рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Культура как предмет философского изучения. Культура и цивилизация.

Культура как предмет философского изучения. Культура и цивилизация. - раздел Философия, Философская антропология Культура– Это Специфическая Форма Человеческого Бытия, Включ...

Культура– это специфическая форма человеческого бытия, включающая в себя совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, использования и передачи от поколения к поколению.

Термин «культура» возник в античности и первоначально использовался как агротехнический термин в значении «возделывание, обработка, культивирование земли». Применительно к человеческой деятельности это понятие впервые было применено Цицероном. Античная философия связывала культуру с образованием и воспитанием, которые должны быть направлены на достижение телесного и нравственного совершенства. В эпоху средневековья понятие «культура» связывается с личным совершенством человека, которое возможно лишь в результате приобщения к богу. Для философии Возрождения культура – средство формирования гуманистического идеала свободной, образованной, творческой личности. Философия Нового времени понятие культуры отождествляет с понятием рациональности, связывает культуру с совершенствованием человеческого разума, развитием его возможностей в познании и преобразовании мира. Немецкая классическая философия связывает культуру с духовными ценностями, противопоставляя их ценностям материальным. Кант связывает культуру со сферой морали и рассматривает ее как субъективное состояние личности, которое отличает ее от всех явлений природного мира. По Гегелю, мир человеческой культуры – это наивысший этап развития абсолютного духа. Марксистская философия рассматривает культуру как характеристику определенного уровня развития общества, один их показателей общественного прогресса. Согласно марксизму, культура включает в себя и все виды материально-производственной и духовной деятельности, и результаты этой деятельности и является показателем развития творческих сил и возможностей личности. Особый интерес к культуре возник в конце XIX – начале ХХ вв. В это время культура становится предметом изучения множества дисциплин, формируется специальная наука – культурология, – изучающая закономерности общечеловеческих и национальных культурных процессов, явления и памятники материальной и духовной культуры. В это же время культура становится одной из важнейших тем философского анализа. Философия рассматривает общетеоретические и гносеологические проблемы сущности культуры, ее развития, возможности культурного прогресса и др. Проблемы культуры занимают значительное место в таких философских направлениях, как «философия жизни» (Шопенгауэр и Ницше), психоанализ (Фрейд и Юнг), экзистенциализм (Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Бердяев) и др.

Термин «цивилизация» впервые появился в трудах французских просветителей XVIII в., которые называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме, справедливости и правовых нормах. В истории философской мысли понятие цивилизации является одним из ключевых в анализе всемирно-исторического процесса. Это понятие применяется либо относительно к развитию человеческого общества в целом, либо по отношению к отдельным этническим образованиям или определенным историческим этапам развития общества.

Сложилось два основных подхода к трактовке понятия «цивилизация»:

1) цивилизация как совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом значении. В такой трактовке понятие «цивилизация» отождествляется с понятием «культура»;

2) под цивилизацией понимается только уровень материальных достижений человечества. При таком подходе понятия «цивилизация» и «культура» противопоставляются. Различие между этими понятиями впервые намечается у Канта, который противопоставлял материальную и духовную культуру. Наиболее яркое выражение такое понимание нашло в работе немецкого философа, представителя «философии жизни», одного из основоположников современной философии культуры Освальда Шпенглера «Закат Европы». Он прямо противопоставляет цивилизацию как совокупность технических достижений культуре как органической сфере и считает, что цивилизация является заключительным этапом развития любой культуры, наступление цивилизации означает гибель культуры. По Шпенглеру, цивилизация исключает творчество, сводит на «нет» достижения искусства и литературы и утверждает принципы «делай деньги» и «рынок всегда прав».

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философская антропология

на самостоятельное рассмотрение... Обратить внимание на следующие вопросы... Тема любви в античной философии виды любви в понимании древних греков...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Культура как предмет философского изучения. Культура и цивилизация.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философская антропология.
1. История проблемы человека в философии и актуальность ее изучения в современном мире. 2. Человек как единство биологического, психического и социального. Проблема сущности человека.

История проблемы человека в философии и актуальность ее изучения в современном мире.
Проблема человека – важнейшая в философии. Вопрос о природе человека с древности был центральным в философских размышлениях. Изречение Сократа «Познай самого себя» стало девизом многих философских

Человек как единство биологического, психического и социального. Проблема сущности человека.
Сущность человека представляет собой единство трех элементов: биологического, психического и социального. Биологическое выражается в морфофизиологических, генетических явлениях, а

Человеческая деятельность, ее особенности и виды.
Проявления человеческой сущности многообразны. Однако отличительным для человека признаком, выделяющим его из всего мира живых существ, определяющим его сущность, является человеческая деят

Философия повседневной жизни, ее основные категории.
Повседневный мир – это мир, в котором мы живем каждый день, радуемся и грустим, решаем проблемы и общаемся, который мы переживаем в своих непосредственных ощущениях. Обыденная жизн

Проблема жизни, смерти и бессмертия в духовном опыте человечества.
Человек – единственное живое существо, осознающее свою смертность. Поэтому проблема жизни и смерти занимает важнейшее место в общественном сознании, прежде всего в философии и религии. Интерес к эт

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги