Бытие и сущность. Соотношение сущности и явления.

Сущность - это:

а) основное, определяющее содержание смы, заключенное в предмете основание всех происходящих с ним изменений при взаимосвязи с др. предметом.

б) сумма таких свойств и отношенй предмета, кот. определяют все другие его свойства и отношеня.

Явление – внешнее обнаружение сущности или внеш. формымы существования предмета.

Гегель показал, что сущ-ть и явл-е:

1) Подвижны в своем соотн-ии; 2) Сущность – активна, проявляет себя , а явл-е выступает как чувственно-конкретное выраж-е сущности. 3). Сущность рефлексивна(т.е. сущность – внутренне расчлененное, дифференцированное бытие; сущность отражается в самой себе по средством отношения данного нечто у иному: н-р, человек в своем непосредственном бытии в качестве изолированного индивида не обнаруживает своей сущности, он обнаруживает её только тогда, когда он каким-л. образом относится к др. индивиду).

Виды явл-й:

1) адекватные: не искажают сущность, 2) неадекватные (искажающие сущ-ть, «видимости»).

Виды «видимостей»:

1) Субъективноно обусловленные - отраж-е мнимой сущ-ти (обман органов чувств).

2) Объективноно обусловленные – «кажимости» - имеют основания внутренней структуры действит-ти сущности.

2 вида кажимостей (Никитин):

а) внутрисущностные, б) внесущностные

Соотн-е сущности и явл-я м.б. рассм-но в онтологич. аспекте:

1) явл-е – формама раскрытия сущности данной смы, при её взаимодействии с др. системами.

2) взаимодействияя с множеством др. см данная сма приобретает и множ-во проявл-й свонго бытия. Соотн-е сущности и явл-я м.б. рассм-но в гносеологич. аспекте: сущность явл-я выражают переход от многообразных, наличных чувственно данных форм предмета её внутр. Содерж-ю и единстве, т. е. к его понятию.

Наукологика: 1 ступень: на бытие надстраивается сущность, 2 – сущность, 3 – понятие.

Ленин: человеч. Мысль постоянно углубляется от явл-я к скщности, от сущности 1-го порядка к сущности 2-го порядка.

Сущность многоступенчата.

В мышлении категории сущности и явления выражают потребность перехода и сам переход от многообразия наличных форм бытия предмета к его внутр. содержанию и единству – к понятию. Постижение сущности предмета составляет задачу науки.

 

13. Специфика социального бытия. Социальное пространство и социальное врем я.

Маркс.

Сформ-л и развил осн принципы материализма, увязав их с револ движением и принципами свержения капитализма и построения нов общ-ва – социалист-ого и коммунист-ого.

Маркс утверждал, что он с головы на ноги перевернул учение Гегеля, т.е. переработал идеалистическ диалектику в материалист-ую. Для Маркса идеальное – это отражение матер-ого в голове чел-ка, в сознании индивида и общ-ва, это мысли, идеи земн происх-ия, св-во высокоорганиз-ой материи, что не имеет ничего общего с трактовкой Гегеля.

Особое место в марксизме занимала теория классов и класс борьбы. С благор гневом подверг капитализм. Маркс, развивая идею смены капитализма социализмом, замену путем экспроприации частн собст-ти госуд-ой, доказывая необх-ть диктатуры пролетариата, провозгласил принцип социализма «от каждого по спос-тям, каждому по труду» и коммунизма «от каждого по спос-тям, каждому по потр-тям».