рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Философское учение об истине. Объективная истина. Диалектика абсолютной и относительной истины. Практика как критерий истины.

Философское учение об истине. Объективная истина. Диалектика абсолютной и относительной истины. Практика как критерий истины. - раздел Философия, Философия всеединства Вл.Соловьева. Персоналистическая философия Н. Бердяева В Гносеологическом Плане Под Истиной Понимается Не Свойство Самого Бытия, Цен...

В гносеологическом плане под истиной понимается не свойство самого бытия, ценностных переживаний человека или продуктов его гуманитарного творчества, а также не формальная характеристика языковых структур и формул, а в первую очередь содержательная характеристика человеческих знаний, особенно философского и научного характера.
Под критерием истины понимается разрешающая процедура, позволяющая оценивать знание либо как истинное, либо как ложное.
В истории философии существуют несколько концепций истины.
1) Классическая (или корреспондентская) концепция. Здесь под истиной понимается соответствие человеческих знаний реальному положению дел, какой-то объективной действительности.
2) Агрюристская концепция. Она достаточно древняя и может трактоваться как некое имманентно присущее душе доопытное знание, которое лишь раскрывается в ходе индивидуальных и общечеловеческих познавательных усилий.
3) Когерентная теория истины. Она существует в нескольких различ-ных вариантах. Самый популярный и известный из них утверждает, что истинное знание всегда внутренне непротиворечиво и системно упорядочено. Здесь происходит сближение с трактовкой истины в смысле логической правильности и корректности.
4) Прагматическая концепция. Ее суть сводится к тому, что знание должно быть оценено как истинное, если способно обеспечить получение некоего реального результата (экспериментального, утилитарно-прагматического и т.д.)
5) Конвенциальная концепция. Истина – это то, что считает большинство
6) Экзистенциалистская концепция. Ярким представителем этой концепции является М. Хайдеггер. Истина есть свобода. Это процесс с одной стороны, в котором мир открывается нам с одной стороны, а с другой человек сам волен выбирать каким способом и чем можно познать этот мир [2, c.172].
2.2. Чтобы устанавливать истинность знаний, необходимо иметь критерий истины – способ ее проверки и обоснования. Так как истинность знания означает непротиворечивость знания действительности, то для установления истинности необходимо сопоставить, сравнить знание с этой действительностью, оригиналом. Такое сравнение возможно на основе взаимодействия человека с познаваемой действительностью, то есть практической деятельностью.
Критерии истины – не в самих знаниях, а вне их, в применении знаний на практике. Подтверждается практикой – верно, опровергается ею – ложно. До практической проверки любые, самые безупречные в логическом отношении научные теории могут рассматриваться лишь как более или менее вероятные гипотезы.
Практика как критерий истины имеет противоречивый характер. Существующей в данный момент практики всегда недостаточно для полной и окончательной проверки имеющихся знаний: на любом этапе человеческой истории практика остается ограниченной по своим возможностям:
а) существуют истины, непосредственная практическая проверка которых принципиально неосуществима, ее приходится заменять опосредованной, косвенной проверкой (параллельные прямые);
б) в науке всегда имеются гипотезы, которые на основе сегодняшней практики не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты (биогенез, внеземные цивилизации);
в) итоги практической проверки знания обладают некоторой «неопределенностью»: практика никогда не может дать полное и окончательное подтверждение или опровержение знаний. Ведь практика не стоит на месте, она постоянно развивается, изменяется, и то, что сегодня она подтверждает, может быть опровергнуто практикой завтрашнего дня, будущего [6, c.205].
2.3. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон.
Истина, по определению, в субъекте, но она же и вне субъекта. Истина субъективна. Это значит, что она не существует помимо человека и человечества: истина объективна – это значит, что истинное содержание человеческих представлений не зависит ни от человека, ни от человечества.
Из понимания истины как объективной, не зависящей от индивидов, классов, человечества, следует ее конкретность. Конкретность истины – это зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются. Истина по содержанию объективна, а по форме – относительна. Объективность истины является основой преемственности истин.
Если первые два момента истины – субъективный и объективный – показывают то, каким образом наши знания соответствуют действительности, два вторых, абсолютность и относительность, говорят о том, насколько они ей соответствуют. Абсолютное в истине – это мера устойчивого, относительное – мера изменчивого

Конкретность истины предполагает точный учет всех условий, в которых находится объект познания. Конкретность – это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействий всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития. То есть истинность или ложность тех или иных суждений не может быть установлена, если не известны условия места, времени и т.д., в которых они сформированы. Суждение, верно отражающее объект в данных условиях, становится ложным по отношению к тому же объекту в иных обстоятельствах.
Каждый объект наряду с общими чертами наделен и индивидуальными особенностями, имеет свой уникальный «контекст жизни». В силу этого наряду с обобщенным, необходим и конкретный подход к объекту: нет абстрактной истины, истина всегда конкретна.
2.4. Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает диалектику познания в его движении к истине в движении от незнания к знанию, от знания менее полного к знанию более полному. Постижение истины, - а объясняется это бесконечной сложностью мира, его неисчерпаемостью и в большом, и в малом, - не может быть достигнуто в одном акте познания, оно есть процесс.
Этот процесс идет через относительные истины, относительно верные отражения независимого от человека объекта, к истине абсолютной, точному и полному, исчерпывающему отражению этого же объекта.

Можно сказать, что относительная истина – это ступень на пути к истине абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею.
Итак, истина одна – она объективна, поскольку содержит знание, не зависящее ни от человека, ни от человечества, но она в то же время и относительна, т.к. не дает исчерпывающего знания об объекте. Больше того, будучи истиной объективной, она содержит в себе и частицы, зерна истины абсолютной, является ступенью на пути к ней

2.5. Истина – категория философии и культуры, обозначающая идеал знания и способ его достижения (обоснования). Это ценностно-теоретическое понятие, предполагающее, с одной стороны, рефлексивно-конструктивную разработку критериев совершенства и совершенствования знания, а с другой – отнесение к системе ценностей, в которой идеал данного совершенства определяется контекстуально, через связи с другими ценностными категориями.

Большинство проблем философской теории познания так или иначе концентрируются вокруг проблемы истины, конкретизируют и дополняют ее. Часто истину отождествляют с сущностью. Истина является также важнейшим мировоззренческим понятием, находясь в одном ряду с понятиями Добро, Красота, справедливость, смысл жизни.
Проблема истины достаточно сложна. Вспомним атомистическую концепцию Демокрита: «Все тела состоят из атомов, атомы неделимы». Она была бесспорной на протяжении почти двух с половиной тысячелетий. Теперь она предстает не как истина, а как заблуждение. Но, скорее всего, таким же заблуждением является значительная часть существующих ныне научных теорий, которые могут быть опровергнуты с течением времени.
Заблуждение – ненамеренное искажение знания, временное состояние знания в поиске истины. Ложь – намеренное искажение верного.
В познавательной деятельности людей большое значение имеет вера, уверенность, убеждение. В процессе познания субъект не отдаляется от мира, а становится ему ближе, объединяется с ним. Поэтому познавательные отношения – это не отношения безличности и безразличия, а отношения заинтересованности. Поэтому в самом познавательном процессе присутствуют моменты волевого выбора убеждения и веры.
По сути дела вера – отправная точка всякого познания и его цель. Она помогает преодолеть разрыв между знанием и незнанием. В процессе познания человек всегда становится перед выбором – между более убедительным и менее убедительным объяснением. Поэтому необходима вера в свои возможности – для мобилизации духовных сил при недостатке информации или отсутствии точных доказательств.
По мнению А.П. Родина истина и благо исключают друг друга, в том смысле, что не могут относиться к одному и тому субъекту: не существует ничего такого, что могло бы быть одновременно истинным и хорошим [7, c.152]. Отсюда следует, что во-первых, истину нельзя рассматривать как благо, а во-вторых, нельзя усматривать благо в каких-либо истинах.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия всеединства Вл.Соловьева. Персоналистическая философия Н. Бердяева

Основное место в философии Соловьева занимает идея всеединства которая последовательно реализуется в его онтологии гносеологии антропологии и... Владимир Соловьев попытался создать картину мироздания основанную на идее... Понятие Философия всеединства мыслится им в конечном счете в связи с проблемами практического разума моральной...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Философское учение об истине. Объективная истина. Диалектика абсолютной и относительной истины. Практика как критерий истины.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги