рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Древнеиндийская философия и ее основные школы.

Древнеиндийская философия и ее основные школы. - раздел Философия, Мировоззрение. Место философии во внутреннем мире человека Для Древнеиндийской Философии Характерно Развитие В Рамках Определенных Систе...

Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем, или школ, и деление их на две большие группы.

Ортодоксальные философские школы
1. Веданта (IV-II в.в.до н.э.)
2. Миманса (VI в. до н.э.)
3. Санкхья (VI в. до н, э.)
4. Ньяя (II в. до н. э.)
5. Йога (II в. до н..)
6. Вайшешика (VI-V в.в. до н. э.)

Неортодоксальные философские школы
1. Джайнизм (VI в. до н. э.)
2. Буддизм (VII в.-VI в. до н.э.)
3. Чарвака-локаята.

Ортодоксальные философские школы - признающие в качестве главного авторитета авторитет Вед.

Неортодоксальные школы - не признающие ведические тексты в качестве главного авторитета.
В ряде школ того и другого направления нередко из-под религиозно-этической формы проступала материалистическая тенденция.
Так, вайшешика - древнеиндийская материалистическая школа. Название школы произошло от слова “вишеша” - особенность. При объяснении действительности для вайшешики первоначальное значение имела категория особенности субстанций, атомов, душ. Это первая школа атомизма. Ее целью было - достижение избавления от страданий через истинное познание. Субстанций, по ее мнению, пять: вода, земля, свет, воздух, эфир. Это физические элементы, которые сами состоят из вечных, неделимых атомов. Все действия атомов восходят к воле Бога.
Веданта - философская школа, непосредственно опирающаяся на Веды. Веды рассматриваются в ней в качестве священного источника, подобно древнееврейской Библии в иудаизме или Новому Завету в христианстве. Мир в представлении веданты - это школа жизни для каждого человека. Жизнь на Земле - ученичество. Человек должен как можно больше извлечь жизненных уроков, стать лучше. Он должен следовать наставлениям духовного учителя – гуру. Крупнейшим представителем веданты был философ Шанкара, живший в 8-9 в.в. н.э. Трактат "Атмабадха", написанный им, знают все последователи веданты.
В трактате речь идет о Вселенной. Вселенная – это Брахман и Атман, Мировой Дух. Брахман есть единая вселенская субстанция и вся совокупность бытия. Постижение этого знания – единственное средство избавления от бессмысленности бытия. Бессмысленное, иллюзорное бытие веданта называет майей, иллюзией. Иллюзорность мира может быть преодолена с помощью познания истины, истины Брахмана.
Санкхья – философская основа йоги. Она дает методику медитационного сознания, рекомендует проводить медитации на образ Бога. Медитация, при успешном овладении ею, может привести к более совершенному состоянию – самадхи. Самадхи – это состояние интраверсии, выхода из реального бытия, оно достигается после целого ряда физических и психических упражнений. Санкхья способствует выработке индивидуального пути спасения – йоге. Йога предназначена для достижения контроля над собственными чувствами и мыслями. Санкхья рекомендует, к примеру, и строго определенные правила приема пищи Три категории пищи соответствуют трем материальным средам и порождают три различных состояния человека. Опасно есть мясо, поскольку оно относится к гуне невежества и порождает агрессивности, страдания и болезни. Пища в гуне благости (злаки, овощи, молочные продукты) приносит состояние радости и доброжелательства.Современные ученые – последователи санкхьи и йоги – особое внимание отводят выработке в человеке состояния терпимости по отношению к другим учениям. Так, Рамакришна любил приводить на этот счет притчу "О слоне". Смысл ее в том, что никто не знает, как выглядит Бог на самом деле, и все видят Его по-своему. Притча приводит суждения четырех слепцов о слоне, которого они никогда не видели. Один дотронулся до ноги слона и сказал: "Слон похож на столб". Другой дотронулся до хобота и сказал: "Слон похож на большую дубину". Третий дотронулся до брюха слона, и ему показалось, что слон – это огромная бочка. Четвертый потрогал уши слона и сказал, что слон - это корзина. Итак, слон для всех этих людей был разным. Они стали спорить, кто такой слон. Спор разных мировоззрений о Боге и мире очень напоминает спор о слоне. Индийские философы Рамакришна, Рамачарака и другие высказываются за терпимость по отношению к разным учениям. Очевидна истина о том, что Бог един, но имеет много аспектов. Разные учения называют Его разными именами, аделяют разными формами. Бог личен и безличен. Он может иметь имена и формы, и не имеет ни имени, ни формы.
Джайнизм возник в 6 в. до н.э. на почве несогласия с социальной дифференциацией, освященной Ведами. Джайнизм – это "школа мудрецов". Свое название эта философская школа получила от имени одного из них Вардхамана, по прозвищу Победитель, т.е. Джина. Основное содержание философии джайнизма – этика, учение об избавлении от "страстей", победе над ними. Целью джайнизма является освобождение от разного рода телесной зависимости. Человек должен быть развит духовно. Если его душа тождественна телу, то он не может быть свободным и нравственным. По своей изначальной природе душа человека совершенна и возможности ее безграничны. Но если душа скована телом, то она находится в зависимости от собственных страстей. Цель учения джайнизма – получение знания, которое освободит душу человека. Одно из средств такого освобождения – этика аскетизма. Важнейшим требованием этики джайнизма является непричинение вреда никому живому, ахимса.
Буддизм возник в 7-6 в.в. до н.э. Основный смысл буддизма выражен в учении Будды, основателя учения, о "четырех благородных истинах", или в "истинах о страдании". Первая истина: "жизнь есть страдание". Вторая: "страдания следуют за желанием". Третья: "путь избавления от страданий – путь избавления от желаний". Четвертая: "путь избавления от желаний – следование учению буддизма".
Общей с философией джайнизма в буддизме является вера в возможности человека собственными силами организовать свою жизнь, без помощи потустороннего. Такие возможности, согласно буддизму, есть у каждого человека, люди равны. Нет низших или высших категорий людей.
При всем различии философских школ Древней Индии общим для них было мифологическое мировоззрение, отраженное в Ведах. Философские школы либо признавали, либо не признавали авторитет Вед, однако все они так или иначе выражали свое отношение к ним, и все философские воззрения строились именно в соответствии с Ведами. В Ведах высказаны первые философские суждения о Вселенной и человеке, о сомнении и знании.
Мифологическая стадия индийской культуры отражена в Древнеиндийском памятнике Ригведа. Ригведа - один из самых первых памятников философской культуры человечества.
Итак, философские школы Древней Индии, как мы видели, размышляли об устройстве Вселенной, о происхождении и судьбе человека, о возможностях познания мира. В основном, это были религиозно-мифологические представления. Согласно им, сливались в единую сущность Бог и Вселенная, человек и мир. А средствами познания этого мира были Веды, религиозно-этические тексты. Названные проблемы - главные проблемы метафизической стадии индийской культуры и философии.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Мировоззрение. Место философии во внутреннем мире человека

Античные философы высказывая предположения о строении вещества были недалеки от того представления которое сейчас считается правильным... Многие предположения основанные на повседневном наблюдательном опыте... Правильно было указано предположение о наличии мельчайших частиц ограниченности их количества в теле передаче...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Древнеиндийская философия и ее основные школы.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Мировоззрение. Место философии во внутреннем мире человека.
  Мировоззрение – это система взглядов человека на мир и на своё место в нём. Виды мировоззрений: 1. Научное и ненаучное; 2. Прогрессивное и реакционное;

Происхождение философии. Философия и мифология. Философия и религия. Философия и наука.
  Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал древнегреческий ученый Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.). Однак

Эволюция взглядов на предмет философии. Основные философские проблемы.
  Цель древней философии - дать людям счастье. Человек был как абстракция, все люди были одинаковы, поэтому понятия философии давали мало конкретному человеку. В средние века философи

Структура и функции философского знания.
  Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: • онтология (учение о бытии); • гносеология (учение о познании); • человек

Особенности древнекитайской философии (конфуцианство, даосизм).
Даосизм. Основателем даосизма является Лао-Цзы (в переводе с китайского языка означает «старый учитель» или «седой ребёнок»), родившийся в 604-ом году до нашей эры. Центральное понятие уче

Проблема первоначала в милетской школе. Пифагор и ранний пифагореизм.
  Фалес   Основой всего сущего Фалес считал воду. Эта мысль, как говорилось ранее, появляется уже в до-философской космогонии. Однако подход Фалеса полностью от

Ахиллес и черепаха.
Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в т

Дихотомия
Допустим, тело должно переместиться из точки А в точку В. Чтобы преодолеть этот путь, сначала оно должно преодолеть половину пути, а перед этим — четверть. Прежде, чем пройти четверт

Летящая стрела
Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она покоится, а поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится всегда. Аристотел

Античный атомизм (Демокрит, Эпикур)
Уже в период Античной философии (VI в. до н.э. -V в. н.э.) многих философов интересовали проблемы строения вещества. Они пытались ответить на вопросы строения, изменения и наличия тех или иных свой

Существование атомов и пустоты
Аристотель пишет: Многие античные философы считали первоначалами две противоположности, но называли их разными именами: Левкипп - "...существующее и несуществующее... бытие и

Делимость атома
В переводе с Древнегреческого языка "атом" обозначает "неделимый". Аристотель: "Демокрит не говорил, что эти видимые через окно, поднятые (ветром с земли) пылинки

Столкновение атомов. Причина их движения
Демокрит считал атомы точкамии не допускал возможности их столкновения. Филонон: "Последователи Демокрита употребляли выражение "касание" не в прямом смысле. Точка не касает

Аристотель. Аристотель о материи и форме. Учение о возможном и действительном бытии.
  Аристотель признавал объективное существование материи. Он считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего. Не может, так же, увеличиться или у

Биография
Достижения средневековой схоластической мысли обобщил в своих сочинениях «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» теолог и философ Фома Аквинский (1225/1226 – 1274)

Натурфилософия эпохи Возрождения. Дж.Бруно.
В эпоху Возрождения, однако, не остается без внимания, особенно в XVI в., природа. Понимание природы имеет новую специфику: христианский Бог здесь утрачивает свой трансцендентный потусторо

Н. МАКИАВЕЛЛИ
О средствах достижения социально-политических идеалов в эпоху Возрождения дает яркое представление политическая философия Николо Макиавелли (1469 – 1527) – итальянского политическо

Проблема метода в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм. В философии нового времени остро встает проблема получения истинных знаний.
Появилось 2 течения: 1.Эмпиризм – подход, который чувственное познание ставит выше рассудочного. Опыт-главный источник познания. Представители эмпиризма: Бэкон, Гоббс, Локк, Беркл

Ф. Бэкон. Проект прагматического преобразования науки. Разработка индуктивной методологии науки.
Философия Бэкона исходит из объективных потребностей общества и выражает интересы прогрессивных общественных сил того времени. Основное внимание Бэкон уделял проблематике науки, знания и познания.

Рене Декарт. Как создатель аналитической геометрии, он внес большой
Первую и исходную определенность всякой философии Декарт видит в определенности сознания — мышления. «Требование, что должно исходить лишь из мышления как такового, Декарт выражает словами: "D

Б. Спиноза. Пантеизм Спинозы. Бог, природа, субстанция. Метод построения системы.
Пантеизм Спинозы является важным понятием, которое завершает его учение о единой субстанции. Под Богом Спиноза понимает субстанцию с ее бесконечными атрибутами; мир, напротив, состоит из модусов бе

Г. Ф. Лейбниц. Простая субстанция как монада. Основные характеристики монады. Учение о возможных мирах.
Готфрид Лейбниц-немецкий философ нового времени.Лейбниц принадлежал к философскому направлению рационализма. В сфере его исследования основными являлись проблемы: • субстанции; •

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги