рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Теория познания Канта: новаторство и значение.

Теория познания Канта: новаторство и значение. - раздел Философия, Обоснование морали как философская проблема. Философия Сократа Предпосылками Теории Канта Являются Диалоги: Сенсуализм (Дж.локк) И Рационали...

Предпосылками теории Канта являются диалоги: сенсуализм (Дж.Локк) и рационализм (Декарт) 17 века.

На Канта повлияла и философия французского просвещения: Лейбниц, Вольф.

+ Дэвид Юм (Кант говорил, что скептицизм Юма пробудил его от догматической дремоты. Пример про стол и его характеристики).

Критический период в творчестве Канта открывается в конце 1770-х годов.

«Критика чистого разума» так как в этот период Кант видит задачу философии в исследовании условий возможности самого научного познания и научного знания как таковых. (Юм: если все знание опирается на индукцию, то наука не является наукой, так как индукция всегда не полная и может быть опровергнута). Например: все лебеди белые, однако надо учитывать что многие лебеди умерли, многие еще не родились). + Понятие причины не обосновано, так как в основе связи лежит привычка. Юм подорвал понятие причина-следствие.

Основная проблема в гносеологии Канта сводится к двум вопросам:

1) Чем обеспечивается (гарантируется) необходимый и всеобщий характер научного знания?

2) Как же появляется новое научное знание?

Для того чтобы начать рассуждение, он начинает классификацию суждений. 2 группы суждений, в каждой пара противоположных.

1 группа 2 группа
Априорные суждения – это суждения, в которых связь субъекта и предиката отвечает двум требованиям: - носит необходимый и всеобщий характер - не образуется на основе наблюдения, а мыслится как бы из самого разума. НАПРИМЕР: всякая вещь имеет причину. Аналитические суждения – тавтологии, т.е. содержание предиката заложено в субъекте. (Например: у треугольника три угла). Они не дают приращения знания.
Апостериорные суждения – основываются на наблюдении (Например: подойти к окну и сказать пасмурно сегодня или ясно. Не подойдя к окну не сможем связать со словами пасмурно и ясно. Все блондинки наивны и глупы, НО цвет волос априорно связать с умственными способностями нельзя). Синтетические суждения – это такие суждения в которых к субъекту присоединяется мыслимое в предикате содержание (дают приращение знания). Например: все тела протяжены (так как главный признак тел, во времена Канта – протяженность) – это априорное суждение. А все тела имеют тяжесть – синтетическое.

 

Научное знание состоит из Априорных синтетических суждений (для того чтобы наука сохранила свой статус, суждения должны сохранять признаки априорности и научности).

Чтобы обосновать возможность научного знания нужно показать, как образуются априорные синтетические суждения:

Во-первых: в математике

Во-вторых: в теоретическом естествознании (Кант под естествознанием понимает, прежде всего механику).

Кроме того, нужно ответить на вопрос: возможна ли метафизика (Аристотель) в смысле науки?

Кант изначально постулирует в качестве гипотезы неразрывную взаимосвязь:

- с одной стороны: чувственного и рационального (научного) познания

- с другой стороны: содержательного и формального начал в научном познании.

Научное познание – это синтез содержания и формы, исходными элементами которого, в конечном счете являются ощущения. К-я априорна, то есть существует изначально до всякого опыта.

Содержание складывается из ощущения.

Формы – доопытна и априорна, является частью нашей познавательной способности.

Опыт:

1. Это все научное знание. Границы опыта – это границы возможной науки.

2. Это такое знание, которое в конечном счете основывается на чувственных данных => эпыт – это содержательное знание.

Априо́ри (лат. a priori — буквально «от предшествующего») — знание, полученное до опыта и независимо от него (знание априори, априорное знание).

Существует знание, которое порождается нашей познавательной способностью как таковой, независимо от наших контактов с внешним миром.

Такое знание и есть априорные формы. Именно они придают нашему знанию необходимый и всеобщий характер, но при этом знание не является зеркальным отражением вещей в том виде, как они существуют независимо от нас.

Кант вводит еще 2 понятия:

«Вещь в себе» - она абсолютно не познаваема, но она является источником, получаемых ощущений. «Вещь в себе» становится ноуменом или мыслимая сущность.

«Феномен» - мир явлений, который становится предметом науки и который, как считает Кант, конструируется с самим субъектом познания.

Каждому из видов познания способствует особая познавательная способность.

1. Математика – базируется на чувственности, на способности созерцания.

2. Теоретическое естествознание – рассудок .

3. Метафизика – разум.

Сама работа делится на 3 главы:

1) Учение о чувственности. Трансцендентальная эстетика.

2) Учение о рассудке. Трансцендентальная аналитика.

3) Учение о разуме. Трансцендентальная диалектика.

Кант использует 2 понятия:

«Трансцендентальный» - составляющий необходимое априорное условие всякого возможного опыта. (Например, может характеризоваться априорные формы). Обеспечивающий научность обобщений, основанных на наблюдении.

Среди априорных форм выделяют:

1. Априорные формы чувственности (пространство и время). Чистые созерцания – не содержат ощущений.

2. Априорные формы рассудка (категории)

Все эти формы принадлежат не эмпирическому индивиду, а всеобщему субъекту (человечеству).

Благодаря априорным формам являющийся мир в качестве упорядоченного целого.

Чувственность – случайные и разнородные ощущения упорядочивающую с помощью чистых созерцаний.

Пространство – внешнее ощущение (геометрия), а Время – внутреннее ощущение (арифметические).

Рассудок – способность обобщать содержание чувственных созерцаний при помощи категорий.

По типам суждения 4 группы категорий:

1) Количества

2) Качества

3) Отношения

4) Модальности

Разум – заложено стремление к абсолютной полноте знания. Проблема – абсолютное целое всего возможного опыта. Такое целое предметом науки не может быть. Разум оперирует идеями, которые нельзя путать с категориями.

3 идеи разума:

1. Психологическая (душа как абсолютное единства мыслимого «я»)

2. Космологическая – мир как целое.

3. Теологическая - Бог абсолютное единство всех условий, всех предметов мышления

Основная функция в познании состоит в том, чтобы свести многообразие знаний рассудка к наименьшему числу принципов.

Учение о душе, о мире в целом и о Боге – основная часть метафизики.

Учение о мире в целом с неизбежностью содержит в себе антиномии, что само по себе свидетельствует о его вне научности.

4 антиномии:

- математические первые 2 (количественные характеристики мира)

- динамические еще 2 (качественные характеристики мира

46. Ступени и формы познания: единство чувственного и рационального в познании

Формы: 1.познание, направленное на получение знания неотделимого от индивидуального субъекта.

2. познание, направленное на получение объективированного знания в созданных человеком вещах или научных текстах.

Виды: 1.обыденное – функционирует в процессе повседневной деятельности человека и формируется на основе ограниченного личного опыта.

специализированные: 1.научное познание вычленяет в изучаемых явлениях общее и необходимое. Знание сконцентрировано в рациональных формах, т.е. в научных понятиях имеет систематизированный характер, прогностическую функцию, но не всегда имеет выход в наличную практику. В процессе научного познания выделяется 2 ступени: эмпирическое познание и теоретическое. Они отличаются: - по полноте и глубине отражения объекта, - по способу достижения основного содержания знания , - по форме выражения полученных знаний

2. философское: предмет познания – всеобщее; носит мировоззренческий характер, 3.художественное: основано на образном мышлении; выражает необходимое или общее через типическое; Ограничено сферой своего предмета, а именно человеком и человеческими отношениями; оценочно.

Уровни:

Выделяются в связи с тем обстоятельством, что познание – отражение объективной реальности => 2 основных уровня:

- чувственное – начальный этап познания, т.к благодаря деятельности органов чувств, осуществляется контакт человека с внешним миром.

- рациональное : ощущения – характеризуется активностью, объективностью, идеальностью. Ощущение объективно в том смысле, что оно дает человеку адекватную, неискаженную информацию об объективной реальности. Сознание человека предполагает способность к синтезированию отдельных ощущений в восприятие. Восприятие – благодаря связи с многочисленными актами практической деятельности, восприятие является активным и творческим процессом. Представление. Эмоции. Чувства.

Переход от чувственного уровня к рациональному совершается посредством 3 операций:

абстрагирование – выделяется и акцентируется какое – либо одно свойство объекта из целого комплекса свойств.

обобщение – распространяется на некоторое множество других вещей

идеализация – логическая операция обозначения предела некоторого свойства.

Формы рационального познания – формы абстрактного мышления.

Особенности рационального познания:

опосредованно, т.к. связано с реальностью только через чувственные формы

в нем отражаются связи и зависимости общих свойств объективного мира

существует в форме знаковых систем (в языковой форме).

абстрактное мышление относительно самостоятельно по отношению к исходному чувственному материалу.

Единство чувственного и рационального проявляется в :

1.чувственное восприятие человеком конкретных фактов зависит от содержания соответствующих понятий и от того, насколько полно содержание понятий практически освоено человеком.

2.Чувственное восприятие зависит и от языка. Именно через язык осуществляется «подключение» отдельных фактов чувственного опыта конкретного человека к уже накопленным знаниям о существенных связях и отношениях реального мира.

В теоритическом познании единство чувственного и рационального выражается в движении от чувственно – конкретного через абстрактное к конкретному в мышлении.

48. Основные формы научного знания. Понятие о преднаучном и вненаучном знании.

Научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.В составе научного знания обычно выделяют два основных уровня - уровень эмпирического и теоретического знания. В эмпирическом знании преобладает чувственное познание. В теоретическом познании преобладают рациональные методы познания, преимущественно опирающиеся на логику, интеллект и мышление.

Обычно в чувственном познании выделяют три основные формы:

1. Ощущения - это наиболее элементарные чувственные данные. Они представляют из себя чистый звук, цвет, вкус и т.д., и, кроме того, мгновенны во времени.

2. Восприятия - комплексы ощущений, организованные в пространстве и времени. Именно с восприятиями мы имеем дело в обычном состоянии сознания, когда воспринимаем длящиеся во времени зрительные образы, состоящие из множества цветов, степеней света-тени, или когда слушаем музыку, воспринимая множества аккордов, сменяющих друг друга во времени.

3. Представления - множество восприятий в пространстве и времени. Кроме того, ощущения и восприятия как бы навязываются человеку, мало зависят от его воли. Например, обычно нельзя не видеть цвет, если глаз открыт, или нельзя не слышать звук, если он звучит рядом. Наоборот, представления в гораздо большей степени могут вызываться и убираться человеком по собственной воле.Н-р, память (когда человек вспоминает то, что он воспринимал в прошлом). У подавляющего большинства людей представления не такие яркие и сильные, как ощущения и восприятия, например, воспоминание цвета не столь яркое, как сам этот цвет в момент его восприятия.

Рациональное познание - познание на основе мышления и логики. Три формы:

1. Понятия - это имена объектов, событий. Например, "дом", "дерево", "человек", "Ньютон" - примеры понятий. У каждого понятия, как правило, выделяют две основные характеристики - объем и содержание.

2. Суждение - следующая форма рационального познания, представляющая из себя связь понятий. В научном познании основную роль играют так называемые истинностные суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается и которые могут быть истинными или ложными. Например, такие суждения, как "Земля - третья планета Солнечной системы", "На Земле нет ни одного океана" - примеры истинностных суждений.

3. умозаключение. Это еще более высокий уровень организации рационального познания, выражающийся в связи множества суждений.

Преднаучное познание – это представления людей, складывающиеся под воздействием повседневного общения и жизненного опыта.

Особенности преднаучного познания

- человек усваивает истины здравого смысла при освоении естественного родного языка

- повседневному мышлению свойственен так называемый наивный реализм (особая вера, связанная с повседневными условиями, реально все то, что воспринимаем)

- обыденное знание не требует никакого предварительного знания. Окружающий мир впервые предстает в сознании человека в понятиях здравого смысла

Вненаучное познание – деятельность и ее результаты не соответствующие (не отвечающие) сложившимся на данный момент критериям научности. На сегодняшний день к вненаучному познанию относятся:

- религиозные практики и связанные с ними методы в частности мистический опыт, медитация (часть религиозной практики)

- паранаучное познание и знание

- эзотерическое (закрытое) познание: астрономия, алхимия, хиромантия

Повседневное (обыденное) знание обслуживает повседневную жизнедеятельность человека и обеспечивает ориентацию в типичных повторяющихся ситуациях.

Функции вненаучного познания:

- мировоззренческая функция: наука в принципе не может и не сможет объяснить все интересующее человека, а человеку хочется знать все

- психологическая функция: адаптация человеческой психики к динамике окружающего мира, частичное снятие внутреннего напряжения

- условно-практическая функция: вненаучное познание обеспечивает решение целого комплекса жизненно важных проблем, с которыми не может справиться наука

47.место и роль интуиции в познавательной деятельности

Интуиция означает то же самое, что и непосредственное созерцание, знание, полученное в ходе практического или духовного освоения объекта, наглядное представление. В различных философских учениях способность непосредственно и целостно познавать объект понимается по-разному.

 

Например, некоторые эстетики и философы- идеалисты видят в интуиции нечто противоположное интеллекту, который якобы способен проникать в сущность вещей. В этом случае интуиция – некое озарение, «высочайшее откровение», родственное религиозной вере, или же бессознательное постижение природы предметов, основанное на инстинкте.

 

Многие мыслители, рассматривающие подобным образом интуицию, признают существование особой мистической реальности (например, бога), которая может быть познана только с помощью этой интуиции. По-другому оценивают интуицию те философы, (Локк, Декарт, Спиноза, Лейбниц и др.) которые хотя и отличают ее от дискурсивного мышления (т.е. знания опосредованного, основанного на логическом выведении одного понятия из другого), но не противопоставляют их друг другу. Согласно взглядам рационалистов (например, Декарта), созерцание предмета посредством органов чувств, то что иногда называют чувственной интуицией, не дает нам ни достоверного, ни всеобщего знания. Такое знание достигается только с помощью рассудка и интеллектуальной интуиции. По последней Декарт понимает высшую форму познания, когда разуму непосредственно, без помощи рассуждения, доказательства становится ясной истинность того или иного положения, идея (например, если две величина равны третьей, то они равны между собой). Однако интуативно-истинными Декарт считал идеи, которые носят врожденный характер (врожденные идеи). Сенсуалист Локк, также признававший интеллектуальный характер интуиции, говорил, что подобные идеи берутся из опыта. Но ни Декарт, ни Локк не ставили глубоко вопроса о связи интуитивного (непосредственного) и понятийного (опосредствованного) знания. Плодотворные мысли о соотношении этих различных сторон единого процесса познания высказал Гегель. Марксистская философия признает, что научное познание не сводится к одному логическому, понятийному мышлению, что в науке большую роль играет чувственная и интеллектуальная (восприятие, творческое воображение, способность к синтезу, оценка и т.д.). Оба вида познания тесно связаны между собой. В отличие от идеалистической диалектики Гегеля, который усматривал источник этой связи в природе самого сознания, материалистическая диалектика (учитывая данные психологии и естествознания) выводит и исследует ее на основе анализа материально-практической, предметной деятельности человечества. Каким бы путем ни было получено то или иное положение, его достоверность доказывается практической проверкой. Например, истинность многих аксиом математики и правил логики интуитивно усматривается не в силу их врожденного характера, а потому, что миллиарды раз проверялись на практике, они приобрели для человека «прочность предрассудка».

 

 

48. Основные формы научного знания. Понятие о преднаучном и вненаучном знании.

Научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.В составе научного знания обычно выделяют два основных уровня - уровень эмпирического и теоретического знания. В эмпирическом знании преобладает чувственное познание. В теоретическом познании преобладают рациональные методы познания, преимущественно опирающиеся на логику, интеллект и мышление.

Обычно в чувственном познании выделяют три основные формы:

1. Ощущения - это наиболее элементарные чувственные данные. Они представляют из себя чистый звук, цвет, вкус и т.д., и, кроме того, мгновенны во времени.

2. Восприятия - комплексы ощущений, организованные в пространстве и времени. Именно с восприятиями мы имеем дело в обычном состоянии сознания, когда воспринимаем длящиеся во времени зрительные образы, состоящие из множества цветов, степеней света-тени, или когда слушаем музыку, воспринимая множества аккордов, сменяющих друг друга во времени.

3. Представления - множество восприятий в пространстве и времени. Кроме того, ощущения и восприятия как бы навязываются человеку, мало зависят от его воли. Например, обычно нельзя не видеть цвет, если глаз открыт, или нельзя не слышать звук, если он звучит рядом. Наоборот, представления в гораздо большей степени могут вызываться и убираться человеком по собственной воле.Н-р, память (когда человек вспоминает то, что он воспринимал в прошлом). У подавляющего большинства людей представления не такие яркие и сильные, как ощущения и восприятия, например, воспоминание цвета не столь яркое, как сам этот цвет в момент его восприятия.

Рациональное познание - познание на основе мышления и логики. Три формы:

1. Понятия - это имена объектов, событий. Например, "дом", "дерево", "человек", "Ньютон" - примеры понятий. У каждого понятия, как правило, выделяют две основные характеристики - объем и содержание.

2. Суждение - следующая форма рационального познания, представляющая из себя связь понятий. В научном познании основную роль играют так называемые истинностные суждения, в которых что-либо утверждается или отрицается и которые могут быть истинными или ложными. Например, такие суждения, как "Земля - третья планета Солнечной системы", "На Земле нет ни одного океана" - примеры истинностных суждений.

3. умозаключение. Это еще более высокий уровень организации рационального познания, выражающийся в связи множества суждений.

Преднаучное познание – это представления людей, складывающиеся под воздействием повседневного общения и жизненного опыта.

Особенности преднаучного познания

- человек усваивает истины здравого смысла при освоении естественного родного языка

- повседневному мышлению свойственен так называемый наивный реализм (особая вера, связанная с повседневными условиями, реально все то, что воспринимаем)

- обыденное знание не требует никакого предварительного знания. Окружающий мир впервые предстает в сознании человека в понятиях здравого смысла

Вненаучное познание – деятельность и ее результаты не соответствующие (не отвечающие) сложившимся на данный момент критериям научности. На сегодняшний день к вненаучному познанию относятся:

- религиозные практики и связанные с ними методы в частности мистический опыт, медитация (часть религиозной практики)

- паранаучное познание и знание

- эзотерическое (закрытое) познание: астрономия, алхимия, хиромантия

Повседневное (обыденное) знание обслуживает повседневную жизнедеятельность человека и обеспечивает ориентацию в типичных повторяющихся ситуациях.

Функции вненаучного познания:

- мировоззренческая функция: наука в принципе не может и не сможет объяснить все интересующее человека, а человеку хочется знать все

- психологическая функция: адаптация человеческой психики к динамике окружающего мира, частичное снятие внутреннего напряжения

- условно-практическая функция: вненаучное познание обеспечивает решение целого комплекса жизненно важных проблем, с которыми не может справиться наука

49.Соотношение практики и познания. Роль практики в познавательной деятельности человека.

Практика – это материальное освоение общественным человеком окружающего мира, активное взаимодействие человека с материальными системами. В ней люди преобразуют и создают материальные вещи, опредмечивая свои сущностные силы. Опредмечивание и есть процесс материализации намерений людей, превращение субъективных творческих способностей, замыслов, идей в форму предметности, в вещь, объективно существующую. Важнейшими чертами практики как гносеологического феномена являются: целенаправленность, предметно-чувственный характер и преобразование материальных систем.

Виды практики:

1) материально-производственная - практика преобразования природы.

2) социально-преобразующая - практика поддержания общества.

3) научный эксперимент

Познание - это социально-опосредованная, исторически развивающаяся, находящаяся в единстве с предметно-практической деятельностью, деятельность отражения, направленная на получение знания.

Формы познания:

1) познание, направленное на получение знания неотдилимого от индивидуального субъекта.

2) познание, направленное на получение объективированного знания, т.е. существующего вне отдельного индивида

Для начала практической деятельности человеку необходимы хотя бы минимальные знания о преобразуемом в практике предмете. Поэтому знание составляет необходимую предпосылку и условие осуществления практической деятельности. Практика и познание очень тесно связаны. Поэтому каждый из этих видов человеческой деятельности выполняет некоторые функции по отношению к другому. Рассмотрим их подробнее.

Гносеологические функции практики: 1. базисная функция, т.е. в качестве источника познания практика дает исходную информацию, которая обобщается, обрабатывается мышлением;

2. детерминирующая функция, т.е. практика является движущей силой познания, от нее исходят импульсы, в значительной мере обусловливающие возникновение нового знания и его преобразование (практика ставит задачи перед теорией, так или иначе направляя ход дальнейшего познания) – н-р, повышенный интерес к разработке экологической проблематики определяется в первую очередь практическими потребностями преодоления экологического кризиса;

3. критериальная функция, т.е. практика является главным критерием истины (как средство про­верки истинности наших знаний);

4. целеполагающая функция, т.е. практика – цель познания, а целью познания является достижение истинного знания. Роль практики как цели познания особенно ярко проявляется в том, что наука превращается в непосредственную производительную силу, играет все большую роль в развитии материально-производственной и социальной сферы общественной жизни.

Познание, в свою очередь, имеет ряд функций по отношению к практике:

1. информативно-отражательная функция, т.е. познание перерабатывает исходные данные, полученных от практики и производит понятия, гипотезы, теории, методы; познание является средством практической деятельности;

2. проектно-конструктивная функция, т.е. познание вырабатывает такие типы человеческой деятельности, которые не могут возникнуть без науки, вне ее;

3. регулятивная функция, т.е. познание регулирует практику, обеспечивает управление практикой, практическими действиями.

Все это, вместе взятое, свидетельствует о взаимном влиянии практики и познания, практики и теории, об их органическом единстве.

51. Понятие веры. Соотношение знания и веры как философская проблема.

Под верой принято понимать своеобразие, духовное состояния человека, в котором человек призван признавать и утверждать как истину нечто иное, но себе не очевидное в отношении чего возможно сомнение и даже отрицание.

Вера (от лат. veritas – истина, verus – истинный) – 1) духовная способность человеческой души непосредственно знать сокровенные слои бытия ("истины"), мистически пребывать в средоточии познаваемого предмета и интуитивно постигать сущности; 2) способность человека признавать адекватность своих чувственных образов воспринимаемым вещам и явлениям; 3) оценивание высказываний и иных форм опосредованного знания как истинных без достаточных логических и фактических обоснований. С этимологической точки зрения, выражение "проверить истинность утверждения" имеет тавтологический характер, поскольку "проверить" означает не что иное, как установить истину. От слова "вера" производны: достоверность, вероятность, верность, проверка, доверие, верование, вероисповедание и др. Многозначность слова "вера" часто ведет к недоразумениям, когда им обозначают разнородные реальности.

Как много существует видов веры? По Канту, существуют три вида веры. Прагматическая вера человека в свою правоту в том или ином единичном случае; цена такой вере — «один дукат». Вера в общие положения — доктринальная. Например, вера в то, что на всех планетах Солнечной системы нет жизни. Эта вера содержит в себе все же что-то нетвердое. Она может быть доступна опровержению. Наконец, есть моральная вера, где вопрос об истинности суждений не встает вовсе. Верить в Бога, по Канту, означает не размышлять о его бытии, а просто быть добрым. Учитывая, что Кант отождествлял мораль с религией («нравственный закон внутри нас»), мы должны понимать расширительно третий вид веры — как религиозную веру вообще.

Вера – это не обязательно религиозная вера или вера в сверхъестественное. В основе любого знания лежит именно вера и существует такое явление как прагматическая вера,. Которая позволяет человеку действовать, принимать решение а привычном окружающем мире. В эпоху средних веков сложилась немного подходов по проблеме соотношения разума и веры. Эту проблему можно поставить как соотношение рационально обоснованного знания и веры.

4 точки зрения:

1) раннее средневековье: вторая половина 2 века нашей эры. Тертуллиан «Верую ибо нелепо . верую либо асбурдно « в данном случае имел в виду веру религиозную. Тому кто обладает верой не нужно никакое рассуждение поскольку он уже владеет истиной.

Христианство делает изменённой любую философию и научную доктрину, то есть вера и разум ????? друг друга.

2) 5 век нашей эры. Августин аврелий блаженный. «Верую, чтобы понимать: понимание – это соглашение воли и разума (это мышление с одобрением). Разум достигает понимания только на основе веры.

3)Фома аквинский. Выдвинул идею гармонии веры и разума. Бывают истины двух видов:

- истины откровения, которые могут быть прелметом только веры (например, триединство бога).

- истины, доказуемые с помощью разума или с помощью рационального рассуждения. Например, идея о бессмертии индивидуальной человеческой души. В том случае, когда истина может быть достигнута с помощью разума, они не должны противоречить вере.

4) Фрэнсис Бэкон разделял. Теория двойственной истины. Смысл подхода в том, что существует истина Богословия, с другой стороны научны и философские истины (противостоит благословенной). То что истинно в нации, может быть понято в теологии (обратное утверждение тоже верно).

 

50. Проблема обоснования научного метода в новоевропейской философии.

Предпосылки и особенности философии нового времени.

17в – период буржуазного развития техники, механики, математики ощущалась потребность научных исследований, результаты которые имели бы прикладное значение. Этап потребность стала причиной обращения философов к методологии научного познания, а также причиной радикальной критики схоластического метода.

философы выявили и подчеркивали разумность природы (разумное устройство природы), этот анализ осуществлялся исходя из двух принципов.

- деизм. Принцип, согласно которому, бог сотворивший мир не принимает в нем дальнейшего участия и не вмешивается в закономерное течение его событий.

- механицизм. Согласно этому принципу, природа в целом понимается как космический механизм, такой механизм должен иметь своего сверхприродного и сверхмудрого мастера, который однажды собрал и завел этот механизм.

Методология научного познания Ф. Бэкона.

Ф. Бэкон английский мыслитель, писатель, государственный деятель (1561 – 1626). Является основателем эмпиризма. Эмпиризм – философская позиция согласно которой чувственный опыт (данные наблюдения)) является первоисточником научного знания.

Идея классификации наук и задача великого восстановления наук. Бэкон считал, что обладание истиной эта гарантия практического могущества человека. Именно Бэкон провозгласил принцип «Знание – сила».

Теория индукции.

Индукция – наведение. Ее суть заключается в непрерывном и постепенном обобщении, т.е. в восхождении от частных факторов к общим положениям.

Предпосылки индукции:

у каждой наличной природы (изучаемого свойства) имеется вызывающая его форма 9причина, сущность). Как само изучаемое свойство, так и его причина могут быть установлены эмпирически (на основе анализа данных наблюдения)

число элементарных форм конечно и неизменно

при реальном наличии данной формы, непременно появляются и свойственная ей природа

индукция направлена на познание сущности чего-либо, какого-либо явления путем группировки и анализа случаев проявления этой сущности.

достоверный вывод требует анализа примеров не только подтверждающих, но и опровергающих исходное предположение.

Рационалистическая методология Декарта (1596 – 1650)

Рационализм: Разум является первоосновой поведения людей. Первичное знание разум приводит в самом себе. Систему наук Декарт представляет в виде всеобщей математики.

Разум познает природу путем анализа своего внутреннего содержания.

Факт сомнения есть факт мышления, он очевиден, следовательно, самоочевидно существование мыслящей вещи. Т.е. мышление совпадает со своим субъектом.

Правило анализа. Разделить конкретную проблему, избранную для изучения на столько частей, сколько возможно и необходимо для наилучшего ее разрешения.

Правило синтеза (собственно дедукция). Располагать своей мыслью в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых и выходить поэтапно до познания наиболее сложных, допуская существования порядка даже там, где объекты мышления не даны в их естественной связи.

Правило контроля (эпумирация) Делать всюду перечни настолько полные, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

 

51. Понятие веры. Соотношение знания и веры как философская проблема.

Под верой принято понимать своеобразие, духовное состояния человека, в котором человек призван признавать и утверждать как истину нечто иное, но себе не очевидное в отношении чего возможно сомнение и даже отрицание.

Вера (от лат. veritas – истина, verus – истинный) – 1) духовная способность человеческой души непосредственно знать сокровенные слои бытия ("истины"), мистически пребывать в средоточии познаваемого предмета и интуитивно постигать сущности; 2) способность человека признавать адекватность своих чувственных образов воспринимаемым вещам и явлениям; 3) оценивание высказываний и иных форм опосредованного знания как истинных без достаточных логических и фактических обоснований. С этимологической точки зрения, выражение "проверить истинность утверждения" имеет тавтологический характер, поскольку "проверить" означает не что иное, как установить истину. От слова "вера" производны: достоверность, вероятность, верность, проверка, доверие, верование, вероисповедание и др. Многозначность слова "вера" часто ведет к недоразумениям, когда им обозначают разнородные реальности.

Как много существует видов веры? По Канту, существуют три вида веры. Прагматическая вера человека в свою правоту в том или ином единичном случае; цена такой вере — «один дукат». Вера в общие положения — доктринальная. Например, вера в то, что на всех планетах Солнечной системы нет жизни. Эта вера содержит в себе все же что-то нетвердое. Она может быть доступна опровержению. Наконец, есть моральная вера, где вопрос об истинности суждений не встает вовсе. Верить в Бога, по Канту, означает не размышлять о его бытии, а просто быть добрым. Учитывая, что Кант отождествлял мораль с религией («нравственный закон внутри нас»), мы должны понимать расширительно третий вид веры — как религиозную веру вообще.

Вера – это не обязательно религиозная вера или вера в сверхъестественное. В основе любого знания лежит именно вера и существует такое явление как прагматическая вера,. Которая позволяет человеку действовать, принимать решение а привычном окружающем мире. В эпоху средних веков сложилась немного подходов по проблеме соотношения разума и веры. Эту проблему можно поставить как соотношение рационально обоснованного знания и веры.

4 точки зрения:

1) раннее средневековье: вторая половина 2 века нашей эры. Тертуллиан «Верую ибо нелепо . верую либо асбурдно « в данном случае имел в виду веру религиозную. Тому кто обладает верой не нужно никакое рассуждение поскольку он уже владеет истиной.

Христианство делает изменённой любую философию и научную доктрину, то есть вера и разум ????? друг друга.

2) 5 век нашей эры. Августин аврелий блаженный. «Верую, чтобы понимать: понимание – это соглашение воли и разума (это мышление с одобрением). Разум достигает понимания только на основе веры.

3)Фома аквинский. Выдвинул идею гармонии веры и разума. Бывают истины двух видов:

- истины откровения, которые могут быть прелметом только веры (например, триединство бога).

- истины, доказуемые с помощью разума или с помощью рационального рассуждения. Например, идея о бессмертии индивидуальной человеческой души. В том случае, когда истина может быть достигнута с помощью разума, они не должны противоречить вере.

4) Фрэнсис Бэкон разделял. Теория двойственной истины. Смысл подхода в том, что существует истина Богословия, с другой стороны научны и философские истины (противостоит благословенной). То что истинно в нации, может быть понято в теологии (обратное утверждение тоже верно).

 

53. Истина как процесс: объективное и субъективное, относительное и абсолютное в истине. Истина и заблуждение

Истина - это цель, к которой устремлено познание. Истина есть знание. Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Свойства истинности:

1.Объективность-независимость от познающего субъекта. 2.Относительность- неполна, неточна, приблизительна, содержит возможность изменения и приращения знания. 3.Абсолютность – знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровержен при дальнейшем познании. 4.Конкретность.

Заблуждение — знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Будучи неадекватной формой знания, оно главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого познания. Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее Сторон. Заблуждения, конечно, затрудняют постижение истины, но они неизбежны, есть необходимый момент движения познания к ней, одна из возможных форм этого процесса. Например, в форме такого «грандиозного заблуждения», как алхимия, происходило формирование химии как науки о веществе. Заблуждения многообразны по своим формам. Следует, например, различать заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические, религиозные и философские, и г.д. Так, среди последних существуют, такие как эмпиризм, рационализм, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм и др. Заблуждения следует отличать ото лжи — преднамеренного искажения истины в чьих-то корыстных интересах, и связанной с этим передачи заведомо ложного знания — дезинформации.

54. Современные концепции истины.

Концепции:

 

Корреспондентская, в которой истина понимается как знание, соответствующее действительности.

 

Прагматистская – свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применимо (Джеймс)

 

Когерентная, трактующая истинность как согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивостью.(Кант, Гегель)

Соответствия

 

Соответствие высказываний фактам.

 

Когерентности

 

Согласованность высказываний, их непротиворечивость.

 

Прагматическая

 

Убеждения, способствующие успеху практики

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Обоснование морали как философская проблема. Философия Сократа

Проблемами морали нравственности занимается этика К сфере морали относятся разные явления правили и нормы поведения оценки и ценности идеалы... Мораль форма самосознания посредством которого человек приходит к... Особенностью морали является то что она не применяется в какой то одной сфере человеческой деятельности она обладает...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теория познания Канта: новаторство и значение.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия Платона и Аристотеля: учение о бытии и познании (сходство и различие).
Рассмотренный логический аспект учения об «идеях» вводит нас в учение Платона о познании. В свою очередь теория познания Платона неотделима от его учения о душе. По Платону, знание возможн

Бытие и сущность. Соотношение сущности и явления.
Сущность - это: а) основное, определяющее содержание смы, заключенное в предмете основание всех происходящих с ним изменений при взаимосвязи с др. предметом. б) сумма таких свойст

Специфика социального бытия. Социальное пространство и время
Содержание социального бытия – это жизнедеятельность людей, т.е. это процесс реализации и развития сущностных сил индивидов, а также взаимообмен этими силами. Характеристики социал

Проблема единства материи и движения и основные подходы к ее решению: апории зенона , механицизм,энергизм.
Движение Ø Движение понимается философией как всеобщий и важнейший атрибут мироздания, включающий в себя все процессы изменения, которые происходят в мире, будь то природа, общество

Вопрос 22. Философские категории диалектики: методологическое, аксиологическое, эвристическое значение для юридических наук.
Диалектика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефл

Значение для юридической науки.
Методологической основой юридической науки являются законы и категории материалистической диалектики, с помощью которых раскрываются закономерности развития государства и права вообще и социалистич

Соотношение части и целого.принцип системности.виды систем.понятие о синергетике.
Соотношение части и целого: принцип системности Ø любой предмет, объект или явление рассматривались как сумма составляющих их частей. Предполагалось, что сумма частей и составляет к

Вопрос 25. Диалектическое учение о причинности. Понятие о юридически значимой причинной связи. Индетерминизм. Возможность и действительность.
  Причинность, генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах её движения и развития. Возникновение любых объектов и систем и измене

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.
Имеются два значения термина «действительность»: 1) под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность нали

Проблема существования человека.
Таким образом, можно говорить о социалъно-деятелъностной сущности человека. Вне деятельности, социальных отношений и общения (как формы их реализации) человек просто не может стать человеком.

Основные подходы к определению сущности человека.
Человек - явление очень сложное, поэтому исследование человека - это задача. целого комплекса наук. В философии человек рассматривается как целостность, человек и мир человека в его основных проявл

Структура науки.соц функции науки
Наука — особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и пр

Уровни научного познания.
Эмпирический Теоретический Исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов Преобладание рационального момента

Методы эмпирического исследования
1) наблюдение — один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью и

Методы теоретического познания и их применение в юридических науках.
Теоретическое познание раскрывает сущность к-либо класса объектов; связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание объективной реальности в

Проблема смены типов научной рациональности.концепция научных революций.
Концепция социологической и психологической реконструкции и развития научного знания связана с именем и идеями Т.Куна, изложенными в его широко известной работе по истории науки “Структура научных

Проблема соотношения науки и техники. Феномен НТР.
Наука —особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и

Проблема соотношения науки и техники
Техника – прикладная наука: наука занимается производством знания, а техника осуществляет приложение полученных знаний в практической деятельности. (линейная модель) Наука и техника развив

Оценка феномена НТР
Оптимистический подход (сциентисткий): НТР закономерный этап социального и научного развития, который обеспечит дальнейшее поступательное развитие человеческой цивилизации. Пессимистически

Понятие о будущем. Методы социального прогнозирования.
Будущее1. Одной из ключевых функций философии является прогностическая функция, смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего.

Методы Социального Прогнозирования
- основаны на трех способах получения информации о будущем. Во-первых, это экстраполяция(-логико-методологическая процедура распространения (переноса) выводов, сделанных относитель

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги