Учение Конфуция, Мо Цзы, Лао Цзы и легистов в Китае. Конфуций выдвинул идею социальной гармонии, опирающуюся на авторитет мудрецов и правителей глубокой древности. Он создал программу совершенствования человека с целью достижения духовно развитой личности в ладу с Космосом. Для Конфуция важны пять "постоянств": ритуал, гуманность, долг-справедливость, знание, доверие. В ритуале он видит средство, позволяющее вписать каждую личность, общество, государство в бесконечную иерархию живого космического сообщества. При этом правила семейной этики Конфуций перенес на сферу государства. В основу иерархии им были положены принцип знания, совершенства, степень приобщения к культуре. Чувство меры, заложенное во внутренней сути ритуала через внешнее - церемонии и обряды, доносило ценности гармонического общения на доступном уровне до каждого, приобщая их к добродетелям. Так, взаимность в общении правителя и чиновника, основанная на долге-справедливости, предусматривает верность чиновника, реагирующего на гуманность правителя, на его снисходительную и добрую волю. Политические отношения подчинял нравственным ценностям. Основной принцип его социальной этики - человек живет не для себя, а для общества. Основополагающей политической установкой является порядок. Он возможен при наличии четырех добродетелей - вежливости, точности, человечности и справедливости. Полагал, что аналогом социальной жизни является семья. Правитель должен относиться к подчиненным, как отец к сыну. Управлять страной должны люди благородные. Отличие благородного человека в том, что он руководствуется принципом правды. Мо Цзы. специалист в области социальной этики; ярый противник Конфуция. Основной тезис учения о "всеобщей любви и взаимной выгоде" - попытка своеобразного этического обоснования идеи равенства людей. Мо-цзы был "недоволен учением Конфуция, так как конфуцианцы требовали трехгодичного траура и пышных похорон, это приводило к разорению земледельцев, уничтожало созданные руками ремесленников и землепашцев богатства и делало их нищими". Другой способ убеждения, применявшийся Мо-цзы, состоял в том, чтобы на конкретных примерах показать недостижимость цели, с которой он не был согласен, опасность и вред ее для того, кто выдвинул ее. Данный способ мы наблюдаем, в частности, в главе "Гун Шу". Мо-цзы часто использует оба метода. Наконец, третий метод убеждения - фактически разновидность второго - состоял в том, чтобы показать практическую пользу от осуществления той или иной идеи или предложения. Как считал Мо-цзы, для того чтобы покончить со свалившимися на Поднебесную бедствиями, нужно "изменить положение с помощью всеобщей взаимной любви и взаимной выгоды". Под так называемой "всеобщей взаимной любовью" имеется в виду требование "смотреть на чужие владения как на свои, смотреть на чужие дома как на свои, смотреть на других как на себя", сделать так, чтобы взаимные интересы были объединены и составляли одно целое. В этом случае "взгляд на других как на самого себя" должен вызвать взаимную любовь, что в результате приведет к "взаимной выгоде". Лао Цзы Главная добродетель — воздержание. «Для того чтобы служить небу и управлять людьми, всего лучше соблюдать воздержание. Воздержание — это первая ступень добродетели, которая и есть начало нравственного совершенства». В этой идеологии квиетизма и застоя отразилось умонастроение одного определенного общественного слоя китайского общества Чжоуской эпохи: старого патриархального жречества (бу, ши, у, чжу), стремившегося к сохранению существующего.
Основатель древнекитайской философии –Конфуций. Древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Конфуций объявлял власть правителя священной, а разделение людей на высших и низших ("благородных мужей" и "мелких людишек") - всеобщим законом справедливости В основу социального устройства ставил нравственное самосовершенствование и соблюдение норм этикета. конфуцианство являлось в Китае официальной государственной идеологией. Конфуций, один из великих мудрецов древности, является своего рода символом. Китая, его культуры, философской мысли Конфуций считается также великим первоучителем всех китайцев На протяжении многих десятков поколений миллиарды жителей Китая (час гично это касается и их соседей - японцев, корейцев, вьетнамцев) свято чтили его как учителя жизни Для дальневосточной цивилизации. Конфуций пришел к мнению, что причина страданий людей кроется в хаосе, который царит в стране Для тою чтобы избавиться от него, следует возвратиться к древним обычаям и порядкам Но сделать это нужно сознательно каждый человек должен быть требовательным к себе, соблюдать установленные правила и каноны лишь тогда все общество исцелится от своего недуга. Главным для Конфуция во взаимоотношениях государства с народом являлось умение сохранить доверие народа. Иначе государству не устоять. Понятие "ли" подразумевало не только правила благопристойности в самом широком смысле слова, но и важнейший принцип политики как искусства руководить государством, как критерий практических действий, как раскрытие существа формулы Конфуция: "Управлять - значит поступать правильно". Оно вошло в повседневную лексику китайцев, обозначая норму поведения в семье, в кругу друзей и знакомых, взаимоотношения руководителей и подчиненных. Соединение идей о гармонично упорядоченном обществе и идеальном (благородном) человеке составило цельное учение, получившее название конфуцианства. "Учитель редко говорил о выгоде, воле неба и человеке .Он не вдавался в пустые размышления, не был категоричен в своих суждениях, не проявлял упрямства и не думал о себе лично".
Политическая мысль Греции Политические проблемы обсуждаются во многих произведениях поэтов и мыслителей доклассической Греции – от размышлений Гомера о царском сане (ок. середины или конца VII в. до н.э.) до трудов афинского поэта и законодателя Солона (ок. 600 г. до н.э.). Тем не менее лишь в середине V в. до н.э. такие софисты (sophists), как Протагор и Антифон, ввели в оборот систематическую политическую теорию, основанную на разумном доказательстве. При этом их главными заботами были исследование связи между "природой" (nature) и "обычаем" и вопрос: идет ли на пользу индивиду подчинение законам государства и обычаям? Большой вклад в разработку методов политического анализа внес Сократ (Socrates), а греческое политическое мышление в целом достигло кульминации в IV в. до н.э. в работах радикального идеалиста Платона (Plato) и более консервативного и прагматичного Аристотеля (Aristotle). Несколько конкретных исторических предпосылок помогают понять причину сравнительно короткого периода процветания систематической и практической политической мысли в Греции. К середине V в. независимый город-государство, иначе называемый "полис" (откуда происходит наше слово "политика"), упрочил свое положение как базовой единицы политической организации Греции
Образцами расцвета политической мысли Древней Греции и Древнего Рима могут служить известные политические теории Платона, Аристотеля, Цицерона. Они стали основой для развития политической науки.
Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона экономическим, политическим и социальным содержанием. Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства в гармоничное целое. Однако справедливость есть лишь одна из четырёх добродетелей идеального государства. Тремя другими являются мудрость, мужественность и рассудительность. А эти добродетели в государстве будут лишь в том случае, если будут в государстве их носители.
Проект идеального государства Платона.
Основными политическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», наиболее известное произведение Платона, «Законы» и диалог «Политик». «Государство» описывает политическую утопию, противопоставляемую круговороту реальных государственных форм.
Платон выделяет три формы правления, каждая из которых в зависимости от наличия или отсутствия законности делится на две: Власть одного: законная - монархия, незаконная - тирания; Власть немногих: законная - аристократия, незаконная - олигархия; Власть большинства: законная - демократия, незаконная - охлократия. Наихудшей формой он считает демократию. На страже государства стоит правосудие. Всякое государство перестает быть государством, если суды в нем не устроены надлежащим образом.
Основным принципом идеального государственного устройства Платон считает справедливость. Это понятие наполнено у Платона экономическим, политическим и социальным содержанием. Господство справедливости сплачивает разнообразные и даже разнородные части государства в гармоничное целое. Однако справедливость есть лишь одна из четырёх добродетелей идеального государства. Тремя другими являются мудрость, мужественность и рассудительность. А эти добродетели в государстве будут лишь в том случае, если будут в государстве их носители.
Также и воспитание в идеальном государстве имеет своей основной целью поддержание иерархии сословий. И поэтому оно возлагается на государство. Воспитание включает в себя гимнастические и мусические (духовные) занятия. В этом положении, как нельзя лучше отразился афинский идеал воспитания - калокагатия, который означал, что человек должен соединить в себе физическую красоту безупречного тела и внутреннее нравственное благородство.
Опорой власти и порядка будут воины-стражи. Вся жизнь и быт стражей организуются на началах солидарности, общности, равенства. Стражам запрещалось иметь частную собственность и пользоваться золотом. Женщины и мужчины в идеальном государстве уравнены в их правах и возможностях. Отобранные в сословие стражей, женщины получают то же воспитание, что и мужчины.
Проект идеального государства предусматривает введение для стражей общности жён и детей.
Отрицая индивидуальную семью у правителей и стражей, Платон надеется превратить их всех в членов единой правящей семьи. Решение же вопросов брака, быта, собственности, да и всей жизни людей он оставляет на долю властей идеального государства. При этом брак отводится под присмотр правителей, задача которых - чтобы лучшие соединились с лучшими, а худшие - с худшими. Причём сохранению и дальнейшему воспитанию подлежат дети, родившиеся от лучших родителей; этих детей отрывают от родителей и относят в общие ясли к кормилицам. Детей же, слабых изымают из жизни государства.
Кроме того, в проекте совершенного строя отсутствует сословие рабов. Признавая свободу членов всех трёх сословий, Платон постоянно подчёркивает, что целью проектируемого государства является благо целого, всех сословий. Причём счастье прекрасного целого - это не обычное человеческое ‹‹хорошо››, а философско-политическое ‹‹справедливо››.
Политическая мысль в Средние века.
- ее богословская трактовка. Христианство, зародившееся в античном мире, восприняло его многие идеи: от идеалистического платонизма - убежденность о Превосходстведуховногомиранадматериальным, из учения Аристотеля - концепцию Бога как первопричины, из философии циников - равнодушие к земным вещам, из иудаизма - мессионизм и монотеизм. Успешно превратив утонченные идеалы философов в легкоусваиваемые догматы, христианство стало господствующей религией в средневековой Европе, наложив свой отпечаток на все сферы жизни, в том числе и политической. Но развитие знаний о политике не остановилось. Один из основоположников христианской политической теории - Аврелий Августин (354-430 г.г.), епископ Гиппонский (Северная Африка). В своем основном трактате "О граде Божьем'', написанном под впечатлением о взятии Рима ордами Алариха в 410 г, Августин выдвинул учение о двух градах - божественном и человеческом. Разделив мир на "град небесный'' (происходящий от Авеля), природа которого божественна и вечна, и "град земной" (происходящий от Каина), Августин видит их неизбежное взаимодействие. Сводя воедино священную и мировую историю, он ставит проблему обновления "града земного" в русле христианской добродетели: все формы правления должны уважать Бога и Человека. Доминиканский монах Фома Аквинский (1225/26-1274) в своем богословском сочинении "Сумма теологии" разрабатывает также проблемы христианской политической теории. Следуя Аристотелю, Фома рассматривает разум как высшую среди человеческих способностей, видя и в самой воле прежде всего ее разумное определение, каковым он считает способность различать добро и зло. Специфика томисткой онтологии (учение о бытии} - своеобразный индивидуализм: в мире Фомы постоянно сущими оказываются в конечном счете индивидуумы. Начиная с Бога, который есть чистый акт бытия, и кончая малейшей из сотворенных сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью.
Религиозное и политическое движение Реформации .Сторонники Реформации разделились на два лагеря. В одном собрались имущие слои оппозиции – масса низшего дворянства, бюргерство, часть светских князей, рассчитывавших обогатиться посредством конфискации церковных имуществ и стремившихся использовать удобный случай для завоевания большей независимости от империи. Все эти группы, тон среди которых задавало бюргерство, хотели осуществления достаточно скромных, умеренных реформ. В другом лагере объединились народные массы: крестьяне и плебеи. Они выставили далеко идущие требования, боролись за революционное переустройство мира на началах социальной справедливости.
Участие в реформационном движении столь разнородных общественных сил, естественно, определило наличие в нем весьма отличающихся друг от друга политических программ, представлений о государстве, праве, законе. Тем не менее эти программы содержали и общие, характерные для всей Реформации идеи. Например, все сторонники Реформации признавали единственным источником религиозной истины Священное Писание и отвергали католическое Священное Предание. Были они согласны в том, что миряне должны "оправдываться одною верой" без посреднической роли духовенства в "спасении" верующего. Все они желали радикального упрощения и демократизации церковного устройства, осуждали погоню церкви за земными богатствами, были против ее зависимости от римской курии и т. д.
У истоков Реформации стоял и крупнейшим идеологом ее бюргерского крыла являлся немецкий теолог Мартин Лютер (1483–1546). Именно он сформулировал те религиозно-политические лозунги, которые вначале вдохновили и сплотили в Германии практически всех поборников Реформации.
Политическая мысль и её развитие в эпоху Возрождения. В XVI столетии во всех западноевропейских государствах господствующей стала культура Возрождения, в основе которой лежали гуманистические идеи. В противовес средневековым схоластам представители гуманизма изучали не Бога, а человека, его отношения с другими людьми, с государством и обществом. В социально-политических науках разрабатывались два основных направления: 1. теоретическое обоснование необходимости замены феодально-сословного неравенства юридическим равенством, закрепления права частной собственности, защиты личности от религиозно-феодального произвола. 2. политическая идеология низших слоев, предшественников рабочего класса, в основе которой лежали идеи утопического социализма. Высшее правило политики и главная ее проблема — определить такую форму действий, которая соответствует характеру времени и специфическим обстоятельствам в момент принятия решения. В чрезвычайных обстоятельствах, когда "народ развращен", нужны и чрезвычайные меры. Ради упрочения государства допустимо использование любых средств, во имя государства можно нарушить и религию, и мораль. "Если безопасность государства зависит от предстоящего решения, не следует учитывать, справедливо оно или нет, гуманно или жестоко, благородно или постыдно. Отодвинув все в сторону, нужно спрашивать лишь одно — спасет ли оно жизнь и свободу государства".Поворотным пунктом в развитии политической мысли стала эпоха Возрождения. Период с 40-х годов XIV века по первое десятилетие XVI характеризовался решительным отходом от церковно-теологической традиции средних веков. Эпоха Возрождения вызволила человека из пут средневековой схоластики и возвратила его к самому себе, предоставила ему возможность свою собственную жизнь объяснять, не из религиозных догм, а из самой жизни. Основателем новой науки о политике стал итальянский общественный деятель и мыслитель Николло Макиавелли (1469—1527). В систематическом виде свои политические идеи он изложил в работах «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тима Ливия», «История Флоренции».
Политические взгляды Н.МакиавеллиОснователем новой науки о политике стал итальянский общественный деятель и мыслитель Николло Макиавелли (1469—1527). В систематическом виде свои политические идеи он изложил в работах «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тима Ливия», «История Флоренции». Макиавелли впервые разработал концепцию светского государства, выводя закономерности для функционирования не из божественного откровения и теологии, а из разума и опыта человека. Политика, по его мнению, есть лишь автономная сторона человеческой деятельности, она является воплощением свободной воли человека в рамках необходимости. Вклад Макиавелли в политическую науку состоял в следующем
1.Раскрыл социальную природу политики.
2.Обосновал самостоятельность политической сферы и собственную логику ее развития.
3.Изучал политику как социальную реальность, а не воображаемый, идеальный мир.
4.Различал понятия «общество» и «государство», государство рассматривал как политическую форму организации общества.
5.Сформулировал концепцию циклического развития государственных форм.
6.Отделил политику от морали
Разделение властей в Республике Беларусь.
В шестой статье Конституции Республики Беларусь 1996 года записано: "Государство основывается на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга".
Конечно, полное достижение разделения и самостоятельности властей требует немало времени и возможно лишь в правовом демократическом государстве.
Наша власть разделена на ветви: исполнительную, законодательную и судебную.
Исполнительная власть представлена правительством - Советом Министров Республики Беларусь, — центральным органом государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчётно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь.
Законодательная власть представлена парламентом, состоящим из двух палат: верхняя - Совет Республики, и нижняя - Палата представителей. Верхняя палата представлена 64 кандидатами, которые избираются по средством косвенных выборов(8 человек дает президент и по 8 из каждой области). Нижняя палата избирается прямым голосованием и имеет 110 депутатов.
Судебная власть представлена тремя судами: Конституционным Судом Республики Беларусь, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда.Всех судей назначает президент и лишь в Конституционном он назначает 6.
Республика Беларусь – основные черты государства.
Так как Республика Беларусь является унитарным суверенным демократическим социальным правовым государством. То основными чертами являются: наличие суверенитета – независимости страны; направление на социальное развитие страны; наличие принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; взаимоответственность между гражданином и государством; правовое закрепление прав и свобод человека и гражданина в Конституции; верховенство закона и демократия.
Понятие государства как основного института политической системы.
Государство - основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов, ассоциаций на основе использования политической власти.
Избирательное право, активное избирательное право; прямое активное избирательное право; косвенное активное избирательное право; всеобщее избирательное право.
ТЕРМИН «ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО» ИМЕЕТ ДВА ЗНАЧЕНИЯ:
- в объективном смысле - это система конституционно-правовых норм регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Объективное избирательное право регулирует избирательную систему в широком смысле. Обычно предметом избирательного права считаются связанные с выборами общественные отношения, в которых прямо или косвенно участвуют граждане;
- в субъективном смысле - это гарантированная гражданину государством возможность участвовать в выборах государственных органов и органов местного самоуправления. Избирательное право одна из важнейших отраслей права. Это вызвано очень тесными связями его с политическими правами человека и гражданина.
СУБЪЕКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО. АКТИВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ право — это право граждан избирать, т.е. голосовать за или против той или иной из кандидатур, части из них или всех кандидатов, при выборах государственных органов (парламента, главы государства, губернатора и др.), органов местного самоуправления или при отзыве членов и руководителей соответствующих выборных органов. ПРЯМОЕ И НЕПРЯМОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО. Как и сами выборы, избирательное право может быть соответственно прямым и непрямым. Прямое избирательное право предусматривает право граждан непосредственно избирать своих представителей в органы государственной власти и органы местного самоуправления и быть избранными в них. Таким путем избираются в демократических странах практически все органы местного самоуправления, почти все нижние палаты парламентов и депутаты однопалатных парламентов, нередко верхние палаты парламентов (США, Италии, Бразилии, Польши и др.) и президенты (Франция, Австрия, Мексика, Болгария и др.), а в Израиле последние годы — даже премьер-министр. В отличие от этого, непрямое избирательное право предусматривает, что граждане имеют право избирать тот или иной орган не непосредственно, а через посредство избираемых ими представителей, которые затем уже избирают президента или депутатов. При этом различаются две основные разновидности непрямого избирательного права и самих выборов: косвенные и многостепенные (многоступенчатые). Косвенные выборы проводятся посредством специально избираемых гражданами коллегий выборщиков (например, выборы Президента США коллегией выборщиков) либо постоянно действующего органа (например, выборы президентов парламентами в Греции, Турции и др. странах). Для многоступенчатых, многостепенных выборов характерен несколько иной путь, когда низовые представительные органы избираются непосредственно гражданами, а затем уже эти органы выбирают депутатов вышестоящего представительного органа и т.д. Такая избирательная система использовалась в прошлом в СССР, на Кубе и в ряде других стран, а сегодня используется в КНР. ВСЕОБЩЕЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - в большинстве современных государств конституционный принцип избирательной системы, означающий предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам страны (исключая недееспособных лиц и лиц, находящихся в местах лишения свободы), а также пассивного избирательного права всем гражданам, удовлетворяющим дополнительным, устанавливаемым конституцией или законами избирательным цензам. Избирательное право является Всеобщим, если оно не ограничено на основании имущественного ценза, социальных различий, расы, национальности или религии.
Социализм: определение, основные принципы, цели.
Термин "социализм" впервые появился в общественной литературе только в 30-е годы XIX века. На протяжении ХVII-ХIХ вв. много теоретиков пытались открыть формулу идеального общества, так как капитализм, создав мир, переполненный богатст¬вом, все-таки изобиловал нищетой. Наибольший вклад в разработку социалистических концепций утопической направленности внесли французы А.Сен-Симон (1760-1825 гг.), Шарль Фурье (1772-1837 гг.) и англичанин Ро¬берт Оуэн (1771-1858 гг.). Их воззрения формировались под воздействием Великой Французской революции и бурного развития промышленного капитала. Взгляды теоретиков утопического социализма весьма значитель¬но расходились между собой по многим вопросам, но все они считали, что в обществе уже есть условия для немедленной реформы строя на справедливых условиях, чтобы покончить с неравенством, бедностью и порока¬ми. Социалистическая идеология целеуст-ремленно защищала интересы трудящихся, социальный прогресс и верила в прекрасное будущее человечества.
В этот период возникает и крайнее проявление социализма - коммунистическая идеология. Коммуни¬стическая идеология была более последовательной в стремлении преобразовать общество на основе равенст¬ва посредством установления общественной собствен¬ности на средства производства, а иногда и на предметы потребления. Социа¬листы-утописты считали, что либо все люди должны быть счастливы, либо никто. Социалистический строй должен предоставлять реальную возможность быть сча¬стливым каждому. Идеология социалистов начала XIX века. В 40-е годы XIX века возникает марксизм как теоретическое выражение пролетарского дви¬жения. Марксизм и комму¬нистическая идеология стали синонимами. Коммунизм в своем высшем развитии - это общество свободных соз¬нательных тружеников, где установится общественное самоуправление, а государство отомрет, где не будет классов, и социальное равенство достигнет воплощения. Одновременно с революционным направлением в социалистической мысли формировалось и другое на¬правление, которое тоже опиралось на марксизм, но пыталось приспособиться к новым историческим реали¬ям не путем форсированной революционности, а путем социальных реформ. В XX веке это направление стало называться социал-демократическим в противовес ком¬мунистическому. Особенностью идеологии социал-демократов яв¬ляется реформизм, обоснование политики регулирова¬ния и перераспределения доходов в эффективно работа¬ющей рыночной экономике. Путь к социализму - это поиск новых "товарищеских форм производства" в условиях мирного развития капиталистической экономики и по-литической демократии. Социал-демократы одинаковое значение прида¬ют как принципу личной свободы, так и принципам со¬лидарности и справедливости. Составными частями концепции "демократичес¬кого социализма" являются политическая, экономичес¬кая и социальная демократия. Идея политической демократии основывается на принципах свободы и равенства. Социал-демократы признают возможность существования различных форм демократии, однако в любом случае основополагающи¬ми требованиями политической демократии должны быть: наличие свободных выборов; предоставление гра¬жданам действительного выбора между различными по-литическими альтернативами; возможность смены пра-вительства мирными средствами. Давая обоснование экономической демократии, социал-демократы подчеркивали в своих официальных документах, что выступают за общественную собствен¬ность, но в рамках смешанной экономики. Частная соб¬ственность доступна в определенных секторах экономи¬ки. Социалистическая идеология и в революцион¬ной, и в реформистской модификации оказывала и ока¬зывает серьезное влияние на людей труда, особенно тех, кто работает по найму. Влияние этой идеологии обу¬словлено тем, что она нацелена на справедливое обще¬ство, без эксплуатации, с равным социальным статусом граждан. Социализм впервые связал возможность осу¬ществления высоких гуманистических идеалов с необ¬ходимостью отменить частную собственность и уничто¬жить эксплуататорское государство. Общей тенденцией развития социалистической идеологии в конце XX столетия является либерализация социализма, хотя сохраняют влияние и радикальные формы - коммунизм и необольшевизм.