НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

1) Антропоцентризм, который Новое время наследует от Ренессанса. Человек рассматривается в качестве посредника между миром и Богом, он возвышается над миром и понимается как самое совершенное из земных существ. Понимание это отлично от того, которое было характерным для Средневековья или даже Ренессанса – человек совершенен не в смысле венца творения или своего богоподобия, - его оригинальность обнаруживается в ином: утверждается, что он единственное из существ, обладающее разумом. В свою очередь, наличие разума утверждает право человека на властвование на Земле и переустройство этого мира в зависимости от своих потребностей.

2) Рационализм (от лат. Ratio – разум)вторая важнейшая характеристика философии Нового времени и всей новоевропейской цивилизации. Разум рассматривается не только как важнейший человеческий атрибут, он приобретает инструментальный статус: именное на основании «рацио» человек начинает преобразовывать окружающую действительность, более того, этот разум формулирует саму необходимость переустройства.

3) Сциентизм (от лат. Scientia – наука) – многие представители философии Нового времени, в частности, Г. Лейбниц, полагали, что философия не просто может, но должна стать наукой. Наука вообще, знание стали рассматривать как высшую ценность, практическая приложимочсть которой к удовлетворению потребностей людей лишь ещё больше возвышал познающую способность разума в глазах общества. Новое время – это начало превращения науки в непосредственную производительную силу.

4) Механицизм Новое время в истории Европы – это период особенно интенсивного развития механики, это непосредственно влияет на процесс мировосприятия, окружающая действительность представляется как сфера действия механических законов, и мир, таким образом, предстаёт как машина, особый механизм. Более того, и человек рассматривается в качестве особой машины, это подозрение впервые сформулировал Р. Декарт, а развил – Жюльен Офре де Ламетри, который в своей книге «Человек-машина» (1747) представил человеческий организм как самозаводящуюся машину, подобную часовому механизму.