рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Развитие политической мысли в России в 19 веке

Развитие политической мысли в России в 19 веке - раздел Философия, Источником политической и правовой мысли древней и последующей Индии являются Веды” ведать Xix Век Занимает Особое Место В Истории Общественной Мысли России. В Этот Пер...

XIX век занимает особое место в истории общественной мысли России. В этот период быстрыми темпами шло разрушение феодально-крепостнической системы и утверждение капитализма. Шел процесс осознания необходимости конкретных преобразований, поиск путей их осуществления. В России сформировались три основных течения в развитии общественной мысли и общественных движений: консервативное, либеральное и радикальное (революционное). Российские консерваторы стремились сохранить в неизменном виде основы существующего строя. Либералы оказывали давление на правительство с целью заставить его пойти на проведение реформ, революционеры добивались глубоких перемен путем изменения политического строя страны.

Характерной чертой развития общественного движения в начале XX века являлось то, что и в либеральном, и революционном движении того времени над всеми другими классами доминировало дворянство. Это объяснялось: во-первых тем, что в среде дворянства сформировалась интеллигенция, которая первой начала осознавать необходимость преобразований; во-вторых, тем, что российская буржуазия в эпоху первоначального накопления политикой не интересовалась, ей были нужны не политические реформы, а административно-законодательные меры, способствующие развитию капитализма.

Поскольку ожидания реформ от властей, возникшие в период правления Александра I, не оправдали надежд, среди дворянства появляется революционное течение, которое нашло практическое выражение в движении декабристов.

Наиболее известными политическими организациями декабристов было Южное общество, образованное в 1821 г. на Украине, создателем и руководителем которого стал ГГИ. Пестель и Северное общество, образованное в 1822 г. в Петербурге, которое возглавил Н.М. Муравьев. Необходимо обратить внимание на программные документы декабристов: "Конституцию" Н.М. Муравьева и "Русскую правду" П.И. Пестеля. Их можно найти в "Сб. документов по истории России с древнейших времен до второй четверти XIX в." (Екатеринбург, 1993) или в "Хрестоматии по истории СССР с древнейших времен до 1861г." (М., 1987). Первая отражала взгляды умеренной части декабристов, вторая - радикальной. Н.М. Муравьев выступал за конституционную монархию, П.И. Пестель безоговорочно высказывался за республиканскую форму правления.

14 декабря 1825 года они предприняли попытку организовать восстание на Сенатской площади с целью принудить Сенат выполнить их требования: уничтожить самодержавие, отменить крепостное право и провозгласить переход к конституционному правлению. Однако восстание в виду его недостаточной организованности потерпело неудачу.

Во время николаевской реакции, последовавшей после поражения восстания декабристов, появилось идеологическое обоснование реакционной политики самодержавия - теория "официальной народности", которая зиждилась на трех постулатах: "самодержавие, православие и народность". Ее автором был министр просвещения С.А. Уваров. Теория официальной народности вызывала резкую критику не только радикально настроенной части общества, но и либералов. На рубеже 30-40 годов среди оппозиционных правительству либералов сложились два идейных течения -славянофильство и западничество.

Идеологами славянофилов были писатели, философы и публицисты И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, идеологами западников - П.В. Анненков, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, В.П. Боткин. Сходясь в критике российской действительности, славянофилы и западники резко расходились в поисках путей дальнейшего развития страны. Славянофилы (-фил - любящий, расположенный к чему-либо) преувеличивали национальную самобытность России, противопоставляли ее Западу, идеализировали допетровскую Русь и требовали возвращения к системе организации власти, когда последняя учитывала мнение народа через Земские соборы. Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации, что Россия и Западная Европа идут одинаковым путем, поэтому наша страна должна учитывать западноевропейский опыт.

 

Либеральные идеи славянофилов и западников оказали серьезное влияние на следующие поколения общественных мыслителей.

В период подготовки и проведения либеральных реформ второй половины XIX века общественное движение в России активизируется. Причины: неодинаковая оценка проводимых реформ со стороны различных слоев российского общества, их половинчатость, а также колебания правительственного курса (то меры в сторону либерализации, то усиление репрессий).

В пореформенный период сохраняются консервативное и либеральное течения в общественно-политической жизни России. Специфика российского консерватизма состояла в неприятии реформ 60-70-ых годов, в стремлении вернуть Россию к прежним дореформенным порядкам. Идеологами консерваторов были К.П. Победоносцев, М.Н. Катков, К.П. Леонтьев. Наиболее выпукло идеи консерватизма нашли выражение в работе К.П. Леонтьева "Византизм и славянство" (1875 г.), где он проповедовал "византизм", то есть предлагал России использовать опыт средневековой Византии.

Либералы второй половины XIX века отстаивали идею общности пути развития России с Западной Европой, настаивали на продолжение буржуазных реформ, выступали за расширение прав и функций местного самоуправления. Их организационной опорой были земства, журналы "Русская мысль" и "Вестник Европы"и научные общества. Среди идеологов российского либерализма особо выделяются два - Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин. Оба являлись основоположниками государственной школы в русской исторической науке. В пореформенный период активную деятельность развернули представители радикального (революционного) направления. Следует отметить, что радикализм во многом провоцировался реакционной политикой правительства и условиями российской действительности (полицейский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций).

В истории движения радикалов второй половины XIX века выделяются три этапа: 60-е годы - складывание революционно-демократической идеологии; 70-е годы -оформление доктрины народничества и деятельность организаций революционных народников; 80-90-е годы - начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы и союзы.

Формирование революционно-демократической идеологии в 60-е годы было связано с именами А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, которые создали теорию "общинного социализма". Она исходила из того, что Россия имеет все необходимые предпосылки для того, чтобы миновать капитализма и сразу перейти к социализму, опираясь на крестьянскую общину. Крестьянская община в случае отмены частичной собственности на землю при ее коллективизме, самоуправлении могла бы стать социалистической ячейкой общества. Но для того, чтобы расчистить путь для социалистического развития, необходима была крестьянская революция, свержение самодержавия и установление республики.

Под влияние идей Герцена и Чернышевского в России оформляется концепция народничества и создается ряд народнических организаций: "Земля и воля", "Черный передел", "Народная воля". В народничестве были три основных течения: 1) пропагандистское, возглавлялось П.Л. Лавровым, делало акцент на пропаганде среди крестьян в целях подготовки их к революции; 2) бунтарско-анархическое, возглавлялось оно М.А. Бакуниным, призывало к немедленному всеобщему крестьянскому бунту против царизма; 3) заговорщическое бланкистское, ориентировавшееся на заговор, на захват власти с помощью сильной конспиративной организации, возглавлялось Т.Н. Ткачевым.

В 80-90 е годы в результате раскола в радикальном движении, в нем появилось течение, которое сделало ставку на западно-европейскую теорию марксизма, квинтэссенцией которого стала идея социализма путем пролетарской революции. В 1883 году создается первая марксистская организация - группа "Освобождение труда" во главе с Г.В. Плехановым, которая находясь в Женеве, провела большую работу по переводу на русский язык произведений Карла Маркса и Ф. Энгельса. В самой России развернулась пропаганда марксизма в кружках Д.И. Благоева, Н.Е. Федосеева, М.И. Бруснева и др. В 1895 году в Петербурге под руководством В.И. Ленина создается "Союз борьбы за освобождение рабочего класса", который попытался возглавить Стачечное движение.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Источником политической и правовой мысли древней и последующей Индии являются Веды” ведать

С Ригведы берет начало концепция божественного закона риты который представляет собой космический порядок установленный изначально на небесах... Дхарма прежде всего обязанность Понятие прав личности в индийской... В Ведах Махабхарате Законах Ману и других древнеиндийских источниках говорится о делении общества на четыре...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Развитие политической мысли в России в 19 веке

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Политические идеи средневековья и Возрождения
В эпоху средневековья в трактатах таких религиозных мыслителей как Августин (354-430 гг.) и Фома Аквинский (1225-1274), предпринимались теоретические усилия для обоснования регулирующей роли церкви

Развитие либерализма проходило в нескольких направлениях.
Аристократический либерализм получил такое название, поскольку, кроме общих либеральных идей, мыслители данного периода отстаивали идею приемлемости ограниченной парламентской монархии. У

Концепции гражданского общества в мировой общественной мысли
Проблема личности и вмешательства государственной власти в дела общества и индивида существует еще со времен образования государства. В античной политической мысли (Платон, Аристотель, Цицерон) в и

Взаимосвязь государства и гражданского общества
Долгое время в политической науке понятия “гражданское общество” и “государство” не различались, использовались как тождественные. Однако, начиная с середины XVII века, процессы дифференциации разл

Проблема гражданского общества в истории социально-политической мысли
Само понятие "гражданское общество" появилось в XVII в., в частности в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, а затем получило свое развитие в XVIII в. в работах Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтеск

Многообразие политических концепций XX века
В XX веке политическая мысль представлена множеством разнообразных концепций, доктрин и т. д. Вместе с политическими учениями, которые были созданы в конце XIX века, в XX веке получили развитие и м

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги