рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философия Древней Индии

Философия Древней Индии - раздел Философия, Генезис философского знания. Мифология и философия Зарождение Относится К 10-9 Веку Д.н.э. Древнеиндийская Предфилософия ...

Зарождение относится к 10-9 веку д.н.э. Древнеиндийская предфилософия исторически восходит к III-II тыс. до н.э. и простирается до III-IV вв. н.э. За это время предфилософская мысль эволюционировала, появились значительные памятники культуры. Внутри этого периода выделяются несколько весьма самостоятельных этапов: ведический (до VI-V вв. до н.э.); послеведический (до III-II вв. до н.э.); период философии сутр (до III-IV вв. н.э.) [1].
В литературе встречается и другая периодизация. В частности, выделяются три периода: ведический, классический и индуистский : 1) ведийский период; 2) классический, или брахмано-буддийский, период - с 6 в. до н. э. до 10 в. н. э.; 3) послеклассический - 10-18 вв.; 4) новая и совр.).
Осн. понятия: Веды – «книги» - весь древнеиндийский эпос (состоят из нескольких книг: а) Самхиты; б) Брахманы; в) Араньяки; г) Упанишады. Наиболее древними источниками выступают Самхиты, состоящие из четырех сборников гимнов, тогда как остальные выступают своего рода комментариями к ним. Каждый из этих сборников со временем обрастал различными комментариям и дополнениями ритуального, (буквально "сидеть около", т. е. у ног учителя, получая наставления) По форме Упанишады обычно представляют собой диалог мудреца-учителя с учеником. В Упанишадах доминирует проблема первопричины, первоначала бытия. Это духовное начало - Брахман, или атман. Разделение знания на два вида: низшее и высшее. Низшее знание - это знание эмпирической действительности, которое считается знанием отрывочным, фрагментарным, а потому неистинным. Высшее знание - это знание духовного абсолюта, которое рассматривается как восприятие бытия в его целостности и главным средством приобретения которого служит, как правило, мистическая интуиция. В области этики в Упанишадах преобладает проповедь пассивно- созерцательного отношения к миру: высшим счастьем провозглашается избавление души от всяких мирских привязанностей. Социальные воззрения в Упанишадах представлены крайне скудно. Главное в них - признание незыблемости кастового деления людей. Брахман –высший бог в ведах; Вишну – бог – хранитель; Шива – бог – разрушитель; Атман – душа; Сансара - учение о переселении душ; Карма - учение о судьбе, воздаянии; Мокша - освобождение и совершенство души как цель.
В Индии формирование философии пролегало через оппозицию брахманизму (религия в период становления рабовладения). Все фил. системы в древней индии разделяют на Ортодоксальные и неортодоксальные 1-е - Признают авторитет вед (веданта, йога, вайшешика, ньяя, миманса, санкхья) 2-е -не признают авторитет вед (Джайнизм, Буддизм, Чарвака).
Общие черты инд. фил сис-м
1) Фил рассмотр, как руководство к жизни 2) Начальной стадией фил учений выступ пессимизм. 3) Вера в вечный нравственный закон в карму 4) Важнейшая задача человека - самоконтроль над своим собственным Я. 5) Цель - нирвана (блаженство, счастье). Краткий анализ брахманизма, джайнизма и буддизма свидетельствует об общей смысловой направленности индийской религиозно-философской мысли. Она предстает как целостная концепция личности, стремящаяся помочь человеку в его волнениях и страданиях.

Брахманизм; Брахман - высшее начало, абсолют. Он вне пространства и времени, вне причинно-следственных отношений. Все, что есть в мире, исходит из Брахмана. Это абсолютное, духовное начало, из которого возникает все сущее. Вне Брахмана нет ничего. В нем, как в зародыше, заключено будущее бытия.
Джанизм возникает в 6 в.д.н.э. это этическое учение указывает путь освобождения души. Источник мудрости не бог, а святые, достигшие святости своим поведением. Для джайнизма, как и брахманизма, характерна направленность на индивида, личность. Однако в джайнизме больше элементов рационализма. Он в определенном смысле противостоит брахманизму. Джайнизм отрицает святость Вед, решающее влияние богов на судьбы людей и т.д. Центральной, системообразующей проблемой джайнизма выступает личность, ее место в мироздании. Джайнисты старались освободить не только телесное, но и духовное в человеке. Характерно, что в решении этого принципиального вопроса сторонники джайнизма шли по пути, близкому к брахманизму, йоге, буддизму при всех их конкретных различиях. Освобождение духа джайнизм основывает на действии закона кармы, который регулирует связь индивидуаль ной души с природой. Сущность личности двояка: она одновременно материальна и духовна.
Буддизм возникает в 6-5 в д.н.э Основатель Сиддхартха Гаутама (Будда – «просветлённый»(563-483 до н.э.)). Благородные истины, открытые Буддой: 1) жизнь есть страдание; 2) причины страданий - наши желания, жажда жизни; 3) от страданий можно избавиться 4) есть путь избавления от страданий: надо избавиться от желаний. В основе буддийской концепции человека лежит идея перевоплощения (метемпсихоза) живых существ. Смерть в ней означает не полное исчезновение, а распад определенной комбинации дхарм - вечных и неизменных элементов сущего, безначального и безличного жизненного процесса - и образование другой комбинации, что и представляет собой перевоплощение. Новая комбинация дхарм зависит от кармы, которая представляет собой сумму грехов и добродетелей человека в прошлой жизни. Дхармы - своеобразные атомы, которые живут, видоизменяясь, перерождаясь каждый миг, вспыхивая и угасая; их поток и составляет жизнь. Важной составной частью буддийского мировоззрения выступает учение о познании человеком себя и мира через процесс самоуглубления и самосозерцания в йоге.
В области гносеологии:
Мир Майя – чувственно-ложное восприятие мира.
Люди делятся на 4 касты: 1) брахманы; 2) кштарии ( воины и гос. мужи); 3) вейши (торговцы и ремесленники); 4)шудры (слуги)


6. Философия Древнего Китая

Конфуцианство: 551 - 479 г.д.н.э (5 в. до н. э.). Кун Фу-Цзы. Основа - соц. этич. проблемы. Он создает идеал высоко морального ч-ка. Который должен: жить для общества и государства, соблюдать правила нравственности и религии, избегать крайностей, быть требовательным к себе. Основные его идеи изложены в книге "Лунь юй". Центральной, системообразующей идеей учения Конфуция выступает "жэнь", или гуманность, человеколюбие. Для Конфуция "жэнь" - это показатель истинно человеческого в человеке, естественное, инстинктивное чувство, обогащенное культурой. "Жэнь" раскрывается через категории "сяо" - почтительное отношение к своим родителям, "ди" - распространение такого отношения на ровесников и других окружающих, "чжун" (преданность) - цивилизованное отношение к вышестоящим. Философия Конфуция: 1) Философия не создаёт систем, это совокупность высказываний; 2) Философия должна формировать ритуалы; 3)Люди живут плохо, т.к. забыли обычаи предков. Должно быть го-во с иерархией начальников. Конфуций касается и традиционных для философии вопросов гносеологии и онтологии (не столь концептуальны). Конфуций вошел в историю культуры обсуждением не этих проблем. Золотое правило нравственности: поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. В 1 в.д.н.э. конфуцианство превратилось в религию, где верховной силой считается небо. Большое место отводится ритуалам. Отсутствуют жрецы, обряды выполняют чиновники.
Даосизм: 6-5 в. д.н.э. Лао Цзы. Центральное понятие дао - естественный путь, по которому должны следовать все и все в мире. Дао выступает праотцом всех вещей. Вопрос о причинах появления дао не ставится. Оно невыразимо словами. В нем начало неба и земли. Тайна дао доступна только тем, кто лишен страсти. Даосизм проповедует пассивное отношение к миру, идеал гармонии ч-ка и космоса, слияние ч-ка с природой и космосом. Стремление ч-ка ворваться из гос-ва, где он просто винтик, доказывая, что принятие обществом жестко определенной системы этических норм конфуцианства свидетельствует о наличии в этой этической системе проблем, которых она не может разрешить. В этом плане Даосизм противоположен конфуцианству. Лучший способ разрешения проблем в соответствии с дао - это отказ от агрессии, достижение согласия с помощью компромиссов, уступок.
Принципы: всеобщей связи, недеяния, следования естественности, незнания.
Естественнонаучные наблюдения не находили адекватного выражения в философии, так как философы, как правило, не считали нужным обращаться к материалам естествознания.
Одно из важных мест в борьбе идей в течение VI-V вв. до н. э. занимал вопрос о небе и первопричине происхождения всего сущего. Понятие неба включало и верховного владыку (Шан-ди), и судьбу, и понятие первоосновы и первопричины всего сущего и одновременно было как бы синонимом естественного мира, "природы", окружающего мира в целом.
Идеология конфуцианства в целом разделяла традиционные представления о небе и небесной судьбе, но делала упор не на проповедь величия неба, а на страх перед небом, перед его карающей силой и неотвратимостью небесной судьбы. Конфуций говорил, что благородный муж должен испытывать страх перед небесной судьбой, и даже подчеркивал: "Кто не признает судьбы, тот не может считаться благородным мужем". Небо Конфуция определяет для каждого человека его место в обществе, награждает, наказывает.
Мо-цзы, живший после Конфуция в 480-400 гг. до н.э., - воля неба познаваема и всем известна - это всеобщая любовь и взаимная выгода. Судьбу же отвергает в принципе. Таким образом, у Мо-цзы трактовка воли неба имеет критический характер: отрицание привилегий господствующего класса и утверждение воли простолюдинов.
Ян Чжу (VI в. до. н. э.) отрицал сверхъестественную сущность неба. На смену небу Ян Чжу выдвигает "естественную необходимость", которую он отождествляет с судьбой.
Философская концепция бытия у китайских мыслителей, как она представлена в "Книге перемен", исходила из нескольких принципов. Во-первых, мир целостен, един, представляет собой бесконечный процесс становления. Китайская философия даже не ставила вопрос о познании первосущего самого по себе, вне и независимо от познающего субъекта. Задача сводилась к единобытию с миром, достижению гармонии с Космосом, проникновению в подлинную реальность небытия через бытие. В IV-III вв. до н. э. дальнейшее развитие получает космогоническая концепция, связанная с силами ян и инь (В основе всего принципы инь и ян, где инь - темное, пассивное начало, а ян - носитель активности, освещающий путь познания вещей) и пятью первоначалами, стихиями – усин: дерево, огонь, земля, металл, вода. Материалистические тенденции в понимании неба и природы развивали представтели даосизма. Во-вторых, особенностью китайского типа философствования является антропологическая направленность с акцентом на его морально-этические принципы (конфуцианство). В-третьих, для китайского типа философствования важны образность, метафоричность и интуитивность, вызванные указанными выше особенностями, поскольку целое, единство бытия и небытия нельзя постичь наблюдениями или с помощью науки.
В целом философская мысль Китая, как и его наиболее известных представителей Конфуция и Лао-цзы, направлена на познание человека, отношение человека и человека, человека и государства, анализ моральных принципов семьи и государства. Основная интенция восточной мысли - формирование просветленного человека, который бы мог проникнуть в собственную сущность не с помощью науки, а непосредственно интуитивно. Конфуцианство и даосизм в своей основе не исключают друг друга, а взаимодополняющие

7. Античная философия (общая характеристика).

Античная греческая и греко-римская философия имеют более чем тысячелетнюю историю, начиная с VII в. до н.э. и до 529 г. н.э., когда император Юстиниан закрыл языческие школы, разогнав их последователей. Внутри этого периода можно различить следующие фазы:
1) Период натуралистический (досократовский: 7 -6вв до н.э.) с его проблемами физиса (природы) и космоса, между VI и V вв. до н.э., где действуют ионийцы (милетская школа), пифагорейцы, элеаты, плюралисты и физики-эклектики.
2) Период так называемый гуманистический(классический: 5 – 4 вв. до н. э.), герои которого — софисты, и в особенности, Сократ, впервые попытавшийся определить сущность человека, Платон, Аристотель.
3) Период большого синтеза Платона и Аристотеля (греко-римский: 3 в. до н.э. – 3 в.н.э.), характеризующийся открытием сверхчувственного и органической формулировкой основных философских проблем: эпикурейство, стоицизм.
Социально-историческая действительность требовала необычайного развития отдельной человеческой личности, требовала огромного развития субъективных усилий человека. Но такой человек чувствовал и свою самостоятельность, тем самым уходил в свои собственные глубины, развивалось субъективное самочувствие человека. Эту эпоху мы условно называем ранним эллинизмом, относя ее к IV - I векам до н. э.
В античности три главные школы раннего эллинизма - стоицизм, эпикуреизм и скептицизм.

Остальные века античной философии, то есть I - VI н.э., мы условно называем поздним эллинизмом, условно потому, что сюда входит и вся римская философия, настолько развивавшаяся под влиянием греческой философии, что ее тоже удобно будет относить к +позднему эллинизму. Сущность позднего эллинизма имела свою собственную и весьма реально представленную историю. Окончательный вид философия этого периода получила только в последние четыре века античной философии, а именно в школе так называемого неоплатонизма, просуществовавшей в течение III - VI вв. н. э.
4) Период эллинистических школ эпохи завоеваний Александра Македонского и до конца языческой эры — кинизма, эпикуреизма, стоицизма, скептицизма и, наконец, эклектицизма.
Гибель античной философии. Античная философия началась с мифа и кончилась мифом. И когда был исчерпан миф, оказалась исчерпанной и сама античная философия. Однако умирала она отнюдь не ср+азу. В самом конце античности появился целый ряд теорий упадка, которые уже переставали соответствовать античному духу и стали в той или иной степени зависеть от христианской идеологии, в те времена прогрессивной и восходившей.
5) Религиозный период античной языческой мысли — возрождающегося неоплатонизма и его модификаций.
6) Христианская мысль в ее зарождении и попытке рационально сформулировать догму новой религии в свете категорий греческой философии.
Первой попыткой синтезировать Ветхий Завет с греческой философией была теория Филона Александрийского, не имевшая продолжения. Победа христиан была отмечена преодолением способа мышления древних греков. Она подготовила средневековую цивилизацию, первоначально антично-христианскую, а позднее европейское христианство.
Античная философия имеет свои временные и пространственные границы. Время ее бытия - с VI в. до н.э. и до VI в. н.э., когда император Юстиниан закрыл в 529 г. н.э. последнюю философскую школу - Платоновскую Академию. Пространство ее бытия - Греция и Рим. Естественно, что она обрела свою жизнь не только в это тысячелетие и не только греки и римляне испытали влияние этой культурно-философской традиции. Проблематика, намеченная греческими мыслителями, стала жить самостоятельной жизнью в первую очередь в Европе, а затем и во многих регионах мира. Рационалистическая традиция Платона - Аристотеля в значительной мере стала идейной основой христианства.Философия Древней Греции: Родина философии в собственно европейском смысле слова - Древняя Греция. 1)Рационалистическая, фил. вопросы решаются с помощью разума, 2) Практическая, 3)Динамическая. Периодизация: 7 в. до н.э. – 3 в. н.э. – весь период античной философии: 1. Досократовский: 7-6 вв. до н. э. , носит космоцентрический характер и сохраняет вначале черты мифологии. Вместе с тем и пифагорейцы, и представители милетской и элейской школ выступают как философы, поскольку стремятся познать Космос, внешний мир, построить моноэлементную модель бытия. 2. Классический: 5-4 вв до н.э. 3. Греко-римский: 3 в. до н. э. – 3 в. н. э.


8. Досократики: милетцы, пифагорейцы, Гераклит, элеаты.

ДОСОКРАТИКИ - новоевропейский термин для обозначения ранних греческих философов 6-5 вв. до н.э. Сочинения досократиков известны только по фрагментам, сохранившимся в виде цитат у позднейших античных авторов.
Виднейшие философы-досократики: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (Милетская школа), Пифагор и пифагорейцы, Гераклит, Парменид и его последователи (Элейская школа), Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит. В центре внимания всей философии досократики — космос, его элементарные первоначала, причины различных природных явлений, отчего эта традиция называется также космологической и натурфилософской. Суммой и итогом развития всей ранней философии явилась атомистическая система Демокрита. В ранний период греческая философия сформулировала два универсальных тезиса, позволяющих говорить о ней как о самостоятельной школе мысли: «из ничего ничего не бывает» и «подобное познается подобным», которые так или иначе присутствовали во всех построениях досократиков.
Милетская школа: (п.п VI) материалисты. Фалес – первооснова мира - вода, Анаксимандр – первовещество (“апейрон”), Анаксимен – первооснова мира - воздух. Демокрит заканчивает идею Анаксимандра: первооснова мира – атомы и пустота. Атомы – единые неоднородные частицы вещества. Первая философская школа; ввели первую систему терминов, первые из философов стали писать сочинения прозой. Не делали принципиального различия между живым и мёртвым. Неживое лишь менее одушествленно. Душа – это подвижный вид первовещества.
Пифагорейцы: (н. IV) идеалисты. Строгие обычаи, неразглашение, высокая нравственность (подобие закрытой секты), вера в перерождение души с целью её очищения. Основа мира – не материальное начало, а числа, которые образуют космический порядок. Отрывали числа от вещей, обожествляя их. Всё состоит из противоположностей. Числа делятся на основные и неосновные ( чётные). Главные числа: 1 – мир един, 2 – мир един, но имее 2 стороны, 3 – Ребёнок – создание двух человек, 4 – развитие имеет 4 цикла, 10 –сумма всех этих чисел.
Гераклит: (род. ок. 540) Не был ничьим слушателем, непосредственных учеников у него также, скорее всего, не было, однако его интеллектуальное влияние на последующие поколения античных мыслителей значительно. Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь сгущается в воздух, воздух превращается в воду, вода — в землю. Сама Земля была некогда раскалённой частью всеобщего огня, но затем — остыла. Логос имеет функцию управления (вещами, процессами, космосом). Гераклит считал, что всё постоянно и непрерывно меняется. Положение о всеобщей изменчивости связывалось Гераклитом с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием. Логос в целом есть единство противоположностей, системообразующая связь. Сочинения Гераклита не сохранились до наших дней. Сократ, характеризуя стиль сочинения Гераклита, говорит, что для его понимания нужен делосский ныряльщик. Имеется в виду нарочитая загадочность и парадоксальность его выражений, преднамеренная многозначность терминов и синтаксиса, сложная игра слов. В классической античности за Гераклитом укрепилось прозвище «тёмный». Основоположник диалектической традиции в греческой философии, Гераклит, чье выражение "Все течет, все изменяется" стало классическим, противостоял Элеатам,. Миром управляет Логос. Основными свойствами мира, его закономерностями выступают всеобщая связь и изменение.

Элейская школа: (IV-V) характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре - учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа; Мелисс суммировал школьную догматику в трактате «О природе», или «О бытии». Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) — есть, а «того, чего нет» (небытия) — нет, ибо нельзя мыслить несуществующее. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Впервые противопоставили мышление чувственному восприятию. Действительно существует не то, что мы непосредственно воспринимаем и чувствуем, а то, что мы мыслим. Отсюда утверждение о том, что мыслимое существует, а немыслимое, не существует. Все эти положения нашли отражение и в знаменитых апориях (парадоксах) Зенона, таких как "Ахиллес и черепаха", "Дихотомия (деление пополам)" и др. Зенон: вопросы познания. Чувственное – ложное, а рациональное м.б. и ложным и истинным. Рассматривл АПОРИИ, Зенон с помощью логики показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, нежели Парменида.
Значительной в древнегреческой философии была атомистическая традиция Демокрита, углубившая обсуждение проблемы бытия и небытия. Демокрит исходит из того, что в основе сущего лежат неделимые, неуничтожимые, не состоящие из частей, вечные частицы, названные им "атомами". Тем самым многообразие сущего сводится к движущимся в пустоте атомам. Это продолжает традицию, идущую от Фалеса, Анаксимена, Пифагора, Гераклита, но углубляет ее, поскольку у атомов больше объяснительных возможностей, так как они могут образовать различные комбинации.
На первом этапе развития греческой мысли не всегда осознается различие между понятиями и реальностью, бытием и мышлением, что приводит к их неявному или явному отождествлению. Это нашло отражение в построениях философов милетской школы, Гераклита, у которых нелегко провести границу между водой Фалеса, воздухом Анаксимена, огнем Гераклита как всеобщими сущностями, образующими начало бытия, с одной стороны, и соответствующими чувственно воспринимаемыми природными стихиями - с другой.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Генезис философского знания. Мифология и философия

Философия как самостоятельная система знаний появляется примерно в одно время VI V вв до н э у разных народов и в разных странах в Индии... Миф как объект философской...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философия Древней Индии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Миф как объект философской рефлексии.
Рефлексия (лат. обращение назад). Термин, означающий отражение, а также исследование познавательного акта. В различных философских системах он имел различное содержание. Фантастическое о

Предмет и функции философии. Взаимосвязь философии и частных наук.
Предмет философии: Философия изучает мир как целое От слова «филос» - любовь и «софос» - мудрость , «любовь к мудрости» Истина - абсолютное знание о мире И у Канта, и у

Софисты и Сократ. Метод Сократа.
СОФИСТЫ (от греч. «софос» — мудрый) — представители интеллектуального течения в общественной и культурной жизни Древней Греции сер. 5-1-й пол. 4 вв. до н.э., платные преподаватели красноречия

Проблемы социальной философии в работах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо.
Гоббс шел в русле идей Макиавелли, т.е. рассматривал социальную жизнь с позиций индивидуализма и рационализма, признавал "злую" природу человека. Учение о государстве можно рассмат

Феноменология Э. Гуссерля.
Феноменология является особой наукой о феноменах. Феменология имеет дело с феноменами, которые есть явления какой-то реальности, проявление ее, ее самообнаружение, самораскрытие."Само-в-себ

Психоаналитическая антропология З.Фрейда и неофрейдизм (Э. Фромм).
Основателем психоаналитического направления в антропологии стал Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский врач-невропатолог, который предложил новый метод лечения больных неврозом. Основой этого

Русская философия XX в.
Ограничение русских интересов до 19 в. Отсутствие собсвтенных философских школ. Соловьев явился русским Платоном. Ценность личности и личной судьбы в русской философии XX в. была противопос

Вопрос о сущности техники в философии ХХ в. Технократические и антитехнократические утопии постиндустриального общества.
Филосо́фия те́хники — исследование первопричин техники. Основоположиником этого раздела философии является Эрнст Капп, написавший «Основные направления философии техники» вышла в свет

Принципы и категории онтологии.
Исходной категорией в философском осмыслении мира является категория «бытия». В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его соз

Философские концепции пространства и времени. Особенности социального пространства и времени
Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени в истории философии распадалось на три группы проблем: 1. Каков гносеологический статус этих понятий? Являются ли они характеристиками материаль

Идея развития в философии
Развитие является основным предметом изучения. Познание законов развития дает возможность управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объективными законами и потребностями человече

Исторические формы диалектики.
Слово «диалектика» пришло к нам из древнегреческой философии. Его впервые ввел в философию Сократ, который считал, что для постижения истины необходимо разработать искусство спора. В средневековой

Формы и уровни познания. Научное и вненаучное познание.
Познание — обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, совершенствование и воспроизводство. Это такое взаимодейст

Понятие субъекта и объекта в гносеологии.
Познание предполагает раздвоенность мира на объект и субъект. Мир существует для нас лишь в аспекте его данности познающему субъекту. Понятия "субъект" и "объект" соотносительны

Методы научного познания.
Методология — это учения о методах познания и преобразования действительности. Метод — это система регулятивных принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельн

Духовная жизнь общества.
Духовная жизнь общества - это сфера общественной жизни, определяющая в совокупности с экономической и социально-политической жизнью специфику данного общества во всей его целостности (все ду

Специфика социального познания.
Имеются свои характерные черты и у социального познания, которое присуще социальной философии. Следует, конечно, иметь в виду, что в строгом смысле слова всякое познание имеет социальный, обществен

Общественное бытие и общественное сознание.
Общественное бытие и общественное сознание - две стороны, материальная и духовная, жизни общества, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии. Под О. б. маркс

Взаимодействие общества и природы. Учение В.И.Вернадского о ноосфере.
Под ноосферой понимается сфера взаимодействия природы и общества, в которой человеческий разум при посредстве технически оснащённой деятельности становится определяющим фактором развития. В. И

Философия истории. Формационный и цивилизационный подходы к осмыслению исторического процесса.
Филосо́фия исто́рии (историосо́фия) — раздел философии, призванный ответить на вопросы о том, что́ есть история, каков её смысл и конец, если вообще таковые имеются. В этой обла

Глобальные проблемы современности.
Глобальные проблемы - комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих как мир в целом; так и его регионы или страны. К ним относятся прежде всего: -предотвращение м

Проблема ценностей в философии.
«Ценность — это интерпретационный конструкт», — считает известный немецкий философ Г. Ленк. Ценность — это интерпре¬тация, в которой субъект выражает свои предпочтения. Аксиология (от греч. —

Проблема смысла жизни в философии.
Вопрос о смысле жизни - это очень человеческий вопрос. Смыслом наделены лишь человек и продукты его деятельности. Различное отношение людей к вопросу о смысле жизни нашло отражение в таких воз

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги