рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Оценка феномена НТР

Оценка феномена НТР - раздел Философия, Обоснование морали как философская проблема. Философия Сократа Оптимистический Подход (Сциентисткий): Нтр Закономерный Этап Социального И На...

Оптимистический подход (сциентисткий): НТР закономерный этап социального и научного развития, который обеспечит дальнейшее поступательное развитие человеческой цивилизации.

Пессимистический подход (антисциентистский): концентрирует внимание на негативных последствиях технического развития(экологические бедствия, угроза ядерного апокалипсиса, возможность манипулировать сознанием, стандартизация деятельности и отчуждение личности и т.д.)

 

 

61. Понятие, признаки и виды творчества. Специфика социального творчества

Творчество – это деятельность человека, порождающая качественно новый результат.

СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ ТВОРЧЕСТВА:

-качественная новизна продукта

-атрибутивная связь со свободой

- отмечают не все исследователи: в творчестве присутствует игровое начало.

- творчество парадоксально. С одной стороны творчество предполагает открытие ранее неизвестного, с другой стороны творчеству изначально предзаданы некие рамки (смысловые координаты).

- парадокс: творчество это процесс сознательный, с другой стороны творческие сила – это некий дар свыше и в состоянии творчества творящий человек ощущает зависимость от сверхчеловеческой духовной реальности.

Творчество предполагает сверхсознание.

- с одной стороны акт творения предполагает наличие творца, как бы человек предшествует своем у творению, а с другой стороны в акте творчества субъект этого акта – творец рождается заново в том смысле, что ОН приобретает способность видеть мир по-новому.

(например, змеи отбрасывают конец. так и человек сбрасывает дух.

Творец зависит от своей социальной среды (от обстоятельств) и исходя из этого выполняет свою деятельность, с другой стороны творец творит из ничего.

Творчество неотделимо от деятельности, повторяющей созданное ранее (воспроизводство).

Виды творчества чаще всего выделяются по характеру результата:

1.художественное творчество – художественное произведение.

2.Научное творчество – научное знание, которое представляет собой по форме научное открытие.

3.Техническое творчество (изобретение как процесс технического творчества). Целью технического творчества является создание нового в сфере вещественных элементов производства и быта.

Социальное Творчество - наиболее зрелая форма социальной активности, высшая форма социальной деятельности, созидательный процесс, направленный на преобразование сложившихся и создание качественно новых форм социальных отношений и социальной действительности. Оно предполагает мобилизацию всех интеллектуальных, духовных и физических сил, позволяет личности предельно полно раскрыть свои способности, направить энергию на достижение интересов общества, коллектива.

Функции социального творчества:
- служат каналом выражения интересов молодежи;
- выступают как школа политического воспитания;
- обуславливают сохранение органов государственной власти в сфере контроля общества;
- выступают как способ охраны памятников культуры, окружающей среды и влияние на политическую власть.

 

65. Формационная концепция исторического развития. Проблема критериев общественного прогресса.

К. Маркс является основоположником формационного подхода к истории, он выдвинул теорию общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация – это ис-торический тип общества, определяемый способом производства: противоречивым единством производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – люди и средст-ва производства – являются динамичной составляющей способа производства, а производствен-ные отношения – инертной. Обострение противоречий между производительными силами и про-изводственными отношениями разрешается в ходе социальной революции, которая приводит к смене способа производства (экономического базиса) и соответствующей ему политико-правовой и идеологической надстройки, т. е. к новой общественно-экономической формации. К. Маркс оп-ределил пять формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистиче-скую и коммунистическую, включающую социализм в качестве первого этапа.

Но теория формаций, сформулированная К. Марксом, обобщала исторический опыт Евро-пы. Многообразие развития мира не позволяло распространить критерии формационной теории на все государства. Поэтому страны с особым характером развития были отнесены К. Марксом к «азиатскому способу производства», подробного анализа которого К. Маркс не осуществил.

Проблема критериев прогресса состоит в том, что критерии прогресса различны для различных уровней организации материи.

1. Для неорганической природы таким критерием является степень усложнения структуры системы (например: молекулярный уровень организации по сравнению с атомарным).

Степень усложнения структуры системы определяется следующими показателями:

1. усложнение состава системы (появление новых подсистем)

2. рост числа внутренних и внешних взаимодействий системы

3. увеличение, возрастание возможностей для таких взаимодействий (возрастание степеней свободы).

2. Для живой природы применяется так называемый «функциональный критерий» - возрастание степени системной организации объекта, позволяющее новой системе выполнять функции, недоступные старой системе.

3. Для общественных систем применяется:

1. так называемый «экономический критерий» - социальный прогресс измеряется, определяется темпами роста производительности труда.

2. гуманистический критерий: показателем является мера свободы человека в том или ином отношении (имеется в виду уровень реальных возможностей для свободного развития личности и уровень возможности для гармонизации интересов общества (т.е. коллективных) и интересов личности).

3.Комплексный критерий общественного прогресса предполагает комплекс показателей общественного прогресса:

1. темпы роста производства и производительности труда, ведущие к возрастанию свободы человека по отношению к природе.

2. степень свободы работников от эксплуатации

3. общественный прогресс измеряется в том числе и уровнем демократизации общественной жизни

4. уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов

66. Соотношение культуры и цивилизации. Понятие цивилизации.

Культура предстает как сотворенная человеком «вторая природа», как мир, созданный человеком, в отличие от девственной природы. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и культура. Мир культуры - это все, что выделяет человек из естественной природы, это искусственный мир преобразованной человеком природы.

Цивилизация представляет собой социокультурное образование, возникающее как способ существования людей в условиях и на основе общественного разделения труда. Цивилизация включает в себя всю созданную человеком культуру, человека, освоившего культуру и способного жить и действовать в окультуренной среде своего обитания (в девственной природе существование цивилизации невозможно), а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение.

Бердяев говорил о том, что культура и цивилизация не одно и то же, более того, он по сути противопоставлял эти понятия. В основе культуры - культ, она имеет религиозные корни. И если культура, по Бердяеву, благородна по своему происхождению, то цивилизация - это выскочка, она появилась в результате борьбы человека с природой, ей чужды и культы, и храмы. Путь культуры - сверху вниз, аристократический, неповторимый и индивидуальный. Это путь духа. А путь цивилизации - снизу вверх, буржуазно-демократический, однотипный для всех.

Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби. Цивилизация, по Тойнби, — устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. История — нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Согласно Тойнби, цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.

К основным цивилизациям относятся: шумерская; вавилонская; минойская; эллинская (греческая); китайская; индусская; исламская; христианская;

Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.).

Движущими силами истории, согласно Тойнби, являются:

• вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия);

• ответ цивилизации в целом на вызов;

• деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей). Развитие всей истории строится по схеме «вызов — ответ».

По своей внутренней структуре цивилизация состоит из:

• творческого меньшинства;

• инертного большинства.

Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно «тушить» энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой. Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.

Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии:

• зарождение;

• рост;

• надлом;

• дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

Цивилизация- социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства)

68.Общественное бытие и общественное сознание: проблема соотношения. Структура общественного сознания.

Общественное бытие – объективные условия жизнедеятельности людей, складывающиеся в процессе производства непосредственной жизни (хотя в книге изначально определения не даётся). Общественное бытие включает в себя объективные условия жизнедеятельности людей, складываются в процессе производства непосредственной жизни: производство чужой жизни (деторождение), производство и воспроизводство собственной жизни (создание материальных благ и системы общественных отношений)).

Общественное сознание – это целостное духовное явление, обладающее определённой внутренней структурой, то есть соединяющее в себе различные формы и уровни.

По способу выражения социально группового интереса различаются 2 уровня общественного сознания.

1. социальная психология – непосредственное выражение групповых интересов и оценка общественных процессов на уровне социальных чувств. Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп.

2. идеология – она имеет вид обоснованной теории, также основывается на групповом интересе. Исходя из этого интереса идеология концептуально представляет перспективы и цели общественного развития.

Первая является эмоциональным, чувственным, то вторая — рациональным уровнем общественного сознания.

ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ:

Отличаются по следующим признакам: - по предмету отражения, - по способам отражения, - по социальным функциям, - по особенностям развития

Выделяют:

1. политическое (совокупность полит. доктрин, концепций, программ, взглядов и представлений; оно выражает коренные интересы различных больших соц. групп); 2. право (совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных государством); 3. мораль (совокупность норм поведения, не установленных государством (обеспечиваются традициями, общественным мнением, авторитетом всего общества)); 4. искусство - это духовная деятельность людей в сфере культурной жизни, которая затрагивает какие-то струны души, волнует, вызывает раздумья, доставляет удовольствие или неудовлетворение (книги, фильмы, картины, музыка и др.); 5. религия (религиозные верования в духовной жизни общества); 6. наука (научные представления); 7. философия (система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру).

До марксизма господствующим в философии воззрением было представление об определяющей роли сознания в жизни общества. В действительности же сознание есть не что иное, как отражение в духовной жизни людей их общественного бытия. Первую формулировку этого положения дали в 1846 г. Маркс и Энгельс в «Немецкой идеологии»: «...люди, развивающие свое материальное производство и свое материальное общение, изменяют также свое мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание».

Марксизм не только объяснил этот решающий для понимания жизни людей факт. Он показал также, что взаимоотношения Общественного бытия и общественного познания не просты, а сложны, подвижны и развиваются вместе с развитием и усложнением общественной жизни. Таким образом, для понимания прошлого, настоящего надо начинать с анализа общественного бытия людей, изучение которого дает ключ к пониманию общественного сознания.

Например, признание браков по расчету нравственными в ка­питалистическом обществе, несомненно, отражает экономи­ческое положение буржуа, его общественное бытие, основанное на господстве капиталистической частной собственности и то­варно-денежных отношениях, но оно не является образом это­го бытия, этого экономического положения, а лишь обусловлено последним, им вызвано к жизни.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Обоснование морали как философская проблема. Философия Сократа

Проблемами морали нравственности занимается этика К сфере морали относятся разные явления правили и нормы поведения оценки и ценности идеалы... Мораль форма самосознания посредством которого человек приходит к... Особенностью морали является то что она не применяется в какой то одной сфере человеческой деятельности она обладает...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Оценка феномена НТР

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия Платона и Аристотеля: учение о бытии и познании (сходство и различие).
Рассмотренный логический аспект учения об «идеях» вводит нас в учение Платона о познании. В свою очередь теория познания Платона неотделима от его учения о душе. По Платону, знание возможн

Бытие и сущность. Соотношение сущности и явления.
Сущность - это: а) основное, определяющее содержание смы, заключенное в предмете основание всех происходящих с ним изменений при взаимосвязи с др. предметом. б) сумма таких свойст

Специфика социального бытия. Социальное пространство и время
Содержание социального бытия – это жизнедеятельность людей, т.е. это процесс реализации и развития сущностных сил индивидов, а также взаимообмен этими силами. Характеристики социал

Проблема единства материи и движения и основные подходы к ее решению: апории зенона , механицизм,энергизм.
Движение Ø Движение понимается философией как всеобщий и важнейший атрибут мироздания, включающий в себя все процессы изменения, которые происходят в мире, будь то природа, общество

Вопрос 22. Философские категории диалектики: методологическое, аксиологическое, эвристическое значение для юридических наук.
Диалектика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефл

Значение для юридической науки.
Методологической основой юридической науки являются законы и категории материалистической диалектики, с помощью которых раскрываются закономерности развития государства и права вообще и социалистич

Соотношение части и целого.принцип системности.виды систем.понятие о синергетике.
Соотношение части и целого: принцип системности Ø любой предмет, объект или явление рассматривались как сумма составляющих их частей. Предполагалось, что сумма частей и составляет к

Вопрос 25. Диалектическое учение о причинности. Понятие о юридически значимой причинной связи. Индетерминизм. Возможность и действительность.
  Причинность, генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах её движения и развития. Возникновение любых объектов и систем и измене

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.
Имеются два значения термина «действительность»: 1) под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность нали

Проблема существования человека.
Таким образом, можно говорить о социалъно-деятелъностной сущности человека. Вне деятельности, социальных отношений и общения (как формы их реализации) человек просто не может стать человеком.

Основные подходы к определению сущности человека.
Человек - явление очень сложное, поэтому исследование человека - это задача. целого комплекса наук. В философии человек рассматривается как целостность, человек и мир человека в его основных проявл

Теория познания Канта: новаторство и значение.
Предпосылками теории Канта являются диалоги: сенсуализм (Дж.Локк) и рационализм (Декарт) 17 века. На Канта повлияла и философия французского просвещения: Лейбниц, Вольф. + Дэвид Ю

Структура науки.соц функции науки
Наука — особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и пр

Уровни научного познания.
Эмпирический Теоретический Исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов Преобладание рационального момента

Методы эмпирического исследования
1) наблюдение — один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью и

Методы теоретического познания и их применение в юридических науках.
Теоретическое познание раскрывает сущность к-либо класса объектов; связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание объективной реальности в

Проблема смены типов научной рациональности.концепция научных революций.
Концепция социологической и психологической реконструкции и развития научного знания связана с именем и идеями Т.Куна, изложенными в его широко известной работе по истории науки “Структура научных

Проблема соотношения науки и техники. Феномен НТР.
Наука —особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и

Проблема соотношения науки и техники
Техника – прикладная наука: наука занимается производством знания, а техника осуществляет приложение полученных знаний в практической деятельности. (линейная модель) Наука и техника развив

Понятие о будущем. Методы социального прогнозирования.
Будущее1. Одной из ключевых функций философии является прогностическая функция, смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего.

Методы Социального Прогнозирования
- основаны на трех способах получения информации о будущем. Во-первых, это экстраполяция(-логико-методологическая процедура распространения (переноса) выводов, сделанных относитель

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги