнению возможность познания объект-ой действительности. Скептицизм Юма ограницивал возможности разума вообще и расчищал место для религиозной веры.

Ед. предмет достоверного знания – объекты математики. Все суждения о существовании происходят из опытов. Отрицал объективный хар-р причинноси, признавая бесспорное существ-е S-ой причинности в виде ассоциаций идей и порождения идей (т.е. образов памяти) чувственными впечатлениями. Источником практической уверенности служит не знание, а вера.

Рационалистич. учение Де Карта о врожденных идеях.

Есть 3 вида идей:

1) Идеи, получаемые кажд. ч-ком в рез-те чув-ных контактов с вещами внеш. мира.

2) Идеи, образующиеся в уме ч-ка на основании идей первого вида;

3) Врожденные идеи, т.е. изначально присутствующие в чел. уме. Имеют 2 существенные х-ки:

а) Они независимы от чув-го опыта (априорны) и от внеш. предметов, воздей-щих на чув-ва.

б) Ясность, отчетливость и простота свидетельствуют о независимости этих идей от воли.

Признание врожденности идеи объясняется невозм-тью вывести всеобщее необходимое знание из чув-го опыта (Пр.: у всякой вещи есть причина).

Врожденные идеи дел-ся на: 1) Врожденные понятия (Бог, свободная воля).

2) Врожденные аксиомы – представляют собой связь му понятиями (логический з-н тождества, матем. аксиомы). С помощью интел. интуиции чел. осознает истинность врожденных понятий и связи му ними, т.к. они самоочевидны для ума

Сенсуализм Дж. Локка.

Тезисы:

1) Все знание происходит из чув-го опыта. Пр-п сенсуализма: нет ничего в уме, чего прежде не было бы в ощущении. Отрицается врожденный х-р понятий и аксиом, отрицается х-р идеи Бога; матем., логич. и метафизич. пр-пов.

Указать путь, каким мы проходим ко всякому знанию достаточно для док-ва, что идеи не явл-ся врожденными. 2) Понятие и стр-ра опыта. Жизн. опыт постеп. наносит на чистый лист души свои знаки. Виды опыта:

-Внешний – пораждаем воздей-ем на орг-ы чув-в чел-а вещей и обст-в внеш. мира.

-Внут. чув-во или рефлексия знания души о своих обстоят-вах, сост-ях и деят-ти.

Опыт склад-ся из идей. Идеи делятся на:

1) Простые идеи – неделимые эл-ты опыта (Пр.: ощущ-е зелен. цвета).

2) Сложные - комбинация простых.

При возникновении простых идей активную роль играют чувства, ум пассивен. Активность ума проявляется позже, при комбинировании простых идей в сложные.

35.Исторические типы мировоззрения: религия

В истории человеческой культуры сложилось 3 типа мировоззрения: мифология, религия, философия.

Религия – это мироощущение и миропонимание, а также соответствующее поведение и специфические ритуальные действия – культ, которые основываются на вере в существование той или иной разновидности сверхъестественного.

Особенности религии как формы мировоззрения:

I. Религия имеет несколько исторических форм и прошла длительный путь развития.

Исторически первыми формами религии являлись:

1. фетишизм. Объектом религиозного отношения был реально существующий предмет, наделённый в человеческом воображении сверхъестественными свойствами

Магия – настрой человека, стремление оказать влияние на ход событий (в нужном направлении) при помощи колдовских обрядов, заклинаний и т.п.

2. анимализм – это вера в самостоятельную по отношению к телу душу. Именно на этой стадии религиозного развития человечества произошло удвоение мира на

реально существующий и

потусторонний (сверхъестественный).

3. политеизм-многобожие

4. монотеизм. Например: христианство, ислам.

II. Религия существует в силу её объективной необходимости и основана на двух группах предпосылок:

1. гносеологическая – предпосылка, заложенная в особенностях самого процесса познания.

Возникновение религий связано с таким уровнем развития человеческого интеллекта, когда появляется возможность отрыва мысли от действительности.

2. социальная С каждым великим историческим переворотом в общественных отношениях, как правило, происходит переворот и в религиозных представлениях людей.

III. Религия предполагает особую психологическую установку – веру. Где нет веры – нет и религии.

Вера в психологическом плане характеризуется следующими моментами:

1) принятием определённых утверждений (верований или догматов), а также решимостью придерживаться их не смотря ни на что.

2) личным доверием к Богу как к руководителю, помощнику и спасителю верующего.

3) личной преданностью Богу, на служение которому верующий отдаёт себя.

IV. Религия – это система ценностей и норм, с помощью которой человек пытается решить высшие проблемы своей жизни.

Одно из традиционных доказательств существования Бога состоит в следующем: в душе человека заложена идея добра, человек стремится к добру, однако, ни идею добра, ни это стремление нельзя вывести из знаний мира, из мирового порядка вещей => идея добра и стремление к добру вкладываются в человека Богом, т.е. Бог – первоисточник такого стремления человека.

Функции религии:

1. объяснительная – любое вероучение складывается из некоторой суммы ответов на мировоззренческие вопросы 2. иллюзорно-компенсаторная (функция иллюзорного восполнения практического бессилия людей). 3. коммуникативная; 5. интеграции

Религия – почва для общения (верующих между собой, со священнослужителями и т.д.)

4. регулятивная – это функция легитимации социального порядка посредством связывания тех или иных социальных норм, на которых покоится этот порядок, с представлениями о «священном». Нормы становятся непререкаемыми ценностями как предмет веры.

 

45. Теория познания И. Канта. Значение идеи активности субъекта познания. Антиномии чистого разума.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Обоснование морали как философская проблема. Философия Сократа

Проблемами морали нравственности занимается этика К сфере морали относятся разные явления правили и нормы поведения оценки и ценности идеалы... Мораль форма самосознания посредством которого человек приходит к... Особенностью морали является то что она не применяется в какой то одной сфере человеческой деятельности она обладает...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основные подходы к определению сущности человека.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия Платона и Аристотеля: учение о бытии и познании (сходство и различие).
Рассмотренный логический аспект учения об «идеях» вводит нас в учение Платона о познании. В свою очередь теория познания Платона неотделима от его учения о душе. По Платону, знание возможн

Бытие и сущность. Соотношение сущности и явления.
Сущность - это: а) основное, определяющее содержание смы, заключенное в предмете основание всех происходящих с ним изменений при взаимосвязи с др. предметом. б) сумма таких свойст

Специфика социального бытия. Социальное пространство и время
Содержание социального бытия – это жизнедеятельность людей, т.е. это процесс реализации и развития сущностных сил индивидов, а также взаимообмен этими силами. Характеристики социал

Проблема единства материи и движения и основные подходы к ее решению: апории зенона , механицизм,энергизм.
Движение Ø Движение понимается философией как всеобщий и важнейший атрибут мироздания, включающий в себя все процессы изменения, которые происходят в мире, будь то природа, общество

Вопрос 22. Философские категории диалектики: методологическое, аксиологическое, эвристическое значение для юридических наук.
Диалектика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефл

Значение для юридической науки.
Методологической основой юридической науки являются законы и категории материалистической диалектики, с помощью которых раскрываются закономерности развития государства и права вообще и социалистич

Соотношение части и целого.принцип системности.виды систем.понятие о синергетике.
Соотношение части и целого: принцип системности Ø любой предмет, объект или явление рассматривались как сумма составляющих их частей. Предполагалось, что сумма частей и составляет к

Вопрос 25. Диалектическое учение о причинности. Понятие о юридически значимой причинной связи. Индетерминизм. Возможность и действительность.
  Причинность, генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах её движения и развития. Возникновение любых объектов и систем и измене

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.
Имеются два значения термина «действительность»: 1) под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность нали

Проблема существования человека.
Таким образом, можно говорить о социалъно-деятелъностной сущности человека. Вне деятельности, социальных отношений и общения (как формы их реализации) человек просто не может стать человеком.

Теория познания Канта: новаторство и значение.
Предпосылками теории Канта являются диалоги: сенсуализм (Дж.Локк) и рационализм (Декарт) 17 века. На Канта повлияла и философия французского просвещения: Лейбниц, Вольф. + Дэвид Ю

Структура науки.соц функции науки
Наука — особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и пр

Уровни научного познания.
Эмпирический Теоретический Исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов Преобладание рационального момента

Методы эмпирического исследования
1) наблюдение — один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью и

Методы теоретического познания и их применение в юридических науках.
Теоретическое познание раскрывает сущность к-либо класса объектов; связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание объективной реальности в

Проблема смены типов научной рациональности.концепция научных революций.
Концепция социологической и психологической реконструкции и развития научного знания связана с именем и идеями Т.Куна, изложенными в его широко известной работе по истории науки “Структура научных

Проблема соотношения науки и техники. Феномен НТР.
Наука —особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и

Проблема соотношения науки и техники
Техника – прикладная наука: наука занимается производством знания, а техника осуществляет приложение полученных знаний в практической деятельности. (линейная модель) Наука и техника развив

Оценка феномена НТР
Оптимистический подход (сциентисткий): НТР закономерный этап социального и научного развития, который обеспечит дальнейшее поступательное развитие человеческой цивилизации. Пессимистически

Понятие о будущем. Методы социального прогнозирования.
Будущее1. Одной из ключевых функций философии является прогностическая функция, смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего.

Методы Социального Прогнозирования
- основаны на трех способах получения информации о будущем. Во-первых, это экстраполяция(-логико-методологическая процедура распространения (переноса) выводов, сделанных относитель

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги