рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Цивилизационный подход

Цивилизационный подход - раздел Философия, Социальная философия Философия Арнольда Тойнби А.тойнби Выдвинул Две Гип...

Философия Арнольда Тойнби

А.Тойнби выдвинул две гипотезы:

1. Не существует единого процесса развития человеческой истории,
эволюционируют лишь конкретные локальные цивилизации.

2. Жесткой взаимосвязи между цивилизациями не существует. Жестко
связаны между собой лишь компоненты самой цивилизации.

Таким образом, история человеческого общества описывается не прямой линией прогресса (как у Маркса), а предстает в виде ряда цивилизаций, каждая из которых возникает, развивается, а затем деградирует и погибает.

Цивилизация – устойчивая общность людей, объединенная, прежде всего
духовными традициями (религией) и географическими рамками.

В истории человечества существовало около трех
десятков локальных цивилизаций (шумерская, вавилонская, эллинская,
ортодоксальная христианская, индусская, исламская и т.д.).

Структура локальной цивилизации определяется посредством
системы «вызов — ответ».

По сути дела, «вызов» — это стимул для последующего конкретного действия, т. е. в терминологии А.Тойнби — «ответа», вне зависимости от того, последует этот «ответ» или нет.«Вызов» историчен, т. е. изменяется во времени, развивается по своей
сущности и может основываться на конкретных природных и социальных
катаклизмах. Божественная сущность «вызова», по мнению автора,
реализуется посредством действия самых различных природных и
общественных факторов, среди которых он называет суровые условия
природной среды, играющие существенную роль в жизни конкретных стран,
либо невыгодное экономическое положение или неожиданную агрессию
извне.

Согласно взглядам автора, успешность ответов
на вызовы определяется действиями «творческого меньшинства». Затем оно
увлекает за собой «инертное большинство» общества. «Творческое меньшинство» предстает
здесь в качестве меньшинства гениальностей, объединения творческих,
богоизбранных личностей. «Творческое меньшинство» управляет, используя
не столько силу, сколько интеллект, пытаясь направлять знания на благо всех
граждан и общества в целом. Данное сообщество людей является носителем и
одновременно «излучателем» творческого начала во все другие слои общества
— классы и группы, которые автор именует «инертным большинством».
«Творческое меньшинство», следовательно, увлекает за собой «инертное
большинство». Увлечь последних за собой творческому меньшинству позволяет не только власть, но и тот моральный авторитет, которым они
обладают в обществе.

Обсуждая проблему происхождения человеческой истории, английский
ученый верен себе, утверждая, что зарождение цивилизации есть первый
глобальный ответ человечества на божественный вызов.

 


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Социальная философия

В отечественной философской литературе термин quot социальная философия quot употреблялся редко и то применительно к западной социальной теории... Социальная философия в широком смысле раздел философии включающий... Общество как объект философского анализа Прежде всего необходимо различать...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Цивилизационный подход

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Общество как объект философского анализа
Понятие «общество», «общественный», «социальный», чрезвычайно распространены, хот я их смысл часто оказывается весьма многозначным и недостаточно ясным. Прежде всего необходимо различать т

Основные исследовательские программы в обществознании
Человеческое общество можно анализировать с различных позиций. 1. Натуралистическая концепция (XVII—XVIII вв.). Общество рассматривается как естественное прод

Идеалистическая концепция
Если натурализм чрезмерно принижает человека, растворяет в природе, то идеализм, наоборот, чересчур одухотворяет его, отрывает от природы, превращает духовную сферу общественной жизни в сам

Исследовательская программа марксизма
Связывает людей в «социальный организм» не общая идея или общий Бог, а произво­дительные силы и производственные отношения, видоизменения которых составляют ос­нову общественно-экономических формац

Формационный подход
Всемирно-исторический прогресс был представлен К. Марксом как естественноисторический процесс смены общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация – обществ

Культурологический подход
Данный подход к истории широко использовал немецкий философ Освальд Шленглер. Каждая культура существует изолированно и замкнуто. Таких культур восемь: индийская,

Роль народных масс и личности в истории. Концепции элит.
  Движущие силы развития общества связаны прежде всего с деятельностью людей. Человеческая деятельность выступает как бы своеобразным центром, вокруг которого и в связи с кото

Роль народных масс и личности в истории
Народ — это главная производительная сила общества, т.к. народные массы создают все материальные и в значительной мере духовные блага в обществе. Однако, решающая роль народных масс раскры

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги