рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. - раздел Философия, Обоснование морали как философская проблема. Философия Сократа Имеются Два Значения Термина «Действительность»: 1) Под Действительн...

Имеются два значения термина «действительность»:

1) под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность налично существующих явлений, взятых в единстве с их сущностью;

2) в более узком и специфическом смысле слова под действительностью понимают конкретное бытие отдельного объекта в определенное время в определенных условиях.

Под возможностью понимается то, тенденции возникновения и развития чего уже имеются в действительности, но что еще не стало наличным бытием. Если действительность есть актуальное бытие, то возможность — потенциальное бытие, это будущее, содержащееся в настоящем. Всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная действительность возникла как результат реализации ранее существовавших возможностей. Весь процесс развития — это процесс зарождения в действительности определенного спектра возможностей, дальнейшего сужения этого спектра до одной реальной возможности и дальнейшего ее превращения в новую действительность. По своему качеству возможности подразделяются на обратимые и необратимые, существенные и несущественные, формальные и реальные, абстрактные и конкретные.

 

24.Соотношение необходимости и случайности. Виды необходимости и случайности. Необходимость и закон. Необходимость и свобода

 

Необходимость – данное событие не может не произойти (его не может не быть).

Необходимость указывает на то, что закономерно вытекает из существенных связей какого-либо объекта и при наличии определённых условий происходит неизбежно.

Случайность – событие, которое может как быть так и не быть, может произойти таким образом, но может и иным.

Случайность – событие, обусловленное пересечением нескольких рядов, нескольких цепочек необходимо связанных событий.

Принято отсылать внутреннюю и внешнюю необходимость, а также внутреннюю и внешнюю случайность.

СООТНОШЕНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ И СЛУЧАЙНОСТИ.

1.необходимость и случайность относительны. Всегда имеется совокупность условий по отношению к которой какое-либо событие необходимо.

2.Необходимость и случайность соотносительны. Случайность это форма проявления и дополнения необходимости. (она самостотельного онтологического статуса не имеет, её можно дополнить).

3.Необходимость и случайность переходят друг в друга, в частности и потому, что необходимость это развивающееся часть.

Свобода выражает способность человека осуществлять деятельность в соответствии с внутренне обусловленными целями и намерениями.

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ (АНТИПОДЫ) СВОБОДЫ. В объективном смысле это принуждение, а в субъективном смысле, противоположность свободы – произвол.

В диалектико – материалистической традиции свобода понимается как познанная и практически преобразованная необходимость (освоенная необходимость).

Закон в объективном смысле (в смысле закона и природы и.т.п): это существенное отношение, которое характеризуется рядом признаков:

объективность

необходимость

устойчивость

повторяемость

Энгельс по поводу этого вопроса высказал следующие замечания:

1. свобода человека заключается и проявляется в преобразовании внешнего (природного или социального) мира и, одновременно, самого себя, основанном на познании природной и исторической необходимости.

2. свобода - это необходимый продукт исторического развития общества.

Ленин («Философия в тетрадях»): закон в смысле объективной необходимости, закономерности - это существенное отношение, или отношения между сущностями.

Необходимость действия любого закона природы проявляется при наличии определённых условий.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАКОНОВ.

по структуре отношений детерминации.

1.динамические законы – законы, действию которых подчиняются индивидуальные объекты и которые характеризуются установлением однозначной связи между различными состояниями объекта.

2.статистические – законы, действию которых подчиняется поведение статистических коллективов (характеризует поведение коллектива, в целом).

по типу детерминации (законы причинные и непричинные).

 

 

21. Закон единства и борьбы противоположностей.

Закон единства и борьбы противоположностей выражает сущность процесса развития. Количественные изменения накапливаются до тех пор, пока не начинаются какие-либо противоречия в предмете. Путей решения данных противоположностей много, на каждом таком пути образуется новый предмет, который имеет новые противоположности. Так вновь доказывается бесконечность развития.

Закон единства и борьбы противоположностей: характеризует источник развития, этот з-н требует определить понятия:

а) тождество: конкретное тождество предполагает момент различия.

б) различие (несовпадение, неравенство).

Виды различия:

-различия, отдаленные на уровне сущности (н-р, человек и птица).

- различия существенные – это дифференцированная внутри себя сущность (н-р, мужчина и женщина, между классами, между нациями).

- различия несущественные (н-р, цвет глаз у человека по отношению к его сущности). Только существенные различия порождают возможность противоречия.

Тождество и различие – это отношение объекта к самому себе и к другим, характеризующее устойчивость и изменчивость, равенство и неравенство, сходство и несходство, одинаковость и неодинаковость, повторяемость и неповторяемость, непрерывность и прерывность его свойств, связей, а также тенденций развития. Не существует ни чистого тождества, ни чистого различия.

в) противоречие – это объективное всеобщее характеризующее сущность и являющееся движущим началом всякого развития взаимодействие противоположностей, познаваемое научным мышлением в его возникновении, нарастании и разрешении. Отражает двойственное отношение внутри целого: единство противоположностей и их борьбу. Предельным случаем обострения противоречия является конфликт. В мире нет развивающегося объекта, в котором нельзя было бы найти противоположных свойств, моментов, тенденций: устойчивого и изменчивого, старого и нового и т.д. Развитие предметов есть раздвоение единого на противоположности, «борьба» между ними и разрешение противоречий.

Виды противоречий:

- внутренние – взаимодействие противоположных сторон внутри данного объекта(н-р, внутри данного вида животных, внутри организма, внутри общества).

- внешние – взаимодействие противоположностей, относящихся к разным объектам(н-р, между обществом и природой, организмом и средой).

Решающими в развитии явл-ся внутренние!

 

26. Закон единства и борьбы противоположностей

Второй закон диалектики вскрывает в развитии его внутренний источник. Основой всякого развития, с точки зрения Энгельса, является борьба противоположных сторон. При раскрытии действия этого закона он подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями, доказывая, что они движущиеся, взаимосвязанные и взаимодействующие тенденции, и эта взаимосвязь выражается в том, что каждая из них имеет собственную противоположность. Другой стороной диалектических противоположностей является взаимное отрицание сторон и тенденций, именно поэтому стороны единого целого суть противоположности, они находятся не только в состоянии взаимосвязи, но и во взаимоотрицании. Именно такого рода взаимоотношения противоположностей Гегель назвал противоречиями. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности, лишь поскольку оно имеет в самом себе противоречие, он движется, обладает импульсом и деятельностью». Разрешение любых противоречий представляет собой скачок, качественное изменение данного объекта, превращает его в качественно иной объект, отрицающий старый.

 

Единство и борьбу противоположностей в физических процессах можно проиллюстрировать на примере принципа корпускулярно-волнового дуализма, согласно которому любой объект может проявлять как волновые, так и корпускулярные свойства. В биологической эволюции именно путём борьбы наследственности и изменчивости происходит становление новых форм жизни

27.Закон перехода количественных изменений в качественные

В первом законе Энгельс определяет категории качества, количества и меры. Качество — это внутренняя определенность предмета, явление, которое характеризует предмет или явление в целом. Качество — это первая непосредственная определенность бытия. Количество есть определенность, «безразличная для бытия» — внешняя определенность вещи. Качество и количество не могут существовать вне зависимости друг от друга, так как любая вещь или явление определяется и качественной характеристикой и количественными показателями. «Демонстрацией» качественной и количественной определенности выступает мера, то есть соотношение показателей, своеобразное равновесие. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую, или одно явление в другое. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок — это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому.

 

Классическим примером перехода от количественных изменений к качественным являются превращения лёд — вода — пар. По мере нагревания льда сначала происходит количественное изменение — рост температуры. При 0 °C, несмотря на продолжение нагревания, температура льда перестаёт расти, лёд постепенно превращается в воду. Это уже изменение качества. Дальнейшее нагревание воды опять вызывает сначала количественные (рост температуры), а затем и качественные (постепенное превращение в пар при 100 °C) изменения.

28.Закон отрицания отрицания

Третий закон диалектики отражает, по Энгельсу, результат определенного цикла процесса развития и его направленность. Процесс развития, движения носит поступательно-повторяемый характер. Поступательность и повторяемость придает цикличности спиралевидную форму.

 

Отрицание отрицания означает, что переход из одного качественного состояния в другое произошел после преодоления первоначального уничтожения старого качества, после переосмысления его и принятия в какой-то мере того, или чего-нибудь из того, что было накоплено на предшествующей ступени. Т.о., каждый виток процесса развития становится иным по своему содержанию и направлению, развитие продвигается закручиванием.

 

Логическое отрицание отрицания: «Это верно»; «Это неверно»; «Это не неверно». Последнее суждение — отрицательное, но в другом отношении, оно равнозначно утвердительному.

 

Пример действия закона отрицания отрицания из математики: возьмём положительное число a, подвергнем его отрицанию и получим −a (минус a). Если же мы подвергнем отрицанию это отрицание, помножив −a на −a, то получим +a² (a в квадрате), то есть первоначальную положительную величину, но на более высокой ступени

29. Проблема сознания - «вечный вопрос» философии: от понятия «души» к понятию «сознание».

Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая и управление им.

 

Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека. Бытие человека в мире всегда связано с сознанием, «пронизано» им, короче говоря, не существует человеческого бытия без сознания, независимого от тех или иных его форм. Другое дело, что реальное бытие человека, его взаимоотношения с окружающей социальной и природной действительностью выступают как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, «механизмом» вписывания человека в эту целостную систему бытия. В контексте человеческой деятельности как целостной системы сознание является ее необходимым условием, предпосылкой, элементом. Таким образом, если исходить из понимания человеческой реальности как целого, то вторичность человеческого сознания по отношению к человеческому бытию выступает как вторичность элемента по отношению к объемлющей его и включающей его в себя системе. Разрабатываемые сознанием идеальные планы деятельности, его программы и проекты предшествуют деятельности, но их осуществление обнажает новые «незапрограммированные» слои реальности, открывает новую фактуру бытия, которая выходит за пределы исходных установок сознания. В этом смысле бытие человека постоянно выходит за пределы сознания как идеального плана, программы действия, оказывается богаче содержания исходных представлений сознания. Вместе с тем это расширение «бытийного горизонта» осуществляется в деятельности, стимулируемой и направляемой сознанием. Если исходить из органической включенности человека в целостность неживой и живой природы, то сознание выступает как свойство высокоорганизованной материи. Отсюда возникает необходимость проследить генетические истоки сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе его эволюции. Человек сознает при помощи мозга, но сознание - не функция мозга самого по себе, а функция определенного, специфического типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром.

 

Сознание возникает и развивается в совместной деятельности людей, в процессе их труда и общения. Вовлекаясь в эти процессы, люди вырабатывают соответствующие представления, установки, нормы, которые вместе с их эмоциональной окраской составляют содержание сознания как специфической формы отражения. Это содержание и закрепляется в их индивидуальной психике.

 

С сознанием в широком смысле слова, конечно, следует связывать и представление о самосознании. Самосознание — это сознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий. Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение.

 

Сознание выступает, таким образом, как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.

 

Сознание — это выевшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

30. Отражение как объективное основание сознания

Отражение в марксистско-ленинской философии — всеобщее свойство материи[1], как обладающей «свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения»[2], проявляющееся в способности материальных систем воспроизводить определенность других материальных систем в форме изменения собственной определенности в процессе взаимодействия с ними. Приоритет в использовании категории отражения в диалектическом материализме принадлежит Ленину, хотя сам концепт отражения восходит к французскому материализму XVIII века, один из представителей которого Дени Дидро утверждал: «способность ощущения есть всеобщее свойство материи или продукт ее организованности» [3]. Частными и специфическими формами отражения являются информация, ощущение и сознание.

 

Говоря об отражении действительности нашими органами чувств, диалектический материализм подчёркивает, что действительность познаваема, что никакой преграды между "явлением" и "вещью в себе" нет, что познание - это процесс, который всё полнее открывает перед нами законы развития действительности. Таким образом, марксистско-ленинская теория отражения использует указанную оптическую аналогию в целях критики агностицизма, но не делает ни малейшей уступки в пользу механицизма, вскрывая и подчёркивая специфику умственных процессов.

[править]

Эволюция форм отражения

Раздражимость — исходная форма отражения, способность к реакции.

Чувствительность — способность к ощущению, являющиеся начальной формой психики животных. Чувствительность подразумевает наличие нервной ткани — «особой материальной структуры, ответственной за отражение»

Восприятие — не только дифференцированное восприятие свойства и отношения вещей, но и отражение значительного числа существенных в биологическом отношении связей в окружающем мире.

Сознание — предполагает не только воздействие на субъект извне, но и активное действие самого субъекта, его творческая активность, которая проявляется в избирательности и целенаправленности восприятия, в отвлечении от одних предметов, свойств и отношений и фиксировании других, в превращении чувств, образа в логическую мысль, в оперировании понятийными формами знания

Сознание – это высшая свойственная только чел-ку функция головного мозга, сущность которой заключается в целенаправленном отражении объективных свойств и предметов внешнего мира, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в правильном регулировании и саморегулировании взаимоотношений чел-ка с общественной и природной действительностью.

 

 

Язык – это орудие мышления. Слово – это совокупность наших знаний о предмете.

 

Функции языка:

 

1.Познавательная.

 

2.Коммуникативная.

 

Эти функции очень сильно связаны, т.к. если нет общения, то нет и познания.

 

Язык – форма выражения мысли, средство общения людей. Язык – социальное явление.

 

3.Язык несет исторический отпечаток. Язык не связан с функциями головного мозга.

 

4.Язык закрепляет накопленные всеми поколениями людей знания, он сохраняет ценности. Каждое новое поколение идет дальше.

 

С помощью языка мы реализуем прогностическую функцию, мы можем предвидеть последствия наших действий. Язык может передать самые тонкие чувства. Язык и мышление связаны между собой, но знак равенства между ними ставить нельзя. Мысль возможна без слова, но она не равна слову. Мышление зависит от познавательных способностей чел-ка.

 

Сознание – достояние всего человечества, но носитель сознания – индивид. При рождении у него нет сознания, у него есть только предпосылки к возникновению сознания. При общении с другими людьми у ребенка появляется самосознание.

 

Сознание любого чел-ка уникально, но уникальность непроизвольна, она зависит от внешних факторов: от общества (его социальной структуры), от ближайшей социальной среды.

 

Христианство говорит, что чел-к обладает свободой воли, чел-к способен выбирать между плохим и хорошим. Мы несем ответственность за свой выбор. Сознание чел-ка формируется под влиянием внутренних и внешних факторов.

 

Есть три уровня высшей нервной деятельности:

 

1.Сознание – это совместное знание, то знание которое я могу высказать, передать другим людям. Оно обязательно облекается в слова.

 

2.Подсознание – оно освобождает наш мозг для психической деятельности – это такие психические процессы, возникшие под влиянием автоматических импульсов нервной системы..

 

3.Сверхсознание – творческая интуиция – это первоначальный этап творчества. Здесь рождается человеческая мысль. Мозг - акцептор мысли, а не ее продуцент. В нашем сознании есть отпечатки других мыслей (энграммы).

 

32. Идеальное как объясняющий принцип сознания

философское понятие, содержание которого оформляется в оппозиции “И. – материальное”; категория для фиксации специфической субстанции – субстанции духа. В такой традиции, как идеализм, мыслится как самодостаточная реальность, конституируемая вне пространственно-временного континуума. В рамках традиции материализма трактуется как способ бытия объекта, в качестве отражения в психическом мире и жизнедеятельности субъекта; конкретно-научное понятие в психологии. Проблема И. стала актуальной и очевидной по ряду причин. Основой выступил стабильный исследовательский интерес к знанию, а через него – к человеку. В объективистском (научном) подходе к сознанию преобладает констатация того, что мыслительная активность связана со специализированным мозговым (нейродинамическим) процессом (физиология высшей нервной деятельности). И. в данной интерпретации предстает как информация, как сознательное состояние отдельной личности, субъективно переживаемые человеком материальные состояния его собственного мозга. В культурологическом (И. как материализованное (осуществленное) многообразие идей, творческих замыслов) подходе акцент делается на деятельностной, общественной природе сознания. “И. выступает как продукт и форма человеческого труда, целенаправленного преобразования природного материала и общественных отношений, совершаемого общественным человеком. И,, есть только там, где есть индивид, совершающий свою деятельность в формах, заданных ему предшествующим развитием человечества” (Ильенков). Окружающий человека мир приобрел к 20 столетию совершенно иное, чем до данного этапа его деятельностной активности, состояние. Это уже не столько природная система, сколько пронизанная идеей, творчеством среда, в рамках которой И. играет существенную роль. А.И. Лойко

33. Философские стратегии в исследовании сознания

В философии и науке XX века в отношении сознания складывается противоречивая ситуация: в теоретическом отношении вопрос о специфике сознания ставится под сомнение (аналитическая философия: сознание – это то, что нельзя определить понятийно; сознание рассматривается как некая фикция. Прагматизм: схожий взгляд с аналитической философией. Экзистенциализм: Сартр говорил о том, что у сознания нет своей природы, оно неуловимо. Для многих представителей неклассической философии сознание несубстанционально, сознание нельзя рассматривать как некоторый предмет), с другой стороны – активизируется практика изучения эмпирического сознания различными методами.

В настоящее время сложилось как минимум 3 типа программ изучения сознания:

1. инструменталистские

Здесь понятие сознания конкретизируется через его интерпретацию в качестве совокупности способов, средств, форм оптимизации жизнедеятельности человека. Нет ни одной области человеческой жизни, которая бы ни нуждалась в познавательно-информационном обеспечении. Программы данного типа широко пользуются аналогией между сознанием человека и искусственным интеллектом. В рамках этого типа программ разработаны модели сознания, раскрывающие операционально-вычислительные (компьютерные) способности человека. Истоки программ этого типа находятся в механистической традиции философствования, сложившейся в эпоху Нового времени (XVII – XVIII вв.), когда сознанию человека отводилась роль центра управления человеком-машиной. Сознание – это персональный компьютер, который предназначен для извлечения и преобразования информации, для распознания и сопоставления образов, а также вычисления и координации различных операций. Здесь акцентируются те функции сознания, которые важны в процессе планирования, управления и принятия решений на практике. Сознание выступает здесь как средство рациональной организации человеческой жизнедеятельности.

2. интенционалистские программы

Интенция – лат. «намерение», «направленность».

В рамках этого типа программ изучению подлежат прежде всего интенциональные свойства сознания. С точки зрения феноменологии (феноменологической философии), основоположник которой – Эдмунд Гуссерль – считал, что именно интенциональные свойства выражают специфику сознания. Интенциональность – это направленность сознания на предмет. В рамках этого типа программ сознание выступает как совокупность механизмов создания идеальной предметности.

3. кондиционалистские программы

Кондицио – лат. «условие», «состояние».

В рамках этого типа программ изучаются зависимости сознания от

-телесной организации (соматических состояний)

-строения и функций психики (в том числе от бессознательного)

-многочисленных факторов общения, социального окружения, культуры и истории человека (в родовом смысле).

Устанавливаются следующие зависимости:

1) сознание зависит от характера исторических и культурных условий, в которых формируется сознание отдельного человека – носителя культуры.

2) сознание зависит от социально-психологических, коммуникативных факторов

3) сознание зависит от индивидуально-личностных особенностей человека.

Примером концепций этого типа являются трактовки сознания в психоанализе.

В рамках данного типа программ сознание обусловлено совокупностью условий его формирования и функционирования.

 

 

34. Бессознательное как философская проблема. Трактовка генезиса, содержания и функций бессознательного в классическом психоанализе

сознания. Это сфера бессознательного, часто связанная со сновидениями, гипнотическими состояниями, состояниями невменяемости, подверженностью внушениям, например, рекламы и пр. Бессознательное — совокупность психических явлений состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны сознания. Бессознательное иногда направляет поведение людей, их поступки, а они, в свою очередь, определенным образом действуют на сознание.

В конце XIX, начале XX века австрийский психиатр и психолог З. Фрейд (1956—1939) одним из первых выдвинул проблему бессознательного, отведя подсознанию не просто важную, а решающую роль в психической жизни. Фрейд утверждал, что под влиянием различных факторов у человека складываются определенные «комплексы» (например, «комплекс вины»), о которых человек может и не подозревать, но которые влияют на его поведение и даже могут вызвать психическое расстройство. Фрейд разработал специальный метод терапевтического лечения — психоанализ. С помощью этого метода анализировали «комплекс» конкретного человека, выводили его из сферы бессознательного — в сферу сознания, и таким образом человек вылечивался, осознав свои проблемы.

Фрей выделял три сферы в психике человека: ОНО (ID); Я (EGO); СВЕРХ-Я (SUPER-EGO).

ОНО — слой бессознательных влечений, где главенствует принцип наслаждения

Я — сфера сознания, здесь главенствует принцип реальности

СВЕРХ-Я — личная совесть, олицетворяющая собой общественные, культурные установки, требования со стороны мира.

Я — является посредником между миром и ОНО, стремится сделать ОНО приемлемым для мира, с одной стороны. А с другой стороны — привести мир в соответствие с желаниями ОНО.

В целом, можем сделать вывод, что Фрейд преувеличивал значение Оно по отношению к Я (если не иметь в виду патологию).

3.«Коллективное бессознательное» К. Г. Юнга

 

К. Г. Юнг (1875—1961) — последователь Фрейда, швейцарский психолог и психиатр. Если Фрейд исследовал бессознательное в связи с индивидуальной жизнью человека, то Юнг исследовал явления бессознательного, связанные с коллективной жизнью людей, с жизнью рода, закрепленные в психике человека исторически и передающиеся по наследству из поколения в поколение. Подобные структуры бессознательного Юнг называл «коллективным бессознательным», а его элементы — архетипами. То есть Юнг пополнил «комплексы» Фрейда архетипами и таким образом обогатил наше понимание бессознательного.

Бессознательное = индивидуальное + коллективное

 

бессозн. бессозн.

 

Σ комплексов Σ архетипов

 

Если личное бессознательное с помощью психоанализа можно выявить и осознать, то коллективное бессознательное в чистом виде невозможно вывести в область сознания. Оно может проявлять себя лишь косвенно. Коллективное бессознательное (состоящее из совокупности архетипов) — есть, по сути, возможность, передающаяся по наследству. Возможность формирования определенных образов, определенных представлений, которые могут появляться у разных людей, никак не связанных между собой в этой жизни. (Примеры архетипов: «мудрого старца», «отца-защитника», «матери-земли»). Архетипы позволяют представителям самых разных народов понимать символику не только свою, но и чужую. Архетипы проявляются в сновидениях, в художественном творчестве. Например, схожие сказочные образы независимо повторяются в сказках разных народов. Их можно рассматривать как варианты древних представлений, сохраненных в подсознании, передававшихся по наследству и принявших современную форму благодаря тому, что сознание и творчество перевели их из внутреннего мира во внешний.

В целом, бессознательное — это хранитель богатых возможностей внутреннего мира человека, источник его творческих находок. Бессознательное играет большую роль в творчестве, особенно в художественном, так как является почвой для возникновения и формирования художественных образов. С другой стороны, бессознательное может проявить себя в антиобщественном поведении, поэтому необходимо переводить энергию бессознательного — в творческое русло (сублимация).

35. Сознание и язык. Взаимосвязь языка и мышления: практические, знаково-символические и внутренне-«молчаливые» формы функционирования сознания.

Язык и сознание неразрывно связаны. Язык – материальный носитель. Мысли без языка не сущ-ет. Мысль в момент рождения облекается в словесную форму или иную знаков форму. Мысля про себя, мы все равно мыслим с помощью слов.

ЯЗЫК – это система знаков, специфическое средство хранения, передачи информации; это универсальное средство общения.

Выделяют синхронное (непосредственная связь контактируемых индивидов) и диахронное (трансляция знания осуществляется от поколения к поколению) общение.

Выделяют два основных составляющих язык элемента:

1 – знак (материальное тело языка);

2 – значение.

Знак – материальный предмет, который выступает в качестве представления другого предмета и используется для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.

Функция знака: представлять нечто отличное от себя.

Значение – это смысловое содержание слова. Данное разграничение относится как к естественным, так и к искусственным языкам. Язык всегда выступает средством проявления мышления.

Язык отягощает мысли.

 

36. Сознание и мышление. Искусственный интеллект

Мышление - это процесс отображения объективной реальности, составляющий высшую ступень человеческого познания. Мышление дает знание о существенных свойствах, связях и отношениях объективной реальности, осуществляет в процессе познания переход “от явления к сущности” . В отличие от ощущения и восприятия, т.е. процессов непосредственно-чувственного отражения, мышление дает непрямое, сложно опосредованное отражение действительности. Мышление тесно связано с сознанием и бессознательным, и благодаря этому, оно переходит границы непосредственно-чувственного познания и позволяет человеку получать знания о таких свойствах, процессах, связях, которые не могут быть восприняты его органами чувств.

 

Мышление - это одна из самых интересных, наиболее изученных и наименее познанных проблем психологии и философии. В процессе подготовки данной разработки я прочитал “Хрестоматию по психологии” для психологического факультета МГУ и заметил, что при огромном количестве выдвинутых теорий, ни одна не способна объяснить до конца сущность мышления. Я убежден в том, что с философской точки зрения мышление есть не просто совокупность нейрофизиологических и психических процессов, а некая лестница самосознавания. Мышление, по моему мнению, является реализацией сознания, одновременно его началом и завершением. Кроме того, я считаю неверной постулат Маркса о социальности мышления. Оно сугубо индивидуально и эгоцентрично, ибо не может быть публичным любой процесс самореализации. Аналогично я полагаю безнадежно устаревшей теорию ассоциаций, не применимую в современных условиях из-за излишней упрощенности.

 

В вопросе о сущности мышления мне ближе всего несколько идеалистическая позиция представителей т. н. вюрцбургской школы (Ах, Кюльпе, Мессер и др.) . В рамках концепции этой школы мышление рассматривается как особая духовная способность, выражающаяся в протекании сложных внутренних мыслительных процессов, несводимых к простому ассоциированию словесных понятий и подчиненных детерминирующей тенденции.

Философия искусственного интеллекта задаётся вопросами о «мышлении машин», рассматривает вопросы:

Может ли машина действовать разумно? Может ли она решать проблемы, которые человек решает с помощью размышлений?

Может ли машина иметь разум, сознание, психическое состояние в той мере, в которой ими обладает человек. Может ли она чувствовать?

Одинакова ли природа человеческого и искусственного интеллекта? Является ли в своей основе человеческий мозг компьютером?

 

Эти вопросы отражают интересы различных исследователей искусственного интеллекта, философов, исследователей познавательной (когнитивной) деятельности. Ответы на эти вопросы зависят от того, что понимается под понятиями «интеллект» или «сознания», и какие именно «машины» являются предметом обсуждения.

Существуют разные точки зрения на этот вопрос. Аналитический подход предполагает анализ высшей нервной деятельности человека до низшего, неделимого уровня (функция высшей нервной деятельности, элементарная реакция на внешние раздражители (стимулы), раздражение синапсов совокупности связанных функцией нейронов) и последующее воспроизведение этих функций. Существует определение интеллекта как способности решать интеллектуальные задачи[источник не указан 400 дней]. Здесь под интеллектуальной задачей понимается та задача, у которой не существует известного алгоритма решения. То есть задача, для которой нужно создать алгоритм с нуля. Например, доказательство недоказанной теоремы, научное открытие, художественная деятельность и так далее. Некоторые специалисты за интеллект принимают способность рационального, мотивированного выбора, в условиях недостатка информации. То есть интеллектуальной просто считается та программа деятельности (не обязательно реализованная на современных ЭВМ), которая сможет выбрать из определенного множества альтернатив, например, куда идти в случае «налево пойдёшь …», «направо пойдёшь …», «прямо пойдёшь …».

38. Проблема антропогенеза: социально-философский аспект (основные факторы становления человека).

АНТРОПОГЕНЕЗ – это исторически длительный (20 мил. лет) период становления человека. существует следующие основные версии возникновения человека: 1-богословская - человек является творением Бога. Невозможно объяснить возникновение человека как естественный процесс. 2-научная: 2 гипотезы 1)космологическое происхождение 1)земное происхождение. Происхождение человека и возникновение общества – две неразрывно связанные стороны единого процесса, получившего название «антропосоциогенез». Можно выделить 2 аспекта анализа процесса антропогенеза: социально-философский (это и есть проблема антропогенеза). В его рамках изучаются закономерности и механизмы преобразования стадных отношений, регулируемых на биологическом уровне (т.е. инстинктивно), в первичную надбиологическую (социальную) связь. Здесь возникает проблема критериев отграничения стадности от социальности, животного от человеческого. Конкретный вариант этой проблемы: трудятся ли животные? Имеется ли у животных сознание? Социально-философский аспект включает в себя и конкретно-научный аспект, связанный с выявлением природных (т.е. естественных в узком смысле) и специфически-биологических предпосылок антропосоциогенеза.

 

37. Проблема соотношения общественного и индивидуального сознания.

Сознание – индивидуальное. Сущ-ет обществен сознание – это доктрины, теоремы, концепция, эмоции, переживания, настроение, мода. Идеи, мысли, теории, настроения присущи отдельному чел-ку.

Понятие общ сознание явл-ся опорой в осмыслении духовной жизни чел-ка. Носительно общ сознания – это сознание.

Индивид сознание – носитель – индивид. Связь между ними, общ сознание и индив есть:

1) Связь по рождению (генетическая) – возникновение того или иного

2) Общ сознание формируется индивид-ым – обратная связь.

Содержат зависимость. Отн-ия между индивидом и общ-ом:

· Согласованность

· Различие между индив и общ сознанием, несовпадение дух интересов

· Противоречие

Структура общ сознания – это группов сознание. 3 звена:

1. Индивидное

2. Групповое

3. Сознание социума:

a. Обыденное сознание (каждый из нас носитель обыден сознания). Включает в себя теоретич опыт. Исп-ся в повседн жизни.

b. Теоретич (научное). Включ-ся научн знание и идеология (естест и гуманит науки). Идеология – 3-й компонент теорет сознания.

В завис-ти от предмета, способа, функций отражения общ сознание делится на: политич, правовое, моральное, религ, эстетич, философское.

Вопрос 39. Соотношение сущности и существования человека как философская проблема. Основные подходы к определению сущности человека.

 

Проблема сущности человека.

Проблема сущности человека находится в центре философского учения о человеке. Раскрытие сущности входит в само определение любого предмета и без этого вообще невозможно вести разговор о его функциях, значении, существовании и т.д.

В истории развития науки ее представители усматривали отличие человека от животного и объясняли его сущность, используя различные специфические качества человека. Действительно, человека можно отличать от животного и по плоским ногтям, и по улыбке, и по уму, и по религии и т.д. и т.п. При этом нельзя не заметить, что в данном случае сущность человека пытаются определить исходя не из самого человека, а апеллируя к тем признакам, которые отличают его от ближайшего вида, т.е. как бы со стороны. Однако с методологической точки зрения, такой прием оказывается не совсем правомерным, ибо сущность любого предмета определяется, прежде всего, имманентным способом бытия самого этого предмета, внутренними законами его собственного существования. К тому же не все отличительные признаки человека являются существенными.

Как свидетельствует современная наука, в основе исторического бытия и развития человека, обусловливая его сущность, лежит трудовая деятельность, осуществляемая всегда в рамках общественного производства. Человек не может производить и заниматься трудовой деятельностью, не вступая прямо или опосредованно в общественные отношения, совокупность которых и образует общество. С развитием общественного производства и трудовой деятельности развиваются и общественные отношения людей. В той степени, в какой индивид аккумулирует, осваивает и реализует всю совокупность общественных отношений, происходит и его собственное развитие.

Отметим, что речь идет именно о всей совокупности общественных отношений: материальных и идеальных (идеологических), настоящих и прошлых. Это положение имеет важное методологическое значение, ибо из него следует, что человека надо понимать не вульгарно-материалистически, не идеалистически, не дуалистически, а диалектически. Другими словами, его нельзя сводить лишь к «экономическому человеку» или только к «человеку разумному», или к «человеку играющему» и т. д. Человек есть существо и производящее, и разумное, и культурное, и нравственное, и политическое и т.д. одновременно. Он аккумулирует в себе в большей или меньшей степени весь спектр общественных отношений и таким образом реализует свою социальную сущность. Другой аспект этого вопроса состоит в том, что человек — это дитя человеческой истории. Современный человек не взялся «ниоткуда», он есть результат развития общественно-исторического процесса. Иными словами, речь идет о единстве человека и человеческого рода.

Однако человек — не только результат общества и общественных отношений, он в свою очередь и творец их. Таким образом, он оказывается в одно и то же время и объектом и субъектом общественных отношений. В человеке реализуется единство, тождество субъекта и объекта. Существует диалектическое взаимодействие между человеком и обществом: человек — это микрообщество, проявление общества на микроуровне, а общество — это «сам че¬ловек в его общественных отношениях».

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Обоснование морали как философская проблема. Философия Сократа

Проблемами морали нравственности занимается этика К сфере морали относятся разные явления правили и нормы поведения оценки и ценности идеалы... Мораль форма самосознания посредством которого человек приходит к... Особенностью морали является то что она не применяется в какой то одной сфере человеческой деятельности она обладает...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия Платона и Аристотеля: учение о бытии и познании (сходство и различие).
Рассмотренный логический аспект учения об «идеях» вводит нас в учение Платона о познании. В свою очередь теория познания Платона неотделима от его учения о душе. По Платону, знание возможн

Бытие и сущность. Соотношение сущности и явления.
Сущность - это: а) основное, определяющее содержание смы, заключенное в предмете основание всех происходящих с ним изменений при взаимосвязи с др. предметом. б) сумма таких свойст

Специфика социального бытия. Социальное пространство и время
Содержание социального бытия – это жизнедеятельность людей, т.е. это процесс реализации и развития сущностных сил индивидов, а также взаимообмен этими силами. Характеристики социал

Проблема единства материи и движения и основные подходы к ее решению: апории зенона , механицизм,энергизм.
Движение Ø Движение понимается философией как всеобщий и важнейший атрибут мироздания, включающий в себя все процессы изменения, которые происходят в мире, будь то природа, общество

Вопрос 22. Философские категории диалектики: методологическое, аксиологическое, эвристическое значение для юридических наук.
Диалектика (греч. διαλεκτική — искусство спорить, вести рассуждение) — метод аргументации в философии, а также форма и способ рефл

Значение для юридической науки.
Методологической основой юридической науки являются законы и категории материалистической диалектики, с помощью которых раскрываются закономерности развития государства и права вообще и социалистич

Соотношение части и целого.принцип системности.виды систем.понятие о синергетике.
Соотношение части и целого: принцип системности Ø любой предмет, объект или явление рассматривались как сумма составляющих их частей. Предполагалось, что сумма частей и составляет к

Вопрос 25. Диалектическое учение о причинности. Понятие о юридически значимой причинной связи. Индетерминизм. Возможность и действительность.
  Причинность, генетическая связь между отдельными состояниями видов и форм материи в процессах её движения и развития. Возникновение любых объектов и систем и измене

Проблема существования человека.
Таким образом, можно говорить о социалъно-деятелъностной сущности человека. Вне деятельности, социальных отношений и общения (как формы их реализации) человек просто не может стать человеком.

Основные подходы к определению сущности человека.
Человек - явление очень сложное, поэтому исследование человека - это задача. целого комплекса наук. В философии человек рассматривается как целостность, человек и мир человека в его основных проявл

Теория познания Канта: новаторство и значение.
Предпосылками теории Канта являются диалоги: сенсуализм (Дж.Локк) и рационализм (Декарт) 17 века. На Канта повлияла и философия французского просвещения: Лейбниц, Вольф. + Дэвид Ю

Структура науки.соц функции науки
Наука — особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и пр

Уровни научного познания.
Эмпирический Теоретический Исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов Преобладание рационального момента

Методы эмпирического исследования
1) наблюдение — один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью и

Методы теоретического познания и их применение в юридических науках.
Теоретическое познание раскрывает сущность к-либо класса объектов; связано с совершенствованием и развитием понятийного аппарата науки и направлено на всестороннее познание объективной реальности в

Проблема смены типов научной рациональности.концепция научных революций.
Концепция социологической и психологической реконструкции и развития научного знания связана с именем и идеями Т.Куна, изложенными в его широко известной работе по истории науки “Структура научных

Проблема соотношения науки и техники. Феномен НТР.
Наука —особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и

Проблема соотношения науки и техники
Техника – прикладная наука: наука занимается производством знания, а техника осуществляет приложение полученных знаний в практической деятельности. (линейная модель) Наука и техника развив

Оценка феномена НТР
Оптимистический подход (сциентисткий): НТР закономерный этап социального и научного развития, который обеспечит дальнейшее поступательное развитие человеческой цивилизации. Пессимистически

Понятие о будущем. Методы социального прогнозирования.
Будущее1. Одной из ключевых функций философии является прогностическая функция, смысл и назначение которой в том, чтобы сделать обоснованные прогнозы относительно будущего.

Методы Социального Прогнозирования
- основаны на трех способах получения информации о будущем. Во-первых, это экстраполяция(-логико-методологическая процедура распространения (переноса) выводов, сделанных относитель

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги