Предмет и функции философии. Взаимосвязь философии и частных наук.

Предмет философии:
Философия изучает мир как целое
От слова «филос» - любовь и «софос» - мудрость , «любовь к мудрости» Истина - абсолютное знание о мире

И у Канта, и у Рассела в принципе речь идет об одном и том же, что и составляет предмет философии - наиболее общие принципы взаимосвязи (взаимодействия) субъекта и объекта, человека и мира, "микрокосмоса" и "макрокосмоса", как говорили древние греки.

Сегодня, несмотря на то затухающую, то усиливающуюся дискуссию о предмете и сущности философского знания, наибольшее распространение имеет точка зрения, что ее предмет синтетичен (мысленное или реальное соединение элементов объекта в единое целое (систему); неразрывная связь с анализом : анализ - расчленение системы на части). Это объясняется тем, что философские знания многоаспектны. Действительно, для синтетичных знаний "однозначно" определить предмет весьма затруднительно. Наиболее часто встречающиесяся трактовки философии рассматривают ее как:
# мировоззрение, т.е. наиболее общее знание о мире и месте человека в этом мире;
# науку о предельно общих законах природы, общества и мышления;
# духовную ценность, элемент культуры любой цивилизации;
# форму общественного сознания, отражающую мир с точки зрения всеобщего, соотношения материального и духовного;
# всеобщую методологию, предельно общий способ, путь познания и преобразования действительности.
Эта многоаспектность обусловлена многообразием различных сторон знания об общем, что подтверждается и усиливается внутренним делением, наличием множества "субфилософий" внутри "общей" философии. Так, по месту возникновения философских учений различают индийскую, китайскую, греческую, римскую, английскую, немецкую, русскую, французскую, египетскую и другие философские системы (знания).
В зависимости от того, какую роль философия выполняла или выполняет в общ-ве, относительно элементов духовной культуры общества, выделяют следующие функции:
1) мировоззренческая (главная функция ф-ии т.к. она совпадает с ее основным содержанием заключается в формировании, систематиз. обоснован., мировозр. знания в возможности через философ. образов. формировать мировоззрение людей). Мировоззрение – система взглядов человека на мир. Структура: 1) оценочные взгляды 2)идеальные взгляды 3)практические взгляды. Виды: обыденный и теоретический. Обыденный уровень - это мироощущение, мировосприятие и миропредставление. Теоретический уровень включает научные знания о естественной, социальной и духовной картинах мира. В этом отношении философия выступает обобщением знаний о мире. Мифологическое мировоззрение – миф, символ, выраженный в слове. Религиозное мировоззрение - схоже с мифологическим ( символы). Философское – от частей к общему. Диалектический метод: в одном есть всё и в одном нет ничего.
2) методологическая (заключается в сознательном систематическом анализе и выборе целесообразности путей и методов познания предмета)
3) эвристическая (эвр – теории обознач. обл. исследов. закономерности научного и технического творчества)( проявляется в возможности получен. новых знаний, новых результатов исследований в ходе философского анализа проблемы и путей ее решения)
4) логическая (содержан. ее является анализ понят., сужден., теорий с точки зрения их соответствия законам логики)
5) критическая (ф-ия не останавливается на достигнутых результатах, она постоянно стремиться к выдв. и критическому анализу всё новых и новых возм. подходов)
Основные аспекты философского знания: онтология (учение о бытии (то, что есть; сущность, дающая существование; укоренённость и первооснова мира); гносеология – учение о знании; антропология – изучение человека.
Существует также ряд философских дисциплин, которые, возникнув в лоне философии, обрели статус самостоятельных, не перестав тем не менее быть философскими. К таким дисциплинам относятся: Этика - учение о морали, о добре и зле, всеобщих принципах совместной жизни людей. Эстетика - наука о прекрасном и безобразном, проявляющихся в жизнедеятельности людей, их отношениях к природе и между собой. Логика - наука о правильном мышлении, его законах и принципах, о формах рационального познания. Философия права - теория, раскрывающая наиболее общие принципы бытия правовой реальности, взаимосвязи "системного мира" и повседневной реальности личности. Философия политики - знание о наиболее общих основаниях и возможностях политики в различных ее проявлениях, их причинах и следствиях, связях между собой и другими общественными явлениями и процессами. Философия науки - теория возникновения и закономерностей функционирования и развития науки и научного знания. Философия религии исследует веру как социальный феномен, ее роль и функции в обществе. В этом ряду находятся также философия культуры, философия истории и т.д.
История взаимоотношения философии и науки складывалась не однозначно и тем не менее существуют следующие этапы их взаимоотношений:
- Синкретическое, т.е. неразличимое, единство науки и философии. Они не различаются ни предметом, ни методом , ни достигнутыми результатами (6 в. до н.э. – 17 в. н.э.).
- Начало различия предметной области философии и науки. Представление о том, что философия должна заниматься воспитанием человека, а изучение природы предоставить науке (17-19 в.)
- Многообразие предложений о том, чем должна заниматься философия (19-20 века).
Сегодня разделяется мнение, что наука предпочитает браться за решение любых проблем, относительно которых возможна опытная проверка. В противном случае проблемы получают наименование ненаучных, и в этом своём качестве они остаются на рассмотрении философии. В советский период такие проблемы получили название мировоззренческих.
Сейчас философия оказывает наукам многообразную помощь:
1) Помогает формировать новые предметные области научных исследований.
2) Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и анализировать полученные противоречия.
3) Помогает критически осмыслить полученные результаты.
4) Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия.
5) Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается культурная функция ф-ии.
6) Помогает оценить общественную значимость научных результатов.


4. Основной вопрос философии. Исторические формы материализма и идеализма.


Основной вопрос философии сформулировал Энгельс - есть вопрос об отношении мышления к бытию. Суть: как соотносятся материальное и идеальное, дух и природа. Выделяют две стороны этого вопроса: 1) Что является первичным 2) Познаваем ли мир.
В зависимости от ответа на первую сторону вопроса философы подразделяются на материалистов и идеалистов. Материалисты за первичность берут материю, сознание рассматривается ими как отражение материального мира в их понимании. Первоначально под материей понималось первовещество (вода, воздух); в последующем - природа, физический мир или его свойства (протяженность); в наши дни под материей понимается все, что противостоит сознанию, духовному, идеальному. В практике нельзя абсолютно разграничить материальное и идеальное. Идеализм - философский взгляд на мир, который кладет в основу сущего идеальное начало - Бога, Логос, Мировой разум, Идею. Они либо существуют независимо от человека (объективный идеализм), либо выводятся из разума самого человека или его ощущений (субъективный идеализм). Пантеизм, где первоосновой считается Бог, "всеприсутствующий" или отождествляющийся с природой; деизм, где признается создание природы Богом, но утверждается, что после ее сотворения природа уже существует без божественного вмешательства.
В зависимости от решения второй стороны вопроса философия разделяется на гносеологический анализ и агностицизм. гносеологический анализ (когнитивистский) - признание познаваемости мира (по ведущим средствам познания различают: а) эмпиризм, который утверждает, что только опыт; б) сенсуализм - рассматривающий чувства, ощущения; в) рационализм - лишь разум позволяет достоверно познать мир, постичь истину; г) иррационализм, отвергающий всё и отводящий ведущее место в познании внерациональному - интуиции, вере; по способу познания выделяют: а) диалектическую философию, утверждающую, что мир находится в постоянном изменении, а все его элементы взаимосвязаны ; б) метафизическую философию, которая рассматривает мир в статике, а его фрагменты как изолированные друг от друга и абсолютизирует их; в) феноменологическую философию, претендующую на универсальный метод раскрытия смысла предметов и постижения истины при помощи феноменов; д) герменевтическую философию как теорию интерпретации мира, событий и явлений при помощи "предмнения"., " предпонимания ", "вчувствования" ; агностицизм - отрицание познаваемости мира.

Сегодня многие отрицают основной вопрос философии и его значение. Главной проблемой выступает человек, но основной вопрос несколько иного рода. Это вопрос мировоззренческой ориентации человека.