Правовые аспекты права собственности РПЦ

Согласно ст. 21 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», религиозные организации являются собственниками движимого и недвижимого имущества, соответствующего по своему назначению их уставным целям. Ограничительным критерием служат уставные цели конкретной религиозной организации. Так, в частности, религиозные организации Русской Православной Церкви могут иметь на праве собственности такие виды недвижимого имущества, как культовые здания, земельные участки, здания хозяйственного и производственного назначения.

Для централизованных и местных религиозных организаций, входящих в их структуру, существует проблема определения субъекта права собственности на имущество, который должен быть конкретизирован в их уставах. Как правило, данный вопрос решается исходя из внутренних установлений религиозной организации (например, Правил Русской Православной Церкви, определений Священного Синода и т. п.).

К этой проблеме существует два противоположных подхода. Согласно первому, субъектом права собственности в рамках централизованной религиозной организации является только сама централизованная религиозная организация. В этом случае за местными религиозными организациями, входящими в ее структуру, имущество закрепляется на ином вещном праве или праве безвозмездного пользования. Согласно второму подходу, субъектами права собственности на имущество являются наряду с централизованной также местные религиозные организации. Так, в частности, второй подход отражен в Гражданском уставе Русской Православной Церкви[23]. Согласно ст. 46 Устава, имущество местных религиозных организаций принадлежит им на праве собственности. Между тем, на наш взгляд, данный подход имеет недостатки, и в основном потому, что Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» позволяет местным религиозным организациям выходить из состава централизованных. Местная религиозная организация является структурной единицей централизованной организации, пока их объединяет единое вероучение. Однако может произойти так называемый раскол, когда, например, один из приходов Русской Православной Церкви заявит о своем желании выйти из ее состава по религиозным соображениям и войти в состав другой централизованной религиозной организации или существовать самостоятельно. Если при этом отделяющаяся местная религиозная организация является собственником недвижимого имущества, существенно пострадают имущественные интересы централизованной религиозной организации в целом. Они пострадают и в том случае, если местные религиозные организации будут отчуждать принадлежащее им недвижимое имущество. В связи с этим, на наш взгляд, было бы целесообразнее закрепить в уставах религиозных организаций право собственности на недвижимое имущество за централизованными религиозными организациями. За местными религиозными организациями недвижимое имущество может закрепляться на праве безвозмездного пользования.[24]

Правомерные потребности православных верующих и религиозных организаций, проблемы, возникающие при осуществлении права на свободу вероисповедания, необходимость установления причин данных проблем и путей их устранения, привлекают особое внимание к имущественным отношениям государства и Русской православной церкви.

Ученые в области гражданского права понимают имущественные отношения как "отношения, которые возникают по поводу имущества, материальных благ (купля-продажа, аренда, выполнение работ, оказание услуг)". В круг имущественных отношений входят вещные, обязательственные, наследственные и семейные отношения. Особенностью имущественных отношений является их товарно-денежная форма, эквивалентно-возмездный характер, связь с принадлежностью (отношения по владению, пользованию, распоряжению имуществом) или с переходом имущества от одних лиц к другим (купля-продажа, дарение и проч.).

Представляется, что имущественные отношения государства и религиозных организаций обладают своей спецификой, а именно:

· во-первых, государство по своей властной сути является особым субъектом имущественных отношений – его отношения регулируются в основном нормами конституционного (государственного) права, более того, любые нормы права принимаются либо санкционируются государством. Религиозные организации, являясь некоммерческими юридическими лицами, участвуют в имущественных отношениях лишь постольку, поскольку это необходимо для обеспечения их основной деятельности. В связи с этим также требуется дополнительное регулирование отношений религиозных организаций нормами не только Гражданского кодекса Российской Федерации, но и нормами конституционного права (что характерно для иных некоммерческих организаций).

· во-вторых, в государственно-церковных имущественных отношениях далеко не всегда имеется либо очевиден эквивалентный, возмездный обмен товара и денег, то есть часто отсутствуют либо не выявляются основные признаки имущественных отношений, в том виде, как это установлено Гражданским кодексом Российской Федерации.

Таким образом, собственность Русской Православной Церкви и ее религиозных организаций не является ни частной, ни коллективной (корпоративной) формой собственности. Она относится к иным формам собственности, представляя собой особую форму собственности, поскольку имеет особый характер присвоения имущества (его обобществления), особенности субъектного и объектного состава, а также содержания правоотношений собственности.