рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Основной вопрос философии и метод философского познания

Основной вопрос философии и метод философского познания - Лекция, раздел Философия, Лекция 1. Философия, ее предмет и функции Глубокие Истоки Этого Вопроса Уходят В Специфическую Сущность Человека, В Его...

Глубокие истоки этого вопроса уходят в специфическую сущность человека, в его способ бытия в мире. Этим способом является практика. Практика есть целенаправленная, сознательно осуществляемая предметно-чувственная деятельность, направленная на преобразование действительности в соответствии с потребностями и интересами человека. В этом определении также заключено противоречие: практика – это деятельность с природными и социальными предметами, которые существуют сами по себе, независимо от человека (это обстоятельство и обозначается словом «материя»). Чтобы преобразовать предметы, человек должен действовать предметным образом, в соответствии с природой самих предметов. Значит, практика материальна. Вместе с тем она определяется целью, имеющейся в голове человека в виде мысленного (идеального) образа желаемого результата; она основывается на определенных знаниях о преобразуемых предметах. Знания также существуют в голове человека в виде идеального образа. Итак, практика – это и предметно-чувственная, материальная, и в то же время духовная деятельность. Эта двойственность практики, а значит двойственность самого человека как существа предметного (материального) и существа мыслящего, осознающего, является источником вопроса об отношении духа и бытия. Различие между ними, между предметом и его идеальным образом фиксируется в голове человека тогда, когда он замечает расхождение между намеченной целью и полученным на практике результатом.

С развитием общественного разделения труда, с разделением умственного и физического труда различие между духом и материей фиксируется уже как антагонистическое противоречие. Именно тогда это отношение становится предметом особого философско-теоретического анализа. Таким образом, философия и ее основной вопрос имеют земную основу своего происхождения.

Основной вопрос философии имеет две стороны. Во-первых, это вопрос о том, что первично, что чем порождается и определяется: бытие производно от сознания или сознание производно от бытия.

В зависимости от ответа на этот вопрос философы разделились на два лагеря, борьба между которыми проходит через всю историю философии. Те, кто за исходное берет природу, саму предметную, в том числе и социальную действительность, или, выражаясь философским языком, бытие, материю, являются материалистами. Сознание ими трактуется как свойство материи, которое она порождает в своем развитии. Противоположное направление – идеализм – за исходное и определяющее принимает дух, сознание, идеальное, а природу и общество считает производными от них. В свою очередь, сами идеалисты подразделяются на два направления. Объективные идеалисты первичным считают некий надмировой, сверхприродный дух, надиндивидуальное сознание. Субъективные идеалисты за исходное принимают индивидуальное человеческое сознание.

Во-вторых, вопрос о том, как сознание относится к внешнему миру, в состоянии ли человек в своем мышлении отразить объективный мир. Этот вопрос о познаваемости мира. Все материалисты независимо от различия своих концепций признают познаваемость объективного мира. Его могут признавать и объективные идеалисты, хотя они извращенно толкуют процесс познания (об этом подробно речь идет в последующих лекциях). Но есть философы, отрицающие познаваемость мира, саму возможность познания. Их называют агностиками («гносис» – знание, «а» – отрицательная приставка).

Вопрос о познаваемости мира тесно связан с вопросом о его преобразовании, т.е. с тем, может ли человек реализовать свои цели в действительности. Практика и ее успешное историческое развитие – главное опровержение агностицизма.

Чтобы дать аргументированный ответ на основной вопрос философии, как, впрочем и на все другие философские вопросы, необходим правильный метод познания действительности, человека и его отношения к миру. Причем, поскольку философия рассматривает всеобщие формы бытия, познания и мышления, способы отношения человека и его сознания к действительности, философский метод является всеобщим. Метод – еще не ответ на вопрос, но это путь для получения ответа. Метод выполняет роль компаса, инструмента в познании. Метод познания должен быть адекватным предмету познания, т.е. если речь идет о философском методе, отражать всеобщие законы и формы бытия.

В истории философии сформировались два противоположных метода - диалектика и метафизика. Их сравнительную характеристику преподаватель может дать по пяти основным моментам.

.

 

Диалектический метод 1.Рассматривает все вещи и явления мира в их взаимной связи и опосредованности.   Метафизический метод   1. Рассматривает вещи и явления в их изолированности, оторванности друг от друга.
2. Подходит к изучению объектов как находящихся в постоянном движении (изменении) и развитии. Считает движение и развитие атрибутом (неотъемлемым свойством) их носителей.   2. Рассматривает предметы и явления как застывшие, неизменные. Фиксируя изменение как факт, не признает его неотъемлемым свойством самой материи
3.Считает, что источник движения, развития – в самих развивающихся явлениях, в их внутренней противоречивости. Поэтому нацеливает познание на поиск внутренней противоречивости объектов как на постижение их сущности.   3. Не признавая внутренней противоречивости предметов и явлений, не постигает внутреннего источника и самодвижения. Источник движения всегда усматривает во внешних воздействиях, поэтому остается на уровне фиксации внешних явлений без постижения их сущности.  
4. Рассматривает развитие как сложный многоступенчатый процесс, где периоды непрерывных количественных изменений прерываются скачкообразными изменениями качества. Нацеливает на постижение меры явлений, указывающей границы их качественной определенности.   4. Признает только непрерывность количественных изменений; не признает скачкообразного изменения качества. Поэтому не постигает законы самоперехода одних качественных состояний в другие.    
5. Признавая цикличность изменения вещей и явлений (возникновение, развитие, исчезновение),вместе с тем признает восходящее развитие – по линии усложнения, совершенствования, прогресса, осуществляющееся по спирали, где каждый новый цикл, свершая как бы возврат к исходному пункту, происходит на качественно новой основе.   5. Не признавая внутренней противоречивости и скачкообразного изменения качеств, изображает действительность как движение по замкнутому кругу. Не способен осмыслить развитие, как прогрессивное движение.  

Яркую характеристику противоположности диалектического и метафизического методов дал Ф.Энгельс в работе «Анти-Дюринг»: Для метафизика вещи и их мысленные отражения, понятия суть отдельные, неизменные, застывшие, раз навсегда данные предметы, подлежащие исследованию один после другого и один независимо от другого. Он мыслит сплошными непосредственными противоположностями, речь его состоит из «да-да, нет-нет, - что сверх того, то от лукавого».

Материализм и диалектика являются способами познания, адекватными объективной действительности и сущности человека. Философский материализм опирался на позитивное знание о природе, развивался в союзе с наукой. Идеализм же прямо или косвенно связан с религией.

В истории философии причудливым, на первый взгляд, образом сочетались материализм и метафизика, идеализм и диалектика.

Через всякие исключения пробивает себе дорогу закономерность: материализм и диалектика в конечном счете являлись и являются знаменем прогрессивных социальных сил, а идеализм и метафизика – духовное оружие реакции.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Лекция 1. Философия, ее предмет и функции

План лекции Философия как форма общественного сознания и особый тип знания Логика изложения вопроса... Мировоззрение это система обобщенных взглядов на мир на место в нем... Философия любовь к мудрости любомудрие греч phileo люблю sophia мудрость зародилась примерно лет назад...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Основной вопрос философии и метод философского познания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

План лекции
  1. Философия как форма общественного сознания и особый тип знания. Логика изложения вопроса: философия в системе научных знаний и ее значени

Место и роль философии в медицине. Логика изложения вопроса.
Как и в других областях науки, в медицине происходит процесс дифференциации и интеграции знаний. Диалектика – основной метод интеграции, обеспечивающий целостность и эффективность процесса научного

Предмет и метод философии, ее место и роль в обществе
  С выделением специальных наук в самостоятельные области знаний возникает проблема их соотношения с философией, кото­рая решалась с противоположных позиций. С одной стороны, философи

Место и роль философии в медицине
  Важной предпосылкой развития медицинских наук является высокий уровень теоретического мышления. Взаимодействие философии и медицины обнаруживается в совершенствовании логического ап

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги