рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Физика, космология и механика Аристотеля

Физика, космология и механика Аристотеля - раздел Философия, Познание природы в эпоху греко-римской античности Совершенно Новое Отношение К Познанию Природы Складывается В Учении Аристотел...

Совершенно новое отношение к познанию природы складывается в учении Аристотеля. Можно сказать, что естествознание - это родная стихия аристотелевской мысли. Аристотель - это первый великий натуралист, который вместе со своими учениками поставил исследовательскую работу в области естествознания на небывалую до него высоту.

Аристотель (384-322 г.г. до н.э) – величайший древнегреческий философ, мыслитель, учитель и наставник Александра Македонского. Аристотелевское учение явилось грандиозным универсальным синтезом всех достижений древнегреческой полисной культуры и, одновременно, духовной платформой культуры эллинизма. Эпоха эллинизма – эпоха распространения (в результате завоевательных походов Александра Македонского) греческой культуры на Восток и ее глубокого, органичного синтеза с культурами Древнего Востока.

Аристотель родился в Стагире, жил в Афинах, в течение 20 лет учился в Академии Платона, был его лучшим, часто несоглашавшимся со своим учителем (“Платон мне друг, но истина дороже”), учеником. Впоследствии открыл в Афинах свою философскую школу – Ликей.

Аристотель строил свое учение, отталкиваясь от критики теории идей Платона. Главное возражение Аристотеля направлено против платоновского отрыва идеи вещи от самой вещи. Аристотель категорически не согласен с представлением с самостоятельном существовании мира идей, о его независимости, отделенности от чувственного мира. Идеи и чувственные вещи не могут существовать отдельно, в разных мирах. Мир един, он не распадается на два мира, чувственный и идеальный. Идея существует не где-то в далеких космических далях, а в самих чувственных вещах. Отсюда - и иная оценка природы и возможностей ее познания.

В отличие от Платона, Аристотель считает, что мир изменчивых, индивидуализированных природных вещей (так же, как и мир идей) может быть предметом достоверного познания, науки физики. Все достойно быть предметом познания: и движение светил, и строение тела всех живых и растительных существ {от червя до человека), и устройство полиса, и свойства высшего перводвигателя и др. Основой естественнонаучных воззрений Аристотеля является его учение о материи и форме.

Мир состоит из вещей, каждая же отдельная вещь является соединением материи и формы. Материя сама по себе - бесформенное, хаотическое, пассивное начало: это – материал, т.е. то, из чего возникает вещь, ее субстрат. Чтобы стать вещью материя должна принять форму, некое идеальное, конструирующее, моделирующее начало, которое придает вещам определенность и конкретность. Как материя, так и форма – вечны. Каждая вещь является соединением материи и формы – говорит Аристотель. При этом материя данной вещи является в свою очередь формой для материи, из которой эта вещь состоит. Переходя таким образом вглубь вещества, ко все более простым телам (например, от здания к кирпичам, от глины к элементам, из которых она состоит и т.д.) приходят к абстрактной "первоматерии".

Первоматерия уже лишена всякой формы, всяких свойств и качеств. Это – субстанция, лишенная всякой определенности. Соединяясь с простейшими формами, она образует первые элементы, из которых состоят все вещи. Простейшие формы – теплое, холодное, сухое и влажное. Соединяясь с первоматерией, они образуют четыре первоэлемента:

[ Первоматерия ]

Я Я Я Я

теплое+сухое теплое+влажное холодное+влажное холодное+сухое

Я Я Я Я

огонь воздух вода земля

Первоэлементы в мире расположены в определенном порядке. Этот порядок задает структуру космоса.

Каждый первоэлемент имеет свое место. В центре мира находится элемент земли, который образует нашу планету Земля. Земля является центром Вселенной. Земля неподвижна и имеет сферическую форму. Принцип центрального и неподвижного положения Земли во Вселенной является краеугольным в аристотелизме и на много столетий определил господство геоцентрической системы в астрономии. Вокруг Земли распределена вода, затем идет воздух, затем огонь. Огонь простирается до орбиты Луны – первого небесного тела. Выше Луны начинается надлунный, божественный мир, который принципиально отличен от мира подлунного, действует по иным закономерностям. В этом мире все тела состоят из эфира. Эфир неизменен, он не превращается в остальные элементы.

В божественном, надлунном небе существует лишь один вид движения – равномерное непрерывное круговое движение небесных тел. Небесные тела, начиная с Луны, вращаются вокруг Земли по круговым орбитам. Все небесные тела прикреплены к материальным, сделанным из эфира, сферам, которые вращаются. Существуют сферы Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна и сфера неподвижных звезд. За сферой неподвижных звезд находится перводвигатель – бог, который и придает движение сферам. Космос – конечен и вечен; он никогда не родился и никогда не погибнет, никогда не возникал и принципиально неуничтожим.

Важную роль в космологии Аристотеля играл принцип отсутствия в природе пустоты. ("Природа не терпит пустоты"). Введение такого представления означало, что Аристотель строит континуальную картину мира, принципиально противоположную атомистической, дискретной картине мира.

Историческая заслуга Аристотеля перед естествознанием состоит и в том, что он впервые закладывает систему знаний о природе – физику. Центральное понятие аристотелевской физики – понятие движения. Аристотель разрабатывает первую историческую форму учения о движении – механику. Все механические движения он разбивает на две большие группы:

· движение небесных тел в надлунном мире;

· движение тел в подлунном, земном мире.

Движение небесных тел – это наиболее совершенное движение. Оно представляет собой вращательное равномерное круговое движение, или же движение, сложенное из таких простых круговых равномерных движений. Совершенство кругового движения в том, что оно не имеет ни начала, ни конца; оно вечно и неизменно, не имеет материальной причины.

Земные движения, в отличие от небесных, несовершенны; здесь все подвержено изменению, все имеет начало и конец. Движения земных тел в свою очередь можно разбить на две категории: насильственные и естественные.

Естественное движение – это движение тела к своему месту. Это движение тяжелого тела вниз, а легкого – вверх. Тела, состоящие из элементов Земли, стремятся вниз, а тела образованные из воздуха или огня – вверх. Естественное движение происходит само собой, оно не требует приложения силы. Насильственные движения осуществляются под действием силы.

Механика Аристотеля содержала в себе глубокое противоречие, ведь есть немало видов движений, которые осуществляются без видимого приложения силы. Что вызывает эти движения? Поиски ответа на этот вопрос растянулись на столетия.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Познание природы в эпоху греко-римской античности

Ранняя античная натурфилософия Именно античная цивилизация окончательно... Список литературы... Азимов А Краткая история биологии М...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Физика, космология и механика Аристотеля

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Ранняя античная натурфилософия
Античная цивилизация - величайшее и прекраснейшее явление в истории человечества. Очень сложно переоценить роль и значение античной цивилизации, ее заслуги перед всемирно-историческим процессом. Со

Пифагорейская школа
В конце VI в. до н.э. центр научной мысли Древней Греции перемещается с Востока средиземноморского мира на его Запад, на побережье Южной Италии и Сицилии, где греки основали свои колонии. В городе

Античный атомизм
Основы двух исторически первых естественнонаучных программ познания природы в античной науке закладывают Демокрит и Платон. Одной из вершин античной культуры являлось атомистическое уче

Математическая программа познания природы
Платон объясняет трудности процесса познания возможным наличием двух реальностей, двух миров?! Первый мир – это мир множества единичных, изменяющихся, подвижных, отражаемых чувствам

Естествознание эллинистически-римского периода
10 июня 323 г. до н.э. в Вавилоне от ран и болезней скончался Александр Македонский, создавший за двенадцать с половиной лет царствования и непрерывных завоевательных походов грандиозную монархию,

Геоцентрическая система К. Птолемея
В V в. до н.э. началось интенсивное развитие наблюдательной астрономии. Было обнаружено неравенство четырех времен года; измерен наклон эклиптики (круг, вдоль которого движутся Солнце, Луна и плане

Античные воззрения на органический мир
Особо следует сказать о развитии биологических знаний в античности. Уже античные натурфилософы обращали свои взоры на органический мир и строили первые умозрительные схемы, объяснявшие его

Упадок античного естествознания
В первые века нашей эры обострились социально-экономические, политические и культурные противоречия, свойственные рабовладельческой формации. Римская империя в V в. н.э. распалась под действием вну

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги