Упадок античного естествознания

В первые века нашей эры обострились социально-экономические, политические и культурные противоречия, свойственные рабовладельческой формации. Римская империя в V в. н.э. распалась под действием внутренних и внешних сил – восстаний рабов, бедноты, покоренных народов и нападений варварских племен. Вместе с падением Римской империи на смену рабовладельческому обществу пришел феодальный строй. Формирование феодальных отношений было связано со значительными потрясениями во всех сферах общественной жизни, в том числе и в области культуры, познания природы.

По сути, формировался новый исторический тип сознания, новый тип культуры, духовного освоения мира человеком. В его основе – монотеистическое, религиозное сознание, в котором на первом плане оказывается не познание мира и получение нового знания, а переживание, прочувствование мира и вера во всемогущего Бога, в существо, которое создало мир и постоянно творит его своей волей и активностью. В любой момент, в любой части мира может проявиться вмешательство божественных, потусторонних сил. Такое прямое активное проявление действия божества и есть чудо. Природа наполнена чудесами. Поэтому ни о каких объективных закономерностях природы не может быть и речи. В системе такого мировоззрения естествознание лишается своего действительного предмета, реальных целей и задач. Иррационализм и мистицизм, конечно же, способствовали упадку античного естествознания.

Одной из существенных ограниченностей античного способа познания являлся его отрыв от производства, отрыв теории от практики, знания от опыта. Рабовладельческий спосо6 производства, в котором главной производительной силой выступал раб, не нуждался в познании объективных законов природы как средстве развития производительных сил. Познание природы развивалась отдельно от материального производства. Материальное производство достигло такого уровня, когда оно смогло выделить часть людей из непосредственного участия в производстве, дать им возможность заниматься духовной деятельностью, но само такое материальное производство в результатах духовной деятельности не нуждалось. Отсюда и недооценка связи знания и опыта, непонимание познавательного значения опыта, эксперимента. Эксперимент как метод познания в античности не был известен. Поэтому античное естествознание не стало в подлинном смысле наукой.

И, наконец, упадку античной науки способствовало и отсутствие надежных средств хранения, обмена и передачи информации. Рукописи были дорогим, редким и – в эпоху непрерывных войн, миграций народов, исчезновения в пожарищах культур и этносов – ненадежным средством хранения информации. Как материальный носитель мысли, рукописи, к сожалению, все-таки горят.

В VI в. н.э. начинается период “темных веков” в истории европейской культуры.