Состав, правовой режим и источники формирования имущества религиозных организаций

Содержащийся в Законе о свободе совести[19] перечень объектов права собственности религиозной организации имеет несколько особенностей. Во-первых, он не является закрытым, во-вторых, возможности его расширения ограничены. Специальная правоспособность религиозных организации накладывает отпечаток как на содержание и способы осуществления, так и на круг объектов собственности указанных организаций. Имущество, находящееся в собственности РО, в основном предназначено для группового использования при осуществлении религиозной и сопутствующей ей деятельности. Неслучайно, кроме перечисления видов имущества, которым может обладать РО, законодатель вводит главный ориентир, подлежащий учету при всяком расширении названного перечня: «имущество, необходимое для обеспечения деятельности религиозной организации». В-третьих, предметы религиозного назначения выделены не случайно. Культовый характер вещей обуславливает их особый правовой режим -на движимое и недвижимое имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по претензиям кредиторов. Особо оговаривается нахождение в собственности РО предметов, зданий и сооружений, имеющих историческую и культурную ценность и охраняемых государством.

При классификации имущества РО выделяются следующие его группы: 1) имущество, предназначенное для осуществления собственно религиозной деятельности (предметы религиозного назначения); 2) имущество, предназначенное для осуществления иных форм деятельности религиозной организации (благотворительной, социальной, культурно-просветительской); 3) имущество, предназначенное для осуществления предпринимательской деятельности.

Обновление земельного законодательство делает актуальным анализ проблем землепользования и оформления прав на земельные участки религиозными организациями.

 

Источники формирования имущества религиозных организаций:

1. Пожертвования граждан и юридических лиц служат одним из источников образования имущества РО. В качестве пожертвования может передаваться как движимое, так и недвижимое имущество.

2. Одним из источников пополнения средств РО является выручка от реализации товаров, работ, услуг, понимаемая как прибыль от «основной деятельности» религиозной организации, а именно, проведения религиозных обрядов и церемоний, производства и реализации предметов культового назначения, так и выручка от разрешенной предпринимательской деятельности.

3. Реализация литературы религиозного содержания и предметов религиозною назначения может быть дополнительным источником поступления средств религиозной организации, но далеко не всегда относится к предпринимательской деятельности, причем не только по причине незначительной доходности этой деятельности, но и потому, что целью РО может быть не получение прибыли, а распространение своего вероучения, увеличение числа сторонников данного вероучения, обучение основам религиозного учения, поддержание интереса верующих граждан к исповеданию конкретного вероучения.

Закрепленное в п. 2 ст. 17 Закона о свободе совести право религиозных организаций учреждать организации, издающие богослужебную литературу и производящие предметы культового назначения, хотя и названо исключительным, но таковым не является. Это не единственное исключительное право, закрепленное за религиозными организациями. Использование законодателем в данном случае понятия «исключительное право» юридически некорректно.

4. Взимание платы за оказанные услуги религиозного характера также пополняет бюджет РО, хотя не все РО устанавливают фиксированную плату. Совершение таинств может и не охватываться «оказанием услуг» в смысле ст. 26 Закона о некоммерческих организациях[20]. Во-первых, эти «услуги» оказываются не на основании публичного договора. Во-вторых, совершение таинств зачастую требует предварительного соблюдения правил, условий, установленных каноническими нормами. В-третьих, во взаимоотношения РО с получателями «услуг» в форме совершения таинств государство не может вмешиваться и регулировать данные отношения правовыми нормами. В-четвертых, получение вознаграждения за оказанную «услугу» хотя и придаст отношениям некоторое экономическое содержание, вместе с тем не порождает отношений товарного обмена, а предпринимательский характер деятельности в этом случае может и отсутствовать.

С учетом того, что РО, как и другим некоммерческим организациям, предоставлено право заниматься предпринимательской деятельностью, в том числе по оказанию платных услуг, обоснован вывод о необходимости распространения на РО установленных законом требований к осуществлению данного вида деятельности,

Получение дохода от предпринимательской деятельности возможно для РО двумя путями: непосредственно, т. е. с использованием имеющейся у религиозной организации правовой формы, без создания каких-либо иных субъектов права, и опосредованно, т.е. путем учреждения новых юридических лиц. Выступая субъектом предпринимательской деятельности, РО подчиняется ограничениям, установленным законодательством (п. 1 ст. 117 ГК). Учреждая для осуществления предпринимательской деятельности коммерческие организации, самостоятельные в правовом отношении, РО сосредоточивает основное внимание на реализации уставных целей, но при этом само не становится субъектом предпринимательской деятельности.

Важнейшими источниками, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения собственности с участием РПЦ и ее религиозных организаций, являются ГК РФ. ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», ФЗ «Об общественных объединениях», ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», ФЗ «О некоммерческих организациях», ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» и др.

Вместе с тем, наряду с федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами религиозные организации Русской Православной Церкви действуют также в соответствии со своими Уставами и внутренними установлениями, которые также являются источниками регулирования отношений собственности с участием РПЦ и ее религиозных организаций. Это означает, что, помимо законодательства Российской Федерации, названные отношения регулируются нормами, содержащимися в актах, принятыми религиозными организациями в соответствии с ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Огромное значение имеет Устав Русской Православной Церкви[21], раздел XV которого содержит положения, касающиеся имущества и средств РПЦ и ее религиозных организаций. Говоря о соотношении современного законодательства с каноническим правом Русской Православной Церкви, нормы канонического права ни в коем случае не могут противоречить российскому законодательству. Если какое-то правило нашло закрепление в канонических источниках, но оно противоречит действующему законодательству РФ, то, несмотря на высшую, нравственную силу канонических норм, приоритет имеют нормы, установленные в Конституции РФ, ГК РФ, иных федеральных законах и нормативно-правовых актах. Канонические нормы могут применяться только в случае закрепления их в соответствующих нормативно-правовых актах, после чего их можно рассматривать в качестве источника права при решении вопросов, связанных с регулированием отношений собственности с участием РПЦ и ее религиозных организаций. До закрепления канонических норм в нормативно-правовых актах они имеют моральный, а не юридический характер, и могут применяться только внутри РПЦ и ее религиозных организаций.

Вопрос об источниках формирования имущества, поступающего в собственность Русской Православной Церкви и ее религиозных организаций, один из важнейших при характеристике их субъективного права собственности. В конечном счете, особенности источников формирования собственности РПЦ и ее религиозных организаций выступают одним из факторов того, что религиозная собственность представляет собой особую форму собственности, отличную от других форм.

Культовую деятельность ни в коем случае нельзя относить к предпринимательской деятельности религиозных организаций РПЦ. Данный вывод аргументируется тем, что, с одной стороны, культовая деятельность не соответствует главному признаку предпринимательской деятельности, изложенному в п. 1 ст. 2 ГК РФ, согласно которому предпринимательская деятельность направлена на «систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг». С другой стороны, культовая деятельность является неотъемлемым признаком религиозных организаций, сутью и основной целью которых является исповедание веры. В связи с этим неправильным представляется по отношению к доходам, получаемым от культовой деятельности, употреблять слово «прибыль». В то же время едва ли можно говорить «о пожертвованиях» применительно к культовой деятельности, как это делается в Уставе РПЦ[22]. Дело в том, что на практике далеко не во всех случаях услуги, связанные с культовой деятельностью, оказываются на безвозмездной основе. Если же они оказываются за определенную плату, нельзя говорить о том, что заказчик таких услуг «жертвует» конкретное имущество православной религиозной организации. Практика безвозмездного предоставления услуг, связанных с культовой деятельностью, достаточно распространена среди приходов и монастырей РПЦ. В основном это касается тех религиозных организаций, экономическое положение которых позволяет последним оказывать подобные услуги на безвозмездной основе. Те же приходы и монастыри, которые вынуждены в настоящее время восстанавливать полуразрушенное имущество, едва ли могут отказаться от доходов при осуществлении культовой деятельности.