Феноменология Э. Гуссерля.

Феноменология является особой наукой о феноменах. Феменология имеет дело с феноменами, которые есть явления какой-то реальности, проявление ее, ее самообнаружение, самораскрытие."Само-в-себе-себя показанием".
Гуссерль Эдмунд (1859 - 1938) - нем. философ-идеалист, основатель т. наз. феноменологической школы (Феноменология). Истоки его философии - учения Платона, Лейбница, Врентано. Теоретическая программа первых работ Г. - превращение философии в «строгую науку», создание теоретических основ научного знания. О этой целью, по Г., необходимо попытаться выделить в чистом виде категориальные основы научного мышления. Средством их обнаружения Г. считал «феноменологическую редукцию», метод, посредством к-рого можно очистить «данное» от наслоений, привносимых культурой, историей, личными факторами. Анализ результата «феноменологической редукции», мира феноменов, лишенных всякого произвольного истолкования, приводит Г. к выводу о наличии уровней феноменов и особой сферы сущностей, в духе платоновского идеализма. Правда, последние не существуют в виде особого «царства», а лишь обладают «значением». Однако в целом взгляды Г. субъективно-идеалистические, поскольку предмет познания существует лишь постольку, поскольку субъект осуществляет «интенциональные акты», направляет сознание на тот или иной предмет, причем предмет таким способом не только обнаруживается, но и создается.«Поздний» Г. отказался от попыток создания философии в качестве «строгой науки» и обратился к исследованию «жизненного мира», представляющего собой результат мыслительной и эмоциональной деятельности отдельных субъектов. С этой позиции он подверг критике науку и научное мышление, неспособные якобы исследовать этот предмет. Идеи Г.: оказали большое влияние на последующее развитие буржуазной философии. Элементы объективного идеализма Г. были развиты в «критической онтологии» Н. Гартмана и неореалистических школах США и Англии, а субъективный идеализм Г. в немалой степени стал основанием нем. экзистенциализма (особенно Хайдеггера). Осн. соч.: «Логические исследования» (1900, 1901) и опубликованные после смерти «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1954), «Первая философия» (1956- 59).
Особое место в феноменологии занимает работа сознания. Сознание - универсальный заменитель всего, с чем человек имеет дело. Это что-то вроде никогда не снимаемой перчатки на рук. Нельзя "потрогать" сам мир. Феноменология акцентирует внимание на неснимаемости перчатки. И мир, следовательно, это мир в сознании. Он дан в сознании. Феноменология выясняет эту данность мира, поределяет механизм этой данности, описывает условия, при которых мир может быть дан, т.е. просто может быть. Феномонология не отменяет существование реальности вне человека. Она лишь предполагает, что все "вне" изначально предполагает некие операции сознания. Следовательно сознание - это всегда сознание чего-то. В рамках феноменологии это означает, что разум офрмляет чувственный опыт не на основе этого опыта, но сам этот опыт опосредован работой разума.
Феноменология своей целью ставит не поиск причины бытия существующих феноменов, а факторы образования их значения. Констатация бытия вещи определяется состоянеие сознания, точнее его готовностью. Чтобы увидеть некую реальность, необходимо быть настроенным нечто увидеть.


27. Основы философской герменевтики.

Хотя история герменевтики может быть прослежена через Средневековье до античности, понятие герменевтики в его современном значении восходит к Новому времени. Возникновение герменевтики как особого философского течения последней четверти XX в., в центре внимания которого – проблемы понимания и интерпретации текстов, раскрытия смыслов, оказало определенное воздействие на развитие философии не только гуманитарных, но и естественных наук. Сам по себе термин "герменевтика" и соответствующее ему основное понятие возникли в глубокой древности. Как известно, в древнегреческой мифологии передником между богами и простыми смертными был Гермес. Он должен был истолковывать людям повеление богов, а богам просьбы людей. Отсюда и ведет свое происхождение термин "герменевтика", первоначально означавший искусство толкования изречения оракулов, древних текстов, знаков смысла чужого языка и т.п. В средневековье герменевтика была неразрывно связана с теологией, с толкование сочинений "отцов церкви". Приблизительно в середине 17 в. устанавливается различие между ходом истолкования и его методом: герменевтика как учение о «правилах» истолкования начинают отделять от экзегетики (как лишенной методологической рефлексии практики комментирования). Революционный шаг в становлении герменевтики как самостоятельной дисциплины сделан Шлейермахером, принципиально расширившим сферу подлежащих истолкованию текстов: для Шлейермахера — это «учение об искусстве понимания» письменных документов вообще. Задачу герменевтики составляет прояснение условий, делающих возможным уразумение смысла того или иного текста. Всякий письменный документ, по Шлейермахеру — это языковое обнаружение, имеющее двойную природу: с одной стороны, он — часть общей системы языка, с другой — продукт творчества некоторого индивида. Перед герменевтикой стоит поэтому двойная задача: исследование языкового обнаружения в качестве элемента определенной языковой системы и вместе с тем — как обнаружения стоящей за ним уникальной субъективности. Первую часть задачи выполняет «объективное» (или «грамматическое») истолкование, вторую - «техническое» (или «психологическое»). Грамматическое истолкование анализирует текст как часть определенной лексической системы, психологическое же — индивидуальный стиль, т. е. комбинации выражений, не заданные лексической системой.
Центральным методологическим принципом герменевтики является так называемый герменевтический круг: для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого. Например, слово может быть понято только в контексте фразы, фраза – только в контексте абзаца или страницы, а последняя – лишь в контексте произведения в целом, в свою очередь, невозможно без понимания до этого его частей. С точки зрения герменевтики, задача заключается не в том, чтобы разомкнуть этот круг, а войти в него.
Наиболее известные представители герменевтики – Ханс Георг Гадамер (р.1900), Поль Рикер (р.1913), Жак Лакан (1901-1981), Карп Отто Апель (р.1922) и др. Не анализируя подробно все аспекты герменевтики как философского направления, отметим только те из них, которые имеют значение для развития философской науки.