Проблема ценностей в философии.

«Ценность — это интерпретационный конструкт», — считает известный немецкий философ Г. Ленк. Ценность — это интерпре¬тация, в которой субъект выражает свои предпочтения.
Аксиология (от греч. — «ценность»), - исследование природы ценностных отношений. Тогда же возникли разные аксиологические школы: натуралистического психологизма (А. Мейнонг, Дж. Дьюи, Р.Б. Перри и КЛ. Льюис), аксиологического трансцендентализма (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), культурно-исторического релятивизма (В. Дильтей, М. Вебер, О. Шпенглер, Л. Тойнби, П. Сорокин).
Общей характеристикой ценностей является духовная сущность, а формой проявления — традиции, нормы, правила, заповеди, установки. Ценностное сознание имеет право выбирать, осмысливать значимость объектов.

Ценности есть отражение и реализация наиболее общих межсубъектных отношений, которые служат объединению людей на всех уровнях — от личности, индивида до общества в целом
Ценности принадлежат к сфере долженствова¬ния. Например, Добро, Справедливость, Красота, Истина существу¬ют не предметно, а только как значимости, как ценности.
Ценности можно разделить на предметные (материальные) и идеальные (духовные).
К материальным ценностям относятся потребительские стоимо¬сти, отношения собственности, совокупность материальных благ и т.д.
Социальные ценности составляют духовную жизнь человека, его общественную и моральную честь, его свободу, достижения науки, социальную справедливость и т.д.
Политические ценности — это демократия, права человека.
Духовные ценности бывают этическими и эстетическими. Этические — это традиции, обычаи, нормы, правила, идеалы и т.д.; эстетические— область чувств, природные качества посмею», образующие внешнюю сторону. Второй пласт эстетических ценностей – предметы искусства, кот составляют итог преломления эстетических свойств мира через призму чел таланта.
Научная оценка — оценка достижений и неудач науки, деятель¬ности ученых и научных учреждений. Научная ценность той или иной объективной истины определяется тем, насколько глубоко отражает эта истина сущность вещей и как она служит на практике человечеству в его прогрессивном историческом развитии.
Политическая оценка—это осознание того, какую ценность пред¬ставляют собой определенные явления общественной жизни для класса, социальной группы, с позиций которых делается оценка.
Моральная оценка представляет собой важный элемент морали как форма общественного сознания. (оцениваются конкретные человеческие поступки и общественные явления )
Эстетическая оценка заключается в сопоставлении произ¬ведений искусства и жизненных явлений с эстетическими идеалами
Можно выделить общечеловеческие, социально-классовые, групповые и индивидуальные ценности.
Социально-классовые ценности регулируют взаимоотношения классов, больших соц групп, а ценности личного порядка определяются склонностями, вкусами, привычками и др индивидуальными особенностями людей.
Общечеловеческие ценности — результат этого процесса, их сущ¬ность исторически конкретна, отдельные ее составляющие меня¬ются или актуализируются, становятся приоритетными в опреде¬ленный период истории.
Содержание ценностей всегда замыкается на субъекте (чело¬веке) и межсубъектных (межличностных) связях.
Известно, что проблема ценностей интерпретации фундаментально разрабатывалась Г. Риккертом и М. Вебером.
Теория ценностей Риккерта = ценности — это «самостоятельное царство», которое не относится ни к области объектов, ни к области субъектов, а мир состоит из действительности и ценностей.
Вебер, следуя риккертовской идее «теоретического отнесения к ценностям», его отличия от практической оцен¬ки. М. Вебер сочетал эти проблемы с герменевтическими понятиями истолкования, интерпретации, чувствования, существенно углуб¬ляя понимание проблемы связи с введением понятия целерациональности, а также разрабатывая концепцию «понимающей социо¬логии» с особым типом интерпретации — интерпретации поведения и действия человека.