Политические взгляды Томаса Гоббса

Гоббс (1588-1679) «подарил» политологии очень детальную аналогию между государством и живым организмом. Называя государство «смертным богом», представлял его подобием библейского чудовища Левиафана. Гоббс автор термина «политическое государство», долгое время использовавшегося учеными для обозначения государств, основанных на всеобщем соглашении (общественном договоре). Оптимальной формой самоорганизации общества Гоббс считал соглашение, при котором монарх получает право на неограниченное и беспощадное подавление «естественной войны всех против всех», разжигаемой человеческим эгоизмом, а заодно и на поощрение полезных видов деятельности. Разделение властей для Гоббса равноценно разрушению власти. Этому философу приписывают авторство очень популярных в политологии и правоведении афоризмов: «разрешено все, что не запрещено», «благо народа – высший закон». Томас Гоббс свое политическое учение изложил в философском труде "О гражданине" и трактате "Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского". Верховная власть и независимость светского государства — основные идеи его политического учения. Признавая только три формы государства, он полагал, что самая лучшая форма власти — монархия, но в то же время отрицал теорию божественного происхождения власти и утверждал, что источником королевской власти является общественный договор. Государство — человеческое, а не божественное установление. В учении Т. Гоббса, таким образом, сосуществуют две концепции — либеральная ("общественный договор") и консервативная ("приоритет монарха и обеспечение свободы"). Сильное государство — средство избавления от человеческих недостатков. Настаивая на том, что монарх не имеет отношения к общественному договору, который заключает общество, а потому его власть не может быть ограничена обществом, Гоббс был против разделения власти.